История развития налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Возникновение налоговых отношений уходит в историю человеческой цивилизации. Объективная необходимость в налогах появилась с переходом человечества от первобытнообщинного строя (родового общества) к рабовладельческому и формированию государства.

Файлы: 1 файл

Налоги реферат.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

Возникновение налоговых  отношений уходит в историю человеческой цивилизации. Объективная необходимость в налогах появилась с переходом человечества от первобытнообщинного строя (родового общества) к рабовладельческому и формированию государства. «Родовой строй вырос из общества, не знающего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен к нему. У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения». Однако это общество в силу экономических условий и возможностей жизни его членов должно было расколоться на богатых и бедных; оно превратилось в общество, в котором обострились

противоречия. А чтобы эти противоречия не уничтожали само общество, возникла необходимость в силе, которая наведет в обществе порядок. И эта сила, структурирующая общество, но ставящая себя над ним, есть государство.

По сравнению с первобытнообщинной структурой, которая держалась кровнородственными связями и на территориальном делении, государство отличается территориальным единством.

«Территория осталась, - говорит  Ф.Энгельс, - но люди сделались

подвижными». Поэтому исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили право осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись безотносительно к роду и племени. Такая организация граждан по месту жительства общепринята

во всех государствах как  на первоначальной стадии образования, так и насовременном этапе развития. Создавались различные структуры аппарата управления государства. При этом главной экономической предпосылкой укрепления государственной власти стало сосредоточение в руках главы

государства денежного богатства. Главной отличительной чертой государства являлось учреждение силовых структур в государственном аппарате, которые уже не совпадают непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила. Ф.Энгельс называл эти силовые структуры государственной власти – публичной властью, и она была необходима в государствах рабовладельческого строя для поддержания: во-первых, правопорядка внутри государства; во-вторых, для защиты от внешних завоевателей; в-третьих, эта власть защищала интересы имущего класса.

Так, например, в Древнем  Египте существовали три основные ветви государственного управления: « финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа; военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ». Подобные органы государственного управления были созданы и в других странах Древнего Востока. Для содержания аппарата управления государственной власти необходимы были определенные денежные и материальные средства. Во всех государствах Древнего мира были приняты законы, обязывающие граждан ( подданных) платить налоги для содержания

государственной власти. Этими  же законами закрепилось право соответствующих структур государственной власти контролировать уплату налогов подданными. Так, в Древнем Египте ответственными за сбор урожая являлись не сами непосредственно производители, а специальные чиновники государственной власти – « агенты фиска», которые осуществляли контроль за деятельностью царских земледельцев.         Важную роль в обеспечении государственных поступлений играли центральные и местные храмы. По оценке советского (российского) египтолога И.А.Стручевского, «за контроль над государственным (царско-храмовым) комплексом местные храмы получали 7,5 % урожая, тогда как централизуемая часть, поступающая в государственную казну, составляла 22,5 %. Собранная с непосредственных производителей рента-налог использовалась в качестве материального обеспечения огромного культового

строительства, осуществляемого  государственной властью». Следует сказать, что на эти же средства содержался весь государственный аппарат управления, в том числе и чиновники, которые контролировали сбор средств в царскую казну.

Также налоговые отношения  получили развитие и в древних

странах Передней Азии. В древнем Шумере 3 тысячи лет до н.э. центрами социально-экономической и общественной жизни являлись храмы, вокруг которых строились города-государства со своими землями и населением. «Храмовая земля состояла из трех частей. Ее первую часть составляли земли, обрабатываемые рабами, разорившимися общинниками и другими зависимыми от храма людьми, которым за работу выдавалось натуральное довольствие. Доходы с этой земли шли на нужды культа и храма. Вторую часть образовывали служебные наделы, являющиеся своеобразной платой должностным лицам храма, ремесленникам и обслуживающему персоналу. Наконец, третью часть составляли земли, сдаваемые в аренду за сравнительно невысокую плату - 1/5 часть урожая».

В начале ХХ века до н.э. происходит усиление центральной власти в Шумерском царстве, то есть главным становится хозяйство верховного жреца и правителя. Он осуществляет руководство строительством ирригационных сооружений и храмов, контролирует сбор налогов в государственную казну. В законах Старовавилонского царства, а именно в Кодексе Хаммурапи, хотя и отсутствовали статьи о налогах и сборах, говорится об усилении экономической власти государства, что на практике невозможно без концентрации материальных и денежных средств в руках правителя. Возникшее в ХVIII в. до н.э. в восточной части Малой Азии Хеттское государство имело свод законов, заметно отличающийся от Кодекса Хаммурапи. Там не только присутствовали статьи о государственных доходах, но даже были предусмотрены наказания и льготы по отношению к определенным категориям налогоплательщиков. Так, бегство налогоплательщика влекло за собой необходимость обработки поля и уплаты соответствующего налога жителями данного поселения. Кроме того, за царем оставалось право заселять пустующие земли людьми из числа военнопленных при условии, что они будут выполнять соответствующие обязанности.

Однако « военнопленный  платил повинности, начиная с четвертого года. Первые три года составляли льготный период, необходимый для организации собственного хозяйства». Реформы, осуществленные Тиглатпаласаром III (744-727 гг. до н.э.) в древнем Ассирийском государстве, были направлены на усиление центральной власти. С этой целью были созданы по всему государству провинции, управление которыми возложено на наместников царя. Главными функциями наместников являлись поддержание внутреннего порядка в стране и сбор налогов и дани, причем последнему придавалось большое значение. « Налоги устанавливались на основании переписей населения и имущества. Население страны не только платило подоходно-поземельный и храмовый налоги, но и выполняло строительные, ирригационные и другие повинности. Подати и дань собирались в натуральной форме».        В отличие от государств Передней Азии и Древнего Египта в Ассирийском государстве налоговые сборы направлялись на усиление военно-полицейского аппарата и строительство и охрану дорог. Последние для Ассирийского государства были жизненно необходимы как для военных и торговых целей, так и для оперативного управления страной. Социально-экономические воззрения древнееврейских племен, живших за рекой Евфрат, на восточном побережье Средиземного моря, 1 тыс. лет до н.э., отражены в Священном Писании, Ветхом завете; в нем дается критика ростовщичества, являющегося причиной разорения и долгового рабства соплеменников. Там говорится: «Серебро мы взяли в долг (под залог) полей наших и виноградников наших для уплаты налога царского. А ведь одной мы плоти с

братьями нашими, как их сыновья – сыновья наши, и вот мы вынуждены отдавать сынов наших и дочерей наших в рабство; и среди наших дочерей уже имеются порабощенные, и нет средств у нас для выкупа, в то время как поля и виноградники наши находятся в чужих руках».

«Израильско-Иудейское царство  при царе Соломоне (965-925 гг. до н.э.) состояло из 12 округов, которые по очереди круглый год обеспечивали царский двор всем необходимым. Кроме того, покоренное население, а позднее сами израильтяне должны были выполнять трудовую повинность четыре месяца в году. Рост налогообложения привел к восстанию, в результате которого произошел раскол страны». Самое значительное развитие в государствах Древнего Востока налоговые отношения получили в  Индии. В период от II в. до н.э. до III в. н.э. велась политика объединения разрозненных государств в единое государство с сильной центральной властью. В связи с этим был разработан знаменитый трактат «Артхашастра». Данный трактат содержал, наряду с другими учениями, и учение об управлении государственными доходами. Там говорится, что «конечной целью всякой политики считается расширение власти правителя над окружающими территориями. В результате завоевани, царь получает новых налогоплательщиков. Захват территорий приводит к наполнению казны, казна же позволяет содержать завоевательную политику, пока не станет владыкой мира». Учение, связанное с пополнением царской казны, в «Артхашастре» занимает большое место. В связи с этим деятельность всех представителей государственной власти рассматривались лишь под одним углом зрения: какие виды доходов они могут и должны доставить в казну.

В Древней Индии основным источником поступлений в казну являлась не прибыль (доход) казенных предприятий, а налоги, взимаемые с населения. В частности, крестьяне обязаны были в качестве « водного налога» предоставлять часть воды из своих колодцев и прудов для орошения царских полей. Налоги рассматривались как содержание, даваемое царю в

вознаграждение за то, что  он охраняет страну от внешней опасности и внутренней смуты. Длинные перечни налогов свидетельствуют как о большой изобретательности чиновников, так и о том, что основные отрасли вовсе не являлись царской монополией. «Регулярный сельскохозяйственный налог традиционно составлял 1/6 урожая, однако нередко взималось и больше. Кроме того, были поборы религиозного характера и разного рода

экстраординарные взносы (по случаю торжественных событий в царской семье и т.п.). Иногда речь шла о повинностях в виде принудительного труда и т.п.». Нередко совершались крестьянские выступления против сборщиков налогов. Поэтому практиковалось и такое, что нарочно отправляли неугодного чиновника в разоренную поборами область, чтобы возмущенное население его уничтожило. В трактате « Артхашастра» говорится и о льготах по налогам. Освобождались от уплаты налогов жрецы, учителя. Временные налоговые льготы предоставлялись с целью поощрения предприимчивости и т.п. Население, занимавшееся сельским хозяйством, ремесленники регулярно облагались налогами, то есть для них налоговые льготы не предусматривались. Налогами облагались и иные промыслы, в то числе торговля алкогольными напитками, проституция, азартные игры. Относительно торговли алкогольными напитками, то учение «Архашастра» считало целесообразным сосредоточить ее в специально отведенных местах. Что касается азартных игр, то они должны находиться под особым надзором царских чиновников, организовавших игорные дома, и т.п. Это говорит о том, что любой источник дохода должен находиться под надзором царских чиновников, чтобы не упустить налог с этих доходов. «Артхарашстра» рекомендовала применение пошлин при ввозе и вывозе из страны товаров. Кроме налогов, пошлин и поборов в Древней Индии практиковались и утонченные методы пополнения казны, например такие, как обвинение богатых людей в преступлениях и их казнь с конфискацией имущества. «Артхашастра» рекомендовала также устраивать фальшивые чудеса в храмах и святилищах и собирать деньги с доверчивых паломников. Кроме того, была развита система добровольных взносов, то есть специальные платные агенты делали большие взносы и укоряли тех, кто проявлял недостаточную щедрость. В качестве важнейшего источника пополнения казны служили

штрафы, налагаемые в судебном и внесудебном порядке. Перед государственной администрацией стояла сложнейшая проблема борьбы с казнокрадством. В связи с этим практиковалась смена чиновников через определенное время, чтобы они не освоили способов злоупотребления. « За каждым чиновником должен был следить другой чиновник, а за тем – третий. В сущности борьбы с финансовыми нарушениями становится в «Артхашастре» слежка при помощи тайных агентов и платных осведомителей. Доносчик получал известную долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностные преступления». Проблема уплаты налогов в Древней Индии была связана напрямую с собственностью на землю. Налоги взимались в виде доли урожая, поэтому обработка участка была непременным условием права на него землевладельца.            Как и в других странах Древнего Востока, так и в Китае основной формой эксплуатации трудового народа были налоги. Налоги взимались в основном в натуральной форме, продуктами земледелия. Однако в отличие от Индии и других восточных государств налоговые отношения в Древнем Китае получили свое специфическое развитие. В основном специфика заключалась в умеренном отношении к налогоплательщикам. Это объясняется тем, что политика государства в области управления хозяйством формировалась под влиянием таких учений, как « Конфуцианство», « Гуан-цзы» и др., которые в основном трактовали благородство, справедливость. Конфуций, живший ок. 551-479 гг. до н.э., не порицал стремления людей к богатству и знатности, « но заслужить их надо честно, руководствуясь высшими моральными принципами. Поэтому человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали». Древнекитайская экономическая мысль в области налоговых отношений была направлена на решение проблемы государственные регламентации налогов и повинностей, в результате которой не должны быть подорваны натурально-хозяйственные устои экономики. Конфуцианство критиковало систему налогообложения, при которой взимание податей в неурожайные годы приводило к истощению крестьянского хозяйства: «совершенно мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле».

Крупнейший представитель  конфуцианство Мэн-цзы разработал систему « колодезных полей». Эта система заключалась в том, что деревенская община должна состоять из восьми дворов, а земли общины делятся на девять равных участков: восемь закрепляются за семьями, а девятый участок – общественное поле, которое находится в центре участков. Обработки общественного поля осуществляется совместно, а урожай с этого поля идет в распоряжение чиновников и государства. Расположение полей напоминало иероглиф «колодец» - отсюда и название системы. В трактате « Гуан-цзы» - учении о государственном регулировании экономики (IV в н.э.) говорится, что следует равномерно распределять посевные участки. Необходимо внедрение гибкой податной системы, то есть уровень налогообложения должен соответствовать качеству земли. Также предполагалось внедрение количественных норм повинностей, изменение их исходя из ситуации в стране. В этом трактате высказывается идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого предлагалась замена налоговых поступлений в казну прибылью от эксплуатации природных ресурсов. При этом « Гуан-цзы» полагает, что « для управления государством лучше всего взять в казну «горы и моря», а надбавки к цене соли и железа должны заменить налоговые сборы».

В Европе образование государств и соответственно развитие налоговых отношений происходило на территории Древней Греции и Римского государства. В период с ХХ по ХV вв. до н.э. на греческих островах Эгейского архипелага возникли раннерабовладельческие государства. На материковой части Греции этот процесс шел медленно и начался лишь ( ХVII в. до н.э.) с возникновением раннерабовладельческих государств ахейцев – Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Классической формой строительства государства было Афинское ( середина V в. до н.э.), организация структур управления которого соответствует героической эпохе. Были созданы народное собрание, народный совет. Кроме того, избирался басилей (глава государства). Было учреждено центральное управление ведения хозяйственных дел. Нововведением было разделение всего народа, независимо от рода, племени на три класса: эвпаридов (благородных), геоморов (земледельцев), демиургов (ремесленников).

Дальнейшее развитие Древней  Греции связано с созданием централизованного государства в Афинах, с режимом единоличной власти правителя. Этому способствовали реформы Солона, избранного в Афинах в 594 г. до н.э. на должность первого архонта с правами законодателя, что впоследствии привело к Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой, которая закончилась победой Спарты. Реформа Солона была направлена на преодоление острых социальных и экономических проблем рабовладельческого общества.      «Наиболее важной была коренная реформа долгового права («сейхсахтеля» - стряхивание бремени, то есть снятие долговых камней с земельных участков бедноты). Солон объявил все долги и накопившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину». Солон понимал, что порабощение земледельческого населения сужает социальную базу рабовладельческого государства, усиливает проблемы налогоплательщиков. В результате реформ в Афинах устанавливается режим единоличной власти, сформированной путем вооруженной борьбы и опиравшейся на крестьянскую бедноту, торговцев и ремесленников. После установления гегемонии Спарты начинается эпоха взлета экономической мысли древних греков Ксенофонта, Платона и Аристотеля, в трудах, которых отражены их взгляды на экономические проблемы рабовладельческого государства. Они стояли за экономически развитое государство.

Информация о работе История развития налогов