Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:21, курсовая работа
Задачи дипломной работы:
- определение сущности налога на имущество, основы его взимания, и места в налоговой системе Российской Федерации
- проведение анализа системы налогообложения имущества ЗАО «Индустрик»
- разработка основных направлений развития имущественного налогообложения в стране.
Введение 4
1. Сущность налога на имущество организаций 7
1.1 Эволюция налога на имущество организаций 7
1.2 Основы взимания налога на имущество организаций 11
1.3 Место налога на имущество в налоговой системе РФ 21
2. Анализ системы налогообложения имущества организации ЗАО «Индустрик» 26
2.1 Организационная структура ЗАО «Индустрик» 26
2.2 Порядок взимания налога на имущество в ЗАО «Индустрик» 31
2.3 Система оптимизации налогообложения имущества завода 41
3. Пути развития и проблемы взимания налога на имущество организации 51
Заключение 64
Список использованной литературы 72
В 2005 году остаточная стоимость
движимого и недвижимого
Следует иметь в виду, что декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется только в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения. Поэтому организация, имеющая на балансе имущество, не являющееся объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 374 Кодекса, при заполнении декларации (налогового расчета по авансовому платежу) его стоимость не указывает.
Таким образом, сформирована стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на конец года, так как за все анализируемые периоды в ЗАО «Индустрик» она совпадает с налоговой (в связи с отсутствием имущества, которое не учитывается в целях налогообложения), для расчета налога на имущество следующим шагом будет определение среднегодовой стоимости имущества ЗАО «Индустрик».
2) Расчет среднегодовой стоимости имущества.
До 1 января 2004 года среднегодовая стоимость имущества определялась следующим образом:
Среднегодовая стоимость имущества организации за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода [2].
С 1 января 2004 года в статье 375 НК РФ указано:
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу [1].
В налоговых декларациях представлены суммы среднегодовой стоимости имущества за отчетный период: Объединим их в таблице 6.
Таблица 6
Среднегодовая стоимость имущества ЗАО «Индустрик», руб.
Среднегодовая стоимость имущества |
2002г |
2003г |
2004 г |
2005 г |
9 мес.2006 |
СГСИ, руб. |
42884087 |
45083713 |
31001876 |
13752454 |
96506913 |
Динамика, % |
145,7 |
105,1 |
68,8 |
44,4 |
701,7 |
По итогам анализа на основании таблицы 6 в целом снижается среднегодовая стоимость облагаемого имущества ЗАО «Индустрик», так по сравнению с 2002 годом, среднегодовая стоимость имущества увеличилась на 45,7%, в 2003 году происходит постепенное уменьшение темпов роста, и увеличение составляет всего 5,1%, в 2004 году происходит снижение среднегодовой стоимости имущества, также аналогично и в 2005 году по сравнению с 2004 годом сокращение стоимости основных средств составляет более 50%.
3) определение необлагаемого
(льготного) имущества
Так по итогам анализа отмечу, что с 2002- 2004 год включительно ЗАО «Индустрик» применяла расчет стоимости льготируемого имущества в соответствии с п.6 Инструкции ГНС от 8.06.1995 года «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий». Данное имущество первоначальной стоимостью 3684105 рублей, за исследуемый период путем амортизации сократило свою остаточную стоимость (также и среднегодовую), в 2005 году было реализовано.
В таблице 7 представим анализ льготируемого имущества ЗАО «Индустрик»
Таблица 7
Льготируемое имущество ЗАО «Индустрик», руб.
Имущество |
2002г |
2003г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
Остаточная стоимость, руб. |
2844133 |
2799923 |
2755714 |
- |
- |
Динамика, % |
98,5 |
98,4 |
98,4 |
- |
- |
Среднегодовая стоимость , руб. |
3116237 |
2822041 |
2777819 |
- |
- |
Динамика, % |
107,1 |
90,6 |
98,4 |
- |
- |
Анализ таблицы 7 показывает, что льготируемое имущество было у предприятия только за период с 2002-2004 годы.
За счет начисления амортизации на необлагаемое имущество основных средств, его остаточная стоимость уменьшается за анализируемый период.
4) Расчет налога на имущество.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменяется с 1.01.2004 года: ею признается среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению. В расчет берется его остаточная стоимость, определенная по правилам бухучета. Если по правилам, принятым в бухучете, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по-прежнему будет определяться за вычетом износа.
В расчете налога на имущество
учитывается среднегодовая
Максимальная ставка налога с 1.01.2004 года составляет 2,2% (ст.380 Кодекса). Причем законодательные власти субъектов федерации вправе установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Кроме того, ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого может быть установлена отдельная ставка.
ЗАО «Индустрик» с 1.01.2004 года применяет налоговую ставку в размере 2,2% от налогооблагаемой базы.
Представим расчет суммы налога на имущество ЗАО «Индустрик» за 2002-2005 годы и также за 9 месяцев 2006 года.
Таблица 8
Расчет суммы налога на имущество ЗАО «Индустрик», руб
Имущество |
2002г |
2003г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
СГСИ облагаемого налогом |
42884087 |
45083713 |
31001876 |
13752454 |
96506913 |
СГСИ необлагаемого налогом |
3116237 |
2822041 |
2777819 |
- |
- |
Налоговая база |
39767850 |
42261672 |
28224057 |
13752454 |
- |
Динамика, % |
150,0 |
106,3 |
66,8 |
48,7 |
- |
Ставка налога на имущество, % |
2 |
2 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
Сумма налога за период, руб. |
795357 |
845233 |
620929 |
302554 |
530788 |
Динамика, % |
150,0 |
106,3 |
73,5 |
48,7 |
75,4 |
Таким образом, в таблице 8 видно, что сумма налога на имущество ЗАО «Индустрик» за исследуемый период снизилась, однако по большей части это связано со снижением именно среднегодовой стоимости облагаемого имущества организации, которое обосновывается выбытием части основных средств, а именно зданий и сооружений.
Динамика налоговой базы, а также налога на имущество представлена на рис. 4 и рис.5 соответственно.
Рис. 4 Динамика налоговой базы по налогу на имущество ЗАО «Индустрик»
На представленной таблице 8 и рисунке 4 видно, что налоговая база по налогу на имущество снижается за исследуемый период, так в 2002 году налоговая база составляет порядка 39767,8 тыс.рублей, в 2003 году составило 42261,7 тыс.рублей, в 2003 году – 28224 тыс.рублей, и в 2005 году – 13752,4 тыс.рублей.
Снижение налоговой базы происходит более чем на 50%.
На рисунке 5 соответственно представим анализ динамики сумм налога на имущество ЗАО «Индустрик»
Рис. 5 Динамика налоговой суммы налога на имущество ЗАО «Индустрик»
На представленных рисунках видно, что изменение суммы налога на имущество происходит пропорционально сумме налогооблагаемой базы, то есть если в 2002 году налогооблагаемая база выросла на 50%, то и сумма налога также увеличивается на 50%., аналогично 2003 год, в 2004 году разница в динамике налоговой базы и суммы налога на имущество объясняется тем, что с 1.01.2004 года ЗАО «Индустрик» применяет ставку налога в размере 2,2%.
Сумма налога уплачивается по истечении налогового периода (года).
Срок уплаты авансовых платежей и налога по итогам налогового периода определяется региональным законом о налоге на имущество организаций. Законодательные власти субъектов федерации вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу.
Не позднее 30 дней со дня окончания очередного отчетного периода налогоплательщики должны представить в налоговый орган расчет по авансовым платежам, а не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - налоговую декларацию. Они подаются по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Форму налоговой декларации и расчета по авансовым платежам могут определить законодательные власти субъекта Российской Федерации. Право утверждать форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению есть и у МНС России. Если субъектом федерации форма налоговой декларации не утверждена, ее разрабатывает МНС России (ст.80 НК РФ).
Поэтому министерство разработает формы отчетности на случай, если в каком-либо регионе они не будут утверждены. По данным формам должны будут сдавать отчетность налогоплательщики в тех регионах, где региональные власти не утвердят свои формы.
Так, в приложении 2, 3, 4, 5 и 6 представлены налоговые декларации по расчету налога на имущество ЗАО «Индустрик». Декларации за 2004 -2005 гг., а также за 9 месяцев 2006 года заполняются по формам представленным согласно приказу МНС РФ от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению».
Для многих предприятий, прежде всего в сфере производства, данный налог оказывает значительное влияние на размер налогового бремени, поэтому целесообразно уделять должное внимание вопросам налогового планирования налогообложения имущества.
Одно из самых проблемных для налогоплательщиков обременений - это налог на имущество организаций, уплачиваемый в соответствии с гл. 30 НК РФ. Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является "прямым" налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. Да и список льготников по налогу на имущество очень незначителен.
По нашему мнению, данный налог чрезмерно завышен. Только представьте, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ аж 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.
Ко всему прочему, сам факт взимания налога на имущество с таких основных средств, как транспорт, выглядит вопиющим нарушением прав налогоплательщика, уплачивающего с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета. Здесь вообще речь может идти о незаконности одного из двух налогов - в частности, транспортного налога, как не обладающего самостоятельным объектом налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ) и приводящему к двойному налогообложению. Подозреваю, что в скором времени кто-нибудь из наиболее "склочных" налогоплательщиков захочет обратиться по данному факту в Конституционный суд с иском о признании недействительной этой главы НК РФ как противоречащий основным принципам налогообложения - экономической целесообразности, законности установления и пр.
Поэтому законная оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения. Особенность ряда хозяйственных договоров, которая ляжет в основу предлагаемых в данной статье способов оптимизации налога на имущество, заключается в "нивелировании" объекта налогообложения и, соответственно, налоговой базы.