Исторические аспекты налога на имущество организаций и транспортного налога. История развития налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине 19 в. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую сферу.
В 1860 г. Александр II велел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)
  1. Исторические аспекты налога на имущество организаций и транспортного налога.
    1. История развития налога на имущество организаций.

В России институт имущественного налогообложения получил  свое основное развитие в середине 19 в. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую сферу.

В 1860 г. Александр II велел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался  на откуп частным лицам сбор косвенных  налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.

Начиная с 1863 г. с мещан, вместо подушной подати (это  основной прямой налог в России в 18 в., взимаемый в равном или почти  в равном размере со всех лиц мужского пола), стал взиматься налог с городских строений. С 1867 г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

Земские (местные) сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.

В 1898 г. Николай II утвердил Положение «О Государственном  промысловом налоге». Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.

Основной промысловый  налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия – являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.

В результате революций 1917 г. произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.

Основным доходом  молодого советского государства выступили  эмиссия денег, контрибуции (это  платежи, налагаемые на побеждённое  государство в пользу государства-победителя) и продразверстка (это система  государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции), поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

Дальнейшие  преобразования в налоговой системе  произошли к концу 1922 г., когда  ее построение принципиально было закончено.

В 1930-1932 гг. в  СССР была проведена кардинальная налоговая  реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях с прибыли.

В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно  имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик, формировалось  за счет поступлений от народного  хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

С принятием  Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий  в бюджет.

А 14 июня 1990 г. введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт [3].

Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 г. на основании Закона «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога. В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта РФ.

Согласно данному  Закону действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце 20 в. в РФ стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 г. была принята первая часть НК РФ, а в 2000 г. – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно  регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 г. В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ с момента введения в действие [1].

Налог на имущество  организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Очевидно, что  в системе имущественного налогообложения  налог на имущество организаций  занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.

В рамках бюджетных  правоотношений налог на имущество  организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 БК РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах [9.6].

 

    1. История развития транспортного налога

Налогообложение транспорта имеет свои исторические корни и берет начало от налогообложения имущества граждан как материально-овеществленного дохода. Налоги на средства передвижения возникли гораздо позже налогов на недвижимое имущество, поэтому механизм их взимания не отличается высокой степенью сложности.

Существующий  транспортный налог пришел на смену  налогам, поступавшим в дорожные фонды, налогу на имущество физических лиц в части налогообложения транспортных средств.

Законом «О дорожных фондах в РСФСР», принятым 18 октября 1991 г. № 1759-1 был предусмотрен налог на пользователей  автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации. Помимо этого, с.6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств [9.6].

Понятие «транспортный  налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте «б» п.25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации»).

Следующим налогом, был налог на отдельные виды транспортных средств, установленный ФЗ от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Налог представлял собой универсальное налоговое изъятие, взимаемое с организаций и физических лиц.

С 1 января 2003 г. в России на смену федерального налога с владельцев транспортных средств в системе региональных налогов был установлен транспортный налог. Диспозиция налога была изменена с федерального на региональный вследствие проведения налоговой реформы. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями [4].

В рамках реформирования налоговой системы РФ первоначально  планировалось отменить Закон «о дорожных фондах в РФ» с 1 января 2003 г. (ст.5 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), которым регулировались налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автодорог, налог на приобретение транспортных средств. Однако затем ФЗ от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Во-первых, была исключена  ст.5 Закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона «о дорожных фондах», а в сам Закон «о дорожных фондах» в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.

Во-вторых, часть 2 НК РФ была дополнена новой гл.28 «Транспортный  налог» (п.30 ст.1 Закона № 110-ФЗ).

В отличие от транспортного  налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл.28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, т.е. указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.

Транспортный налог заменил  следующую совокупность налогов: на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Соответствующие изменения были внесены в Закон «о дорожных фондах в РФ» (ст.9 Закона № 110-ФЗ) и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст.3 Закона № 110-ФЗ) [1].

Транспортный налог является, по своей сути, аналогом ранее действовавшего налога с владельцев транспортных средств, и порядок его исчисления практически не отличается от порядка расчета налога с владельцев транспортных средств.

Однако транспортный налог  все же имеет ряд особенностей.

Физические лица самостоятельно не исчисляют транспортный налог  и не уплачивают его при прохождении техосмотра. Транспортный налог исчисляется для физических лиц налоговым органом с направлением налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физическим лицам остается только уплатить исчисленную налоговыми органами сумму налога по банковским реквизитам и в сроки, приведенные в налоговом уведомлении.

При этом налоговое уведомление  может быть передано налогоплательщику - физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Что касается объекта налогообложения, то кроме автомототранспортных средств  и иной самоходной техники, являвшихся объектом обложения налогом с владельцев транспортных средств, в объект обложения транспортным налогом (из объекта обложения налогом на имущество физических лиц) перенесены водные и воздушные транспортные средства.

При этом налоговая база по транспортному налогу в отношении автомототранспортных средств определяется так же, как и по налогу с владельцев транспортных средств, то есть как мощность двигателя транспортного средства, выраженная в лошадиных силах.

За рубежом  существуют различные подходы к налогообложению автотранспортных средств. Например, американская система налогообложения предусматривает невысокие ставки автотранспортных налогов, поэтому доходы от сбора налогов позволяют компенсировать только затраты на содержание и развитие сети автомобильных дорог. Европейская система налогообложения предусматривает гораздо более высокий уровень налогов, которые во многом играют регулирующую роль (сдерживают рост интенсивности движения, покрывают целый ряд внешних издержек, связанных с экологическим ущербом, потерями от ДТП, вторичными последствиями перегрузки автомобильных дорог и др.). Подход, применяемый в РФ можно отнести к Американской системе налогообложения, но исходя из уровня наших дорог, нам необходимо применять более высокие ставки [9.3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог на имущество организаций и транспортный налог зарубежных стран
    1. Сравнительная характеристика налога на недвижимость за рубежом

Информация о работе Исторические аспекты налога на имущество организаций и транспортного налога. История развития налога на имущество организаций