Эволюция налога на имущество организации и практика его взимания, на примере завода ж/б изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи дипломной работы:
- определение сущности налога на имущество, основы его взимания, и места в налоговой системе Российской Федерации
- проведение анализа системы налогообложения имущества ЗАО «Индустрик»
- разработка основных направлений развития имущественного налогообложения в стране.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность налога на имущество организаций 7
1.1 Эволюция налога на имущество организаций 7
1.2 Основы взимания налога на имущество организаций 11
1.3 Место налога на имущество в налоговой системе РФ 21
2. Анализ системы налогообложения имущества организации ЗАО «Индустрик» 26
2.1 Организационная структура ЗАО «Индустрик» 26
2.2 Порядок взимания налога на имущество в ЗАО «Индустрик» 31
2.3 Система оптимизации налогообложения имущества завода 41
3. Пути развития и проблемы взимания налога на имущество организации 51
Заключение 64
Список использованной литературы 72

Файлы: 1 файл

Эволюция налога на имущество организации и практика его взимани.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)


"Эволюция  налога на имущество организации  и практика его взимания, на  примере завода ж/б изделий"

Содержание  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение налогообложения  для развития государства весьма существенно, так как налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на  экономику страны.

Экономическая сущность данного налога заключается в изъятии части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) - эффективное производственное использование имущества.

В этом и заключается  актуальность темы исследования.

Исходя из этого определена цель исследования – изучение и  анализ имущественной системы налогообложения, и предложение путей развития имущественного налогообложения.

Налог на имущество предприятий  относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится  к региональным налогам.

На основании вышеуказанных норм ст.372 Налогового кодекса РФ закрепляет следующие положения:

- налог на имущество  организаций устанавливается Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов  Российской Федерации

- налог на имущество  организаций вводится в действие  в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации

- с момента введения  в действие налог на имущество  организаций обязателен к уплате  на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации.

Основная сложность  при практическом использовании норм, содержащихся в главе 30 НК, заключается в том, что налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, необходимо будет учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу. Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

С 1 января 2006 г. к основным средствам отнесены также активы, предназначенные исключительно  для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование (во временное пользование) с целью получения дохода, учитываемые на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (соответствующие изменения в п. 5 ПБУ 6/01 внесены Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н).  

Начиная с 2006 г. указанные  активы облагаются налогом на имущество  независимо от того, когда они были приняты к учету: до 1 января 2006 г. или после этой даты (см., в частности, письма Минфина России от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11, от 14.02.2006 N 03-06-01-04/36, от 14.04.2006 N 03-06-01-04/86).

Предметом исследования в дипломной работе выступает  налог на имущество предприятий.

Объектом исследования преддипломной практики выступает  ЗАО «Индустрик» - предприятие, входящее в состав крупнейшего строительного холдинга г. Москвы – Группу компаний ЗАО"СУ-155".

Исходя из цели были сформулированы задачи дипломной работы:

- определение сущности  налога на имущество, основы  его взимания, и места в налоговой  системе Российской Федерации

- проведение анализа системы налогообложения имущества ЗАО «Индустрик»

- разработка основных  направлений развития имущественного  налогообложения в стране.

В работе была использована налоговая отчетность предприятия  ЗАО «Индустрик» за период с 2002 по 2006 года, а именно налог на имущество предприятий.

Правовой основой работы выступает, прежде всего, Налоговый  кодекс Российской Федерации, а именно часть вторая глава 30 «Налог на имущество  предприятий», а также информационной основой – работы таких авторов, как:

Березин М.Ю., Косаревой М., Листопада Е.Е., Парыгина В,А., Смирнова Д.А., и другие источники, а также средства массовой информации, и статьи и сайты в сети Интернет.

 

 

    1. Сущность налога на имущество организаций

1.1 Эволюция налога  на имущество организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество).

Экономическая сущность данного налога заключается в изъятии части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) - эффективное производственное использование имущества.

Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история  которых насчитывает не одну сотню  лет. И в современных налоговых  системах имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем их значение неуклонно возрастает.

Современные налоговые  системы зарубежных стран нацелены на обеспечение эффективного развития произведенных инвестиций. От принципа «Больше произвел — больше уплатил  налогов» переходят к принципу «Больше  налогов платит тот, кто больше имеет». Это ведет к повышению фискальной функции имущественных налогов, объект обложения которых не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Несомненным достоинством имущественных налогов является и то обстоятельство, что объекты недвижимости трудно утаить, а определение их стоимости с целью налогообложения происходит независимо от желания собственников [7, с.60].

В России налог на имущество  предприятий был введен в 1992 году. Так же, как и в других странах, этот налог рассматривался, как доходный источник региональных и местных бюджетов, однако за 14 лет своего существования сколько-нибудь заметной фискальной роли налог на имущество так и не сыграл.

Принятый 20 декабря 1991 г. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» предусматривал налогообложение основных средств, материальных активов и затрат, находящихся на балансе плательщика.

Некоторые специалисты  считают, что одной из целей создания налога на имущество предприятий  было повышение заинтересованности у предприятий в реализации излишнего неиспользуемого имущества (по аналогии с платой за основные производственные фонды и нормируемые основные средства, введенной в ходе хозяйственной реформы в середине 60-х годов и явившейся непосредственным предшественником современного налога на имущество).

Однако в дальнейшем роль налога на имущество была сведена  на нет действием налога на прибыль. Предприятиям было невыгодно реализовывать  свое имущество, поскольку за его  наличие они платили всего 2% от его стоимости, а в случае его реализации они вынуждены были платить налог на прибыль, ставка которого была значительно выше [16, с.112].

Препятствовали выполнению возложенных на этот налог задач  и другие проблемы налогообложения  имущества предприятий, в частности, неизвестность действительной стоимости основных фондов России.

 В период с 1991 по 1997 г. было проведено несколько  переоценок основных фондов России. Но они проводились индексным  методом, и установить реальную  стоимость того, чем владеют предприятия  и государство, не удалось.

Между тем реальную стоимость  основных фондов России в условиях перехода к рыночным отношениям необходимо знать не только для налогообложения  имущества, но, например, и при осуществлении  сделок с имуществом предприятии.

Одним из существенных недостатков Закона «О налоге на имущество предприятий» было значительное количество льгот по данному налогу, что подрывало важнейший принцип справедливого налогообложения — равная налоговая ответственность за равный объект обложения.

 

Новым этапом в развитии имущественного налогообложения в России является введение с 1 января 2004 года главы 30 Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Реорганизация коснулась всех элементов налога на имущество: уточнен состав налогоплательщиков, изменен объект налогообложения, что привело ж резкому сужению налоговой базы (если раньше в налоговую базу попадал почти весь актив баланса, то теперь налогом облагаются только принадлежащие предприятиям основные средства), по-новому рассчитывается среднегодовая стоимость имущества. Предельная ставка налога возросла с 2 до 2,2%, однако налог на имущество по-прежнему остается региональным налогом, и только регионам (субъектам РФ) предоставлено право определять окончательный размер налоговой ставки. При этом резко сокращено количество налоговых льгот, однако и в отношении льгот последнее слово остается за субъектами РФ: перечень льгот может быть расширен в региональных законах о налоге на имущество [11, с.110].

Однако реформа имущественного налогообложения на этом не заканчивается. В дальнейшем предполагается поэтапное введение в действие налога на недвижимость и отнесение его к числу региональных налогов. Он должен заключать в себе налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на землю. Это направление налоговой политики можно расценить как прогрессивное. Оно приведет к сокращению числа налогов в налоговой системе РФ, а также к усилению принципа справедливости в налогообложении. Это обусловлено тем, что в наше время физическое лицо может быть владельцем или собственником недвижимости, не уступающей по своим количественным и качественным характеристикам недвижимости, находящейся на балансе предприятия (юридического лица), К тому же единый налог для физических и юридических лиц позволит избежать злоупотреблений, связанных с переоформлением прав собственности [16, с.113].

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2006 год» отмечено, что «имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества».

Если по закону Российской Федерации от 13декабря 1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» объектом обложения у российских организаций являлись основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, то с 2004 года в качестве объекта выступают основные средства, учитываемые на балансе в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, из объекта обложения выведены нематериальные активы, а также запасы и затраты. Последствие такого сокращения объекта снижение налоговой нагрузки у налогоплательщиков, а поскольку сумма налога относится на затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль в налоговом учете и на финансовые результаты в бухгалтерском, то увеличится прибыль, что при прочих равных условиях должно повысить показатели рентабельности.

Однако степень снижения налоговой нагрузки была не одинакова по отдельным категориям плательщиков. Так, более существенна она была у организаций, занятых производством, торговой деятельностью и меньше, например, у организаций финансового сектора экономики, поскольку у последних отсутствуют или имеют незначительный удельный вес в валюте баланса сырье и материалы, остатки незавершенного производства, готовая продукция, товары и др. [42, с.348]

В настоящее время  налог на недвижимое имущество существует приблизительно в 130 странах. В большинстве  стран поступления от этого налога составляют от 1 до 3 процентов от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х в США эта цифра составляла около 9,15%, в некоторых других странах его значимость также велика (Великобритания— 10,43%, Германия— 1,06%, Испания — 0,21%, Нидерланды— 1,81%, Франция— 2,17%, Швейцария — 0,46%, Япония — 5,7%) [16, с.111].

1.2 Основы взимания  налога на имущество организаций  

 

В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится  к региональным налогам.

Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

На основании вышеуказанных  норм ст.372 Налогового кодекса РФ закрепляет следующие положения:

- налог на имущество  организаций устанавливается Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов  Российской Федерации

- налог на имущество  организаций вводится в действие  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ законами субъектов  Российской Федерации

- с момента введения  в действие налог на имущество  организаций обязателен к уплате  на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации [1].

Информация о работе Эволюция налога на имущество организации и практика его взимания, на примере завода ж/б изделий