Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:21, курсовая работа
Задачи дипломной работы:
- определение сущности налога на имущество, основы его взимания, и места в налоговой системе Российской Федерации
- проведение анализа системы налогообложения имущества ЗАО «Индустрик»
- разработка основных направлений развития имущественного налогообложения в стране.
Введение 4
1. Сущность налога на имущество организаций 7
1.1 Эволюция налога на имущество организаций 7
1.2 Основы взимания налога на имущество организаций 11
1.3 Место налога на имущество в налоговой системе РФ 21
2. Анализ системы налогообложения имущества организации ЗАО «Индустрик» 26
2.1 Организационная структура ЗАО «Индустрик» 26
2.2 Порядок взимания налога на имущество в ЗАО «Индустрик» 31
2.3 Система оптимизации налогообложения имущества завода 41
3. Пути развития и проблемы взимания налога на имущество организации 51
Заключение 64
Список использованной литературы 72
При этом, поскольку налог является региональным, то существует разделение полномочий по установлению конкретных элементов налогообложения. Основные положения по налогу на имущество организаций (далее по тексту налог на имущество) устанавливает гл.30 Налогового кодекса РФ, отдельные элементы закрепляют соответствующие региональные законы. Выходить за пределы, предоставленные Налоговым кодексом РФ, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права.
Так, согласно п.2 ст.372 Налогового кодекса РФ законодательные органы субъектов Российской Федерации при установлении налога на имущество обязаны определить следующие элементы налогообложения:
- налоговую ставку;
- порядок уплаты налога;
- сроки уплаты налога;
- форму отчетности по налогу.
При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных ст.380 Налогового кодекса РФ [1].
Форма отчетности (налоговая декларация, расчеты), как следует из практики, непосредственно в законах субъектов Российской Федерации не устанавливается. Однако в этом случае в законе должен быть установлен порядок ее принятия или орган, которому передаются полномочия по принятию этих форм.
Так, например, в ст.5 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлено, что формы налогового расчета по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу, а также порядок их заполнения утверждаются Правительством Москвы [3].
Помимо перечисленных обязанностей законодательных органов субъектов Российской Федерации по установлению четырех элементов налогообложения, региональные законодательные органы вправе установить дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [27, с.105].
Соответственно различается и налоговая база.
В общем случае, согласно статье 375 НК РФ в качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость имущества. При этом в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества, формируемая в соответствии с установленном порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Среднегодовая (средняя)
стоимость имущества
Налоговая база в отношении
каждого объекта недвижимого
имущества иностранных
Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две основные группы:
- обязанность по уплате налога;
- сопутствующие обязанности
(ведение учета объектов
Однако, как мы уже отмечали ранее, не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога ввиду наличия различных льгот. В этой связи правомерен вопрос: должны ли организации, освобожденные от уплаты налога на имущество выполнять сопутствующие обязанности?
По нашему мнению, для ответа на данный вопрос необходимо всех налогоплательщиков налога на имущество разделить на следующие три группы в зависимости от способа освобождения от уплаты налога.
К первой группе относятся организации, полностью освобожденные от уплаты налога на имущество. В гл.30 Налогового кодекса РФ такие льготы не предусмотрены, так как они могут быть установлены региональными законодателями.
Ко второй группе относятся организации, чье имущество полностью освобождается от уплаты налога на имущество.
Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, имущество государственных научных центров.
К третьей группе относятся организации, для которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество только в отношении отдельного вида имущества.
Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Первая и вторая группа организаций вообще не уплачивают налог на имущество. Третья группа - не уплачивает налог, если все имеющееся имущество подпадает под перечень льготируемого имущества [35, с.109].
Одним из главных изменений
в системе налогообложения
До 2004 года налогом на
имущество предприятий
Ввиду наличия ряда особенностей
в налоговом статусе российских
и иностранных организаций
В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:
- имущество должно быть движимым или недвижимым;
- имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено гл.30 Налогового кодекса РФ (например, при совместной деятельности).
Глава 30 НК РФ предусматривает обложение налогом на имущество балансовой стоимости [восстановительной стоимости за минусом амортизации (износа)] основных средств, то есть зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств и других материальных ценностей, отнесенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам.
При применении п. 1 ст. 374 НК РФ следует иметь в виду, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся
также подлежащие государственной
регистрации воздушные и
Под движимым имуществом подразумеваются согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.
Поэтому в отношении движимого имущества для целей налога на имущество организаций объектом налогообложения признается в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ движимое имущество, не относящееся к недвижимости и учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
В аналогичном порядке в ст. 374 НК РФ определен объект налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Объектом налогообложения для иностранных организаций является имущество постоянного представительства иностранной организации, относящееся к объектам основных средств, находящимся на территории Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [1].
В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета [26, с.321].
Налоговым периодом по налогу
на имущество организаций
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Как правило, в региональных законах отчетные периоды устанавливаются в аналогичном порядке.
Так, в Законе г.Москвы
"О налоге на имущество организаций"
от 5 ноября 2003 г. N 64 предусмотрено, что
отчетными периодами также
Таким образом, если в региональном законе не установлены иные отчетные периоды, то в качестве них признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговым периодом всегда признается календарный год.
Согласно ст.380 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В ст.2 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлена единая для всех налоговая ставка в размере 2,2 процента [3].
Порядок исчисления налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен ст.382 Налогового кодекса РФ.
При этом необходимо учитывать, что способ уплаты налога (авансовый или единовременно по окончании налогового периода) устанавливаются региональными законами. Следовательно, если в законе субъекта РФ не будут установлены авансовые платежи, то на территории данного субъекта РФ авансовые платежи не уплачиваются.
Также законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей установлен ст.ст.382-385 Налогового кодекса РФ.