Экономическая сущность налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:46, реферат

Описание работы

Это законы вавилонского царя Хаммурапи, это 1792- 1750 гг. до новой эры. На черном базальтовом столбе были выбиты законы о судопроизводстве. Это были бессистемные сборы (подати, рентные платежи) в основном они носили натуральную форму. С развитием финансово системы вводятся регулярные денежные налоги. Одним из первых таких налогов был «трибут» - это поголовный налог на всех граждан римской империи, это 2-ой век до новой эры. Постепенно налоги становятся основным источником доходов государства. Основоположником научной теории налогов считают Адама Смита. Его учение нашло развитие в трудах Рикарда, Смита, Джона Миля. Они считали, что налоги должны быть основным источником пополнения казны. Усиление регулирующей роли государства.

Файлы: 1 файл

BILETY_PO_NALOGAM.docx

— 141.61 Кб (Скачать файл)

10. Повторная выездная  проверка – это проверка проводится  независимо от времени проведения  предыдущей проверки по тем  же налогам и за тот же  период. При назначении повторной  проверки ограничение в 5 пункте  лекции не действуют, период охвата  повторной налоговой проверкой  не более 3-х календарных лет, предшествующих  году, в котором вынесено решение  о проведении повторной выездной  налоговой проверки.

11. В последний день  проверки составляется справка, в ней фиксируется предмет  проверки и сроки ее проведения 

12. В результате проверки  в течение 2-х месяцев со дня  составления справки составляется  акт налоговой проверки, вручается  в течение 5-ти дней с даты составления этого акта. Выездная налоговая проверка наиболее эффективная форма налогового контроля, т.к. она позволяет не только выявить и пресечь нарушения налогового законодательства, но и их предупредить. В этой связи следует изучить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (Концепция). Она была утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007г. ММ-3-06/33, в нее вносились изменения и дополнения.

 

  1. Порядок зачёта и возврата сумм налога, сбора, пеней, штрафа

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

  1. Элементы налогообложения и их краткая характеристика

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения:

1. Объект налогообложения – это может быть доход, прибыль, имущество, реализация ТРУ.

2. Налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. По ряду налогов при расчете налоговой базы учитываются «принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения».

3. Налоговый период – календарный год или иной период времени, применительный к отдельным налогам (месяц, квартал) по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Для равномерности поступления налогов налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

4. Ставка налога и размеры сборов – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.

Виды ставок:

- твердые в абсолютной сумме

- адвалорные (в %)

-комбинированные

Шкала ставок:

- пропорциональная(единая), независимо от величины налоговой базы (налог на прибыль)

- прогрессивная шкала  – ставка увеличивается по  установленной шкале по мере  увеличения налоговой базы (налог  на имущество физ лиц)

- регрессивная шкала –  с увеличением налоговой базы  ставка уменьшается

5. Льготы. Виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум  налогообложения

- изъятие из налогообложения  определенных составляющих налоговой  базы

- освобождение от уплаты  налогов отдельной категории  налогоплательщиков

- целевые налоговые льготы

- снижение налоговых ставок

6. Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и с учетом льгот. В отдельных случаях исчисляет налоговый агент или орган.

7. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно каждому налогу и сбору, если сроки нарушаются то применяется пеня. Срок уплаты налога определяется календарной датой или иным периодом времени.

8. Порядок уплаты налогов и сборов:

- разовая всей суммы налога

- в установленный срок

- в наличной и безналичной  форме

В течение налогового периода могут предусматриваться авансовые платежи. Несвоевременно уплаченные авансовые платежи начисляется пеня.

Если нарушается порядок исчисления или уплаты АП, то это НЕ может быть основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение закон-ва о НиС

 

  1. Формы изменения срока уплаты налога и сбора, порядок и условия их предоставления

Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка и кредит и инвестиционный налоговый кредит.

      Отсрочка  и рассрочка 

     Отсрочка - это  перенос срока уплаты налога  на срок не более 1 года. Рассрочка, в отличии от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога с поэтапной оплатой задолженности в течении соответствующего срока.

          И отсрочка, и рассрочка по  уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так сразу и по нескольким налогам. Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из ниже указанных обстоятельств.

     - причинение  лицу ущерба в результате стихийного  бедствия и др.чрезвыч ситуаций

     - угроза банкротства  лица в случае единовременной  выплаты им налога;

     - имущественное  положение физического лица исключает  возможность единовременной уплаты  налога;

     - производство  и реализация товаров, работ, или  услуг носит сезонный характер.

-при наличии оснований  для представления отсрочки или  рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи  с перемещением товаров через  тамож границу

-непредставление бюджетных  обязательств, не доведение предельных  объемов финансирования, неперечесление из бюджета денеж средств в достаточном для уплаты налога, в тч  счет оплаты оказанных ТРУ для гос и мунцип нужд

 Обстоятельствами, исключающими  возможность изменения срока  уплаты налога, являются:

     - возбужденное  уголовное дело связанного с  нарушением закона о налогах  и сборах

     - наличие достаточных  оснований полагать, что это лицо  воспользуется этим изменением  для сокрытия своих денежных  средств или иного имущества.

На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки. Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога-изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ на срок не превышающий один год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности

По федеральным налогам в части зачисляемой в федер бюджет – предоставляется по решению правительства РФ на срок от 1-3 года,

По федеральным налогам пеням и штрафам- предоставляется по решению минфина на срок не более 5 лет

Размер задолженности превышает 10 млрд руб и единовременной погащение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий

Инвестиционный налоговый кредит (на срок от 1 до 5 лет) по налогу на прибыль орг-ии, региональным и местным налогам

     Инвестиционный  налоговый кредит представляет  собой такое изменение срока  уплаты налога, при котором организации  при наличии соответствующих  оснований предоставляется возможность  в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

     Инвестиционный  налоговый кредит может быть  предоставлен организации-налогоплательщику  при наличии следующих оснований:

1.проведение организацией  научно-исследовательских или опытно-конструкторских  работ либо технического перевооружения  собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих  мест для инвалидов или защиту  окружающей среды от загрязнения  промышленными отходами.

2.осуществление орг-ей инвестиций в создание объектов, имеющих наивысшей класс энергетической эффективности или относящихся к возобновляемым источникам энергии и тд, имеющих КПД более 57%

3. осуществление организацией  внедренческой или инновационной  деятельности, в т.ч. создание новых  или совершенствование применяемых  технологий, создание новых видов  сырья или материалов;

4.выполнение орг-ей государственного оборонного заказа

5. выполнение организацией  особо важного заказа по социально-экономическому  развитию региона или предоставление  ею особо важных услуг населению. 

1-2 предоставляется на  сумму кредита составляющую 10% стоимости приобретенного оборудования для указанных целей

3-5предоставляется на  сумму кредита определяемую по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией

1 – 5 Проценты на сумму  кредита устанавливаются в размере  не менее одной второй, но и  не более трех четвертых ставки  рефинансирования ЦБ.

 

  1. Виды налоговых режимов. Классификация налогов

 

Официального определения налоговой системы нет

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, отмены на территории России, полномочия и ответственность, права и обязанности субъектов налоговых отношений

В России действует общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы

Общий режим налогообложения включает в себя:

1) Федеральные налоги и сборы

2) Региональные налоги и местные налоги

Установлены НК и обязательны к уплате на всей территории России:

1) НДС (глава21)

2) Акцизы (глава 22)

3) НДФЛ (глава 23)

4) Налог на прибыль организации (глава 25)

5) Сбор за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1)

Информация о работе Экономическая сущность налогов и их функции