История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Статьи 85 – 87.

Содержат  территориальные ограничения для  деятельности  иностранных купцов, приезжавших в Россию через Архангельск, Новгород и Псков.

Эти законодательные  меры имели целью оттеснить  иностранное  купечество  с внутреннего рынка  и предоставить его исключительно  в распоряжение русских скупщиков  и оптовиков.

Статьи 88 – 89.

Ставили принципиально важный вопрос о создании центрального орган в системе  феодально – крепостнического государства  – специального приказа, который  ведал  бы делами  торговли  и  купечества. Стремление купцов  и  горожан  ведаться в одном приказе  отразилось еще  в челобитной псковичей 1665 года, в которой это требование  мотивировалось тем, что великого государя казне  будет в пошлинах  немалое пополнение, а купецким людям  избавление от волокиты. Определенная попытка учредить самоуправление горожан в Пскове получила  отражение накануне появления Новоторгового устава проекте псковской реформы А.Л. Ордина – Нащокина. И хотя требование  организации купеческого приказа стояло в ряду  мероприятий, начало которым положено  ограничением власти воевод над купечеством и торговлей, так далеко  в ту пору  все е не зашли. Единое учреждение, ведавшее  делами городов – Ратуша, - было создано позднее, в 1699 году.  Выделение торгово – промышленного населения страны в самоуправляющееся сословие  соответствовало эпохе становление абсолютизма.

Статья 90.

Примыкает к статьям, закрепляющим единую рублевую  пошлину с продажи товара. Новым  является распространение рублей пошлины  на продажу  соболей и рыбы , чего не было  в Торговом уставе 1653 года. И в данном случае  отменялись многие старые мелкие пошлины.

Статья 91.

Решительно  вставала на защиту  имущественных  прав русского купечества. При этом частично ущемлялась юрисдикция  феодалов над крестьянами – суд  над  наемными  возчиками  товаров  из крестьян  в случае исков к  ним со стороны купцов передавался  таможенным головам. Для купечества такая мера была  особенно важной  ввиду  ведомственного  и сословного членения феодального судопроизводства (чтоб волочась за тем  по разным приказам купецким  людям промыслов своих не отбыть). Таким образов,  тенденция к организации  самостоятельного управления  купеческими делами порождала тенденцию выделения  судопроизводства по торговым делам.

Статья 92.

Является  дополнением к статьям 51 – 52.  Предусмотрено четырехкратное снижение на текущий  (1667) год высоких пошлин на импортное вино в случаях, когда  иностранными купцами не был еще  известен Новоторговый устав. При отправке  вина из пограничного  города  внутрь страны  дополнительная пошлина  – 5   алтын с рубля – оставалась прежней.

Статья 93.

Показывает, до какой  степени идея  борьбы с побегами  крестьян пронизывала  законодательство периода назревания крестьянской войны под представительством С. Разина. Даже  в далекий от этого  Новоторговый устав 1667 года включена статья,  обязывающая воевод и приказных  людей  остерегаться беглых людей, а  промышленников и торговцев – приезжих и прихожих  людей без объявки  и без записки не держать. Право пришлых людей заниматься торгом или промыслом обуславливалось записью у местных властей в соответствующий чин с оформлением поручной  записи сроком на один год. Данная норма показывает, что феодальное  законодательство  второй половины XVII века накладывало крепостнические узы на развитие  торгово-промышленных отношений в стране. Статья вместе с тем ограничивала мелкий  стихийный торг помимо обычных (извычайных) торговых мест и лавок, охраняя тем самым интересам крупного и среднего купечества.

 

 

 

Приложение  № 2.

 

Всероссийский центральный исполнительный комитет

 

Декрет

от 21 марта 1921 года

 

О замене  продовольственной и  сырьевой разверстки

натуральным налогом.

 

1. Для  обеспечения правильного и спокойного  ведения хозяйства на основе  более свободного распоряжения  земледельца продуктами своего  труда и своими хозяйственными  средствами, для укрепления крестьянского  хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного  установления падающих на земледельцев  государственных обязательств разверстка  как способ государственных заготовок  продовольствия, сырья и фуража  заменяется натуральным налогом.

2. Этот  налог должен быть меньше налагавшегося  до сих пор путем разверстки  обложения. Сумма налога должна  быть исчислена так, чтобы покрыть  самые необходимые потребности  армии, городских рабочих и  неземледельческого населения. Общая  сумма налога должна быть постоянно  уменьшаема по мере того, как  восстановление транспорта и  промышленности позволит Советской  власти получать продукты сельского  хозяйства в обмен на фабрично - заводские и кустарные продукты.

3. Налог  взимается в виде процентов  или долевого отчисления от  произведенных в хозяйстве продуктов,  исходя из учета урожая, числа  едоков в хозяйстве и наличия  скота в нем.

4. Налог  должен быть прогрессивным; процент  отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств  городских рабочих должен быть  пониженным.

 Хозяйства  беднейших крестьян могут быть  освобождаемы от некоторых, а  в исключительных случаях и  от всех видов натурального  налога.

 Старательные  хозяева - крестьяне, увеличивающие  площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность  хозяйства в целом, получают  льготы по выполнению натурального  налога.

5. Закон  о налоге должен быть составлен  таким образом и опубликован  в такой срок, чтобы земледельцы  еще до начала весенних полевых  работ были возможно более  точно осведомлены о размерах  падающих на них обязательств.

6. Сдача  государству причитающихся по  налогу продуктов заканчивается  в определенные, точно установленные  законом сроки.

7. Ответственность  за выполнение налога возлагается  на каждого отдельного хозяина,  и органам Советской власти  поручается налагать взыскания  на каждого, кто не выполнил  налога.

 Круговая  ответственность отменяется.

 Для  контроля за применением и  выполнением налога образуются  организации местных крестьян  по группам плательщиков разных  размеров налога.

8. Все  запасы продовольствия, сырья и  фуража, остающиеся у землевладельцев  после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении  и могут быть используемы ими  для улучшения и укрепления  своего хозяйства, для повышения  личного потребления и для  обмена на продукты фабрично - заводской и кустарной промышленности  и сельскохозяйственного производства.

 Обмен  допускается в пределах местного  хозяйственного оборота как через  кооперативные организации, так  и на рынках и базарах.

9. Тем  земледельцам, которые остающиеся  у них после выполнения налога  излишки пожелают сдать государству,  в обмен на эти добровольно  сдаваемые излишки должны быть  предоставлены предметы широкого  потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение  беднейшего сельского населения  производится в государственном  порядке по особым правилам.

11. В  развитие настоящего Закона Всероссийский  Центральный Исполнительный Комитет  предлагает Совету Народных Комиссаров  не позднее месячного срока  издать соответствующее подробное  положение.

 

 Председатель

 Всероссийского  Центрального

 Исполнительного  Комитета

 М.КАЛИНИН

 

 Секретарь

 Всероссийского  Центрального

 Исполнительного  Комитета

 П.ЗАЛУЦКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.

 

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" (с изм. и  доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 27, 31 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г., 28 июля 2004 г.) (утратил силу)

 

По состоянию  на 25 сентября 2006 года

 

Глава II

Виды налогов и компетенция  органов государственной власти

 

 

Статья 18. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации

2. Компетенция  органов государственной власти  в решении вопросов о налогах  определяется в соответствии  с настоящим Законом и другими  законодательными актами.

Органы  государственной власти всех уровней  не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных  налогов и налоговых платежей.

3. Актами  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах может  предусматриваться установление  специальных налоговых режимов  (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19-21 настоящего Закона совокупности налогов и сборов одним налогом.

Установление  и введение в действие специальных  налоговых режимов не относятся  к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных  налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах.

Статья 19. Федеральные налоги. Специальные  налоговые режимы

1. К федеральным  налогам относятся следующие  налоги:

а) налог  на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог  на доходы физических лиц;

г) единый социальный налог;

д) Исключен с 1 января 2001 г.

е) налог  на операции с ценными бумагами;

ж) таможенная пошлина;

з) Исключен с 1 января 2002 г.

и) платежи  за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты  краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и районные бюджеты  районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

к) налог  на прибыль организаций;

л) Исключен с 1 января 2001 г.

м) Исключен

н) Исключен с 1 января 2001 г

о) государственная  пошлина;

п) налог  с имущества, переходящего в порядке  наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

с) Утратил  силу с 1 января 2003 г.

т) Утратил  силу с 1 января 2004 г.

у) Исключен с 1 января 2001 г.

ф) водный налог;

х) сборы  за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

ц) Исключен

ч) налог  на добычу полезных ископаемых;

ш) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов.

2. Федеральные  налоги (в том числе размеры  их ставок, объекты налогообложения,  плательщики налогов) и порядок  зачисления их в бюджет или  во внебюджетный фонд устанавливаются  законодательными актами Российской  Федерации и взимаются на всей  ее территории.

3. При  исполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных сторонами  в соответствии с Федеральным  законом "О соглашениях о  разделе продукции", взимание  федеральных налогов и сборов  заменяется разделом произведенной  продукции между государством  и инвестором. Взимание федеральных  налогов и сборов, не заменяемое  разделом произведенной продукции  между государством и инвестором, осуществляется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  с учетом положений Федерального  закона "О соглашениях о разделе  продукции".

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции  устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 20. Налоги республик в составе  Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России