История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Все эти  мероприятия по защите и усилению  отечественной торговли  в интересах  крупного купечества имели своей  конечной целью  умножение доходов  государственной казны.

Статьи 1-2.

Проект  реформ городского управления в Пскове, разработанный в 1666 году А.Л. Ординым-Нащокиным, содержал ограничение административных прав  воевод  в отношении торговли. Новоторговый устав развивал и укреплял этот принцип. Вопросы торговли и  руководства ею, включая право  суда (полная расправа), сосредотачивались в руках выборных из числа крупных купцов (гостя с товарыщи). В их ведение переходило и таможенное дело  в важнейшем центре  внешней торговли – Архангельске. Служба  в Архангельской таможне была привилегией торговой знати:  И гости и гостиной и суконной сотни торговые люди в сказке за руками  написали, что им служить  московская службы, да у Архангельского города на ярманке.

Статьи 3-7.

Регламентировали  деятельность торговых голов в Вологде  – крупнейеи торговом  транзитном пункте на Сухово-Двинском водном пути в Архангельск. Архангельская ярмарка  обычно длилась с апреля по май  до сентября. Этим же временем  ограничивались  транзит тваров в архангельск  и торговля с иностранцами. Прибыв в Вологду, торговые головы, помощники  гостя из Архангельской таможни, длжны были переписать товары, погруженные  в барки и дощаники для отправки в Архангельск (ст.3), сличить эти  товары  с записями  в таможенных книгах (ст.4) и в росписях, составленных русскими и иностранными  купцами (ст.5). в случае обнаружения товаров, сверх указанных в росписях, излишек  отбирался в государственную  казну (ст.6). запись в книги товаров, отправляемых из Вологды в Архангельск, завершалась выдачей купцами  выписей из этих книг, скрепленных  печатью и подписями торговых голов.

Столь детально разработанные формальности свидетельствуют  о стремлении феодального государства  подчинить своему контролю всю торговлю в стране, и особенно  внешнюю  торговлю. К числу городов, из солидных  торговцев которых выбирались товарищи гостя, поставленного во главе архангельской таможни, помимо Москвы, относились крупные торговые центры – Вологда, Ярославль и Кострома.

Статьи 8-11.

Устанавливали такие же формальности  контроля за  выгрузкой товаров из судов, прибывших в  Архангельск  из Вологды  и других городов, а также за торговлей  в Архангельске.

Статьи 12-13.

Предписывали гостю с товарыщи взимать пошлину с товаров.

Система  денежного счета: 1 рубль = 100 копеек = 200 денег; 1 алтын = 3 копейки = 6 денег; 1 гривна = 10 копеек = 20 денег.

Статьи 14-16.

  Устанавливали  порядок оформления отправки  на судах товаров, закупленных   в Архангельске для продажи  в других городах России.  Жесткий  контроль  и суровая регламентация  торга  сказались здесь в  требовании предъявления росписей  закупленных товаров дважды:  первый раз – торговцами перед  погрузкой товара на судно  с указанием своего имени и  судна, на которое предполагается погрузить товар (ст.14), второй раз – хозяином судна  после погрузки товара  с указанием имени владельца товара. Статья 16 подтверждала  отмену отвозных пошлин, проведенную Торговым уставом 1653 года.

Статья 17.

Уточняло  правило сбора пошлин  с непроданных  в данном году товаров. Пошлины  с  таких товаров взимались  в  том году и в тех городах, когда  и где эти товары будут проданы.

Статья 18.

Интересна новыми ограничениями компетенции  воевод в отношении торговых людей. Последним представлялось право  беспрепятственного  проезда по городам и свободного найма вольных  людей на суда в качестве  передовщиков, кормщиков, а для сухопутного  пути – извозчиков. Причем воеводы  лишались  права вмешиваться  в условия найма. Подтверждалась отмена  проезжих пошлин по городам  следования товара. Установления в  статье 18 имели большое значение для развития торговли.

Статья 19.

См. комментарий  к статьям 12 – 13.

Статья 20.

 Брала  под защиту имущество крупных  купцов  в случаях незаконных  действий их приказчиков и  слуг, возлагая ответственность  на самих приказчиков  и  определяя им наказание  кнутом  и штраф в размере половины  их собственного имущества. Отдельная  норма  той же  статьи уточняло  правило сбора торговой пошлины.

Статьи 21-22.

Свидетельствуют о скрупулезности регламентации  торговли в феодальном законодательстве.

Статьи 23 – 25.

Конкретизируют  порядок продажи товаров, привезенных  купцом в свой город, а также таких, которые не проданы  в течении  шести месяцев со дня регистрации  их в таможне. Пошлина взималась  по месту  продажи товара. Выписи в платеже  пошлины торговцы предъявляли  в таможни тех городов, где  их товары были зарегистрированы при  первом  предъявлении.  В случае если товар  оставался непроданным  в течении 6 меяцев, пошлина взималась  по мессу его регистрации,  а  торговцу выдавалась о том выпись из книг таможни.

Статья 26.

Учитывала возможную потерю веса сырой соли, доставляемой в разные города  из мест его производства.

2 алтына 3 деньги = 15 денег + 5 денег = 20 денег  = 1 гривна. Именно такой (двойной  по сравнению с обычной торговой  пошлиной)  размер пошлины на  соль был установлен Торговым  уставом 1653 года.

Статьи 27 – 29.

Устанавливала различия в правилах закупки  и продажи товаров  купцами в своем и чужом городе.

Статья 30.

Как и  ряд других  статей, регламентирует порядок сбора торговой пошлины.

Статьи 31 – 32.

Запрещали осмотр  судов с товарами, проходивших  по Северной Двине через Холмогоры, в чем легко усмотреть тенденцию  к сокращению  таможенных препон в торговле. Однако  такой осмотр товаров у русских и  иностранных  купцов был обязателен в Архангельске.

Статья 33.

Руководствуясь  общим правилом взимания торговых пошлин, освобождает  от обложения ими  русские товары, непроданные в  порубежных городах, включая Новгород, Псков и Путивль.

Статья 34.

С русских  купцов не бралась  пошлина при  покупке иностранных товаров  в порубежных городах. Тем самым  Новоторговый устав поощрял русскую  оптовую торговлю.

Статья 35.

Распространяла  принцип ограничения власти воевод в торговых делах на территории  Сибири.

Статьи 36 – 38.

Открывают серию статей Новоторгового устава, регламентирующих условия торговли иностранных купцов в России. Товары, закупленные  иноземцами во внутренних городах России и доставленные в  Архангельск, подвергались  весьма строгой ревизия со стороны гостя  с товарыщи. Если наличие  товара не сходилось с предъявленными  иноземцами  выписями, то излишек отбирался в казну. Излишек весовых  товаров не подлежал  конфискации, но с него  назначалась пошлина в размере 4 алтына 2 деньги. Перекупная пошлина с весовых товаров, обязательная и для русских купцов, оставалась в неизменном виде. Она взималась  с продажи товаров, купленных на деньги, вырученные от торговли. По материалам таможни Устюга Великого до 1677 года – 2 ½  деньги с рубля. Таким образом,  для людей, постоянно  занимающихся торговлей, таможенное обложение было снижено в четыре.

Статья 39.

Вторично  упоминает о торговле   в  Сибири, о постепенном включении  ее в систему  всероссийского рынка. Однако до конца 80-х годов в Сибири  существовали  десятая (10%) пошлина и иные  многие проезжие пошлины. Поэтому к западу от Урала с сибирских товаров брали всего 5 денег с рубля при предъявлении сибирских проезжих грамот. После 1687 года в Сибири была проведена унификация  таможенной  системы, но десятая пошлина осталась. Та же статья освобождала торговых людей гостиной и суконной сотен от уплаты пошлин при покупке съестных припасов на свой обиход на сумму, не  превышающую 50 – 60  рублей.

Статьи  40 – 41.

Узаконяли  взимание с иноземных купцов  при торговле  ими между собой  русскими товарами  сверх единой рублевой  пошлины проезжей пошлины, от уплаты  которой освобождались  русские купцы.  Беспошлинная  и помимо  таможни торговля  иностранцев  влекла  за собой  конфискацию их товара.

Статья 42.

Катгорически  запрещала розничную торговлю иностранцев  под  страхо конфискации товаров.

 

 

Статьи 43 – 46.

Устанавливали детально разработанные правила  учета и контроля  иностранных  товаров в момент  их доставки и выгрузки на русский берег.

Статья 47 – 50.

Определяли  порядок  сбора и размер торговой пошлины с иностранных купцов, прибывших с товаром в Архангельск.

Ефимок – русское наименование иностранной  серебряной монеты, которая впервые  появилась в Богемии в XVI веке. По этому образцу выпускались монеты  в других европейских странах.  В Россию попадали французские, немецкие (любские), голландские, шведские и многие другие ефимки. Во второй половине  XVII веке русское правительство  принимало  ефимки  по цене 50 копеек, а при  перечеканке их в русские  деньги получало 14 копеек прибыли. При  обмене  рублевого  ефимка  на мелкие  серебряные деньги  прибыль возрастала  до 41 копейки. В результате этого, несмотря на формально одинаковую пошлину  в Архангельске с русского  и иностранца (10 денег с рубля), фактически размер  сбора с иностранцев  был значительно выше.

Статьи 51 – 55.

Вводят  ограничения ввоза в Россию  иностранных вин и сахара как  дорогих товаров. Импорт вин угрожал  подорвать доходы от собственной  винной  торговли, которая была  монополией государства. Исключение составляло  только церковное вино, которое облагалось  меньшей пошлиной. Иноземцам запрещалась  розничная торговля  вином в  посуду малых объемов (галенки, склянцы).

Статья 56.

Помимо  основной пошлины,  иноземные купцы  в случае вывоза товара из Архангельска в Москву и другие города уплачивали  проезжие пошлины по гривне с рубля (20 денег). Кроме того, при продаже  товаров с них взималось по два алтына (12 денег) с рубля. В  итоге иностранцы платили торговые  пошлины в три-четыре раза больше, чем русские купцы. В такой  градации пошлин с наибольшей  силой сказался  протекционистский характер Новоторгового устава.

Статьи 57 – 58.

 Устанавливали  систему жесткого таможенного  контроля при  транспортировке  иноземных товаров.

Статья 59.

Смотрите  комментарий  к статье 56.

Статьи 60 – 65.

Вводили ограничительные правила  торговли иностранцев на внутреннем русском  рынке.

Статьи 66 – 71.

Устанавливали правила контроля за вывозом через  пограничные города русских  товаров, закупленных иностранцами. В таможнях  пограничных городов иностранцы уплачивали проезжие пошлины  по гривне с рубля.

Статьи 72 – 74.

Наиболее  ярко вскрывают  монетарный характер меркантилисткой политики русского самодержавия  второй половины –  XVII века – заботу о привлечении золотых и серебряных  монет в казну с целью перечеканки их в русские деньги с прибылью.

Согласно  статье 73, иностранные купцы обязаны  предъявить золотые и ефимки в  таможнях порубежных городов. В обмен  они получали русскими деньгами  по установленной таксе, на которые  и производили закупку  русских  товаров для вывоза за рубеж.

При обнаружении  не предъявленных золотых и ефимков  взималась пеня от всякого ста золотых и ефимков по 10 денег – по 10 золотых или ефимков с сотни без компенсации за них русскими деньгами. Остальная утаенная сумма за вычетом пени оплачивалась русскими деньгами. Статья 74 предусматривает конфискацию тайно ввезенных в Россию  золотых и ефимков, вероятно, не для торговли и не только иностранцами, но и русскими  людьми.

Статья 75.

В отличие  от русских товаров непроданные  иностранцами товары облагались пошлиной. Ссылаясь на то, что в прошлом  таких пошлин не  было,  составители  Наказа выражают опасение, как бы введение  пошлины на непроданный товар  не отпугнуло в текущем году заморских  купцов от Архангельска.  Однако на будущее время  такая пошлина  вводилась  без всяких колебаний, причем  подчеркивалось, что у  иностранцев было в обычае (извычено было) непроданный товар тайно отдавать на комиссию русским людям.

Статья 76.

Дополняет норму статьи 3.

Статьи 77 – 84.

Регламентировали  условия торговли восточных  и  южных иностранных купцов – кизилбашей (персов), индийцев, бухарцев,  армян, кумыков, черкасов (зарубежных украинцев), греков,  валахов и мутьян (молдаван). Наибольшую опасность для русского  купечества представляли купцы  западноевропейских стран. Восточные же купцы не угрожали  захватов  русских рынков, не стремились подчинит себе  мелкое русское купечество и не препятствовали  подчинить  себе  мелкое русское купечество и не препятствовали  приезду  русских  торговых  людей  в  города своих стран. Поэтому на восточных  и южных купцов не распространялись  территориальные ограничения. Это  отвечало интересам русских торговых людей.

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России