История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Петровское  правительство использовало как  доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалась вся  произведенная в стране медь. На производство монет или даже пушки  и колокола. Значительный доход приносила  и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая  налоговая система оказалась  не в состоянии удовлетворить  потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности  Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее даже фискальная, деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства».13

Общий принцип  определения величины требуемых  расходов при Петре не изменился: за основу бралась потребность государства в основных постоянных расходах, главной статьей которых были военные расходы. В 1711 году была завершена реорганизация армии, она стала регулярной.

В основу налогового обложения была принята  перепись  1677 – 1678 годов по восьми губерниям (Московская, Санкт – Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская), по которым  исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы.

Для реформы  налогового обложения в 1722 – 1724 годах  была проведена перепись мужского населения. По данным на 1772 года в России числилось 5 миллионов душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 миллиона рублей. Полученная сумма в 80 копеек и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства – его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки – общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии). По завершении переписи в 1724 года число податных душ составляло 5570 тысяч, что позволило снизить ставку налога на 6 копеек, а в следующем году еще на 4 копейки. Ставка налога в 72 копейки существовала в России до конца XVIII века. Для городского населения  ставка налога  была установлена в размере 1 рубля 20 копеек; казенные крестьяне, кроме подушного налога, платили еще  40 копеек в виде денежного оброка.

Из установленных  в 1722 году окладов налога следует, что  первоначальная ставка для всего  податного составляла 1 рубль 20 копеек. С помещичьих крестьян налог был  снижен  на 40 копеек в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне  платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов, сократился и удельный вес косвенных налогов. Основная часть государственных доходов использовалась на непроизводственные цели.

Таким образом, сформировавшаяся  к XVIII веку  громоздкая и дорогостоящая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующая посошная и подворная системы, новая система  прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).

История России XIX века характеризуется таким важнейшим событием, как отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору  налогов в 1802 году было создано министерство финансов, однако каких-либо   существенных изменений в  налоговой системе государства  в первой половине XIX века не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный во время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 году).

Отмена  крепостного права привела не только к появлению «неналоговых»  выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги  с основного податного сословия – крестьян (а в их долю приходилось 76% всех налогов)  по форме не изменилась, то есть главным прямым налогом оставалась подушная подать. В 1862 года ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 рубля (в Сибири 90 копеек), с мещан – до 1,5 рублей. В 1863 году  подушная подать  с мещан была увеличена  еще на 25 копеек. Оброчная подать в 1861 году была увеличена  в 2,25 раза до 3,30 рублей, а в 1862 году под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 копеек с десятины  годной к возделыванию земли. Наибольшее изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на 2 части -  на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8-20 рублей, для купцов второй гильдии – 25 – 65 рублей, и для купцов первой гильдии – 265 рублей в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты – от 2до 30 рублей (всего было установлено 15 ставок в зависимости от  объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя земского сбора была установлена в 34,25 копеек с податной души с дифференциацией от 14 до 40 копеек по различным губерниям.14

В конце  XIX века существенно возросла роль косвенных налогов и, прежде всего, питейный налогов. К началу XX века а России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово – виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки. Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1825 году) и промысловый налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система налогообложения в России в начале XX века.

 

Налоговая система России начала XX века характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета. Исходя из этого, что 82% населения России проживало в сельской местности, а прямые налоги с крестьян составляли всего 8% доходов бюджета, правомерно сделать вывод о том, что бюджет  мог формироваться только за счет косвенных налогов. Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципам, то есть не включал в себя местные бюджеты и делился на обыкновенный  и чрезвычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы: прямые налоги, косвенные налоги, пошлины, правительственные регалии, казенные имущества и капиталы, отчуждение государственных имуществ (то есть   доходы от  их реализации), выкупные платежи (отмененные в 1905 году), возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и прочие доходы. Наиболее многочисленную группу составляли  прямые налоги, которые делились на пять групп:

  1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ;
  2. Налоги с торговли и промышленности;
  3. Налоги с денежных капиталов;
  4. Подати и личные налоги;
  5. Государственный квартирный налог.15

Из анализа видов прямых налогов  можно сделать два важных вывода. Во-первых, какой-либо единый принцип, на котором была бы построена система  прямых налогов, отсутствовала. В ней  одновременно присутствовали не только реальные и личные налоги, но и такие  архаичные их формы, как оброк, ясак, подымный налог. Во-вторых, налоговая система отражала национальную политику царской России, основанную на угнетении окраинных народов.

В 1875 году был введен поземельный  налог, ставки по которому (пересмотренные в 1884 году) были дифференцированы по губерниям  и колебались от 0,25 копеек (Архангельская)  до 17 копеек (Подольская) с десятины удобной земли и леса. Губернские земские собрания распределяли налог между  уездами, а последние – между плательщиками. Общая сумма поземельного не превышала 10 миллионов рублей. Система поземельного обложения позволяла помещикам перекладывать налоги на крестьянские массы, что облегчалось раскладочной системой, то есть отсутствием обязательных для всех землевладельцев единых ставок. Закон устанавливал лишь среднюю для губернии ставку и общую сумму налога. Дальнейшее распределение налога было в руках земств, то есть  тех же помещиков. Оброчные подати взимались при отведении крестьянам государственных земель. Общий размер подати устанавливался централизованно с последующей раскладкой по землепользователям.

Налог с недвижимых имуществ был  установлен в 1863 году взамен подушной подати с мещан. Он исчичлялся в размере 6% (в Польше 8%) со среднего чистого дохода. Средний доход определялся на основании кадастров. Городские поселения делились на 6 групп, для каждой их которых применялись 4-5 видов ставок. Часть поступления налога (12,5%) обращалось в доход местных органов власти. Объектом обложения выступали доходы от сдачи внаем помещений под жилье и торгово-промышленные заведения. Помещения, не сдаваемые внаем, от обложения не освобождались. Если поземельные налоги платили только крестьяне и помещики, то налог с недвижимого имущества приходился уже на капиталистов помещиков, то есть владельцев строений. Однако основным видом налогов, уплачиваемых промышленными и торговыми капиталистами. Был государственный промысловый налог.

Промысловое обложение было введено  в России в 1824 году, а в 1885 году были введены дополнительные процентный и раскладочный сборы  в зависимости от уровня доходности. В 1898 году был введен новый порядок промыслового обложения . государственный промысловый налог состоял из 2 частей: основного и дополнительного. Основной промысловый налог на  личные занятия взимался либо в процентах от суммы вознаграждения (о 1 % с суммы до 100 рублей до 7% при доходе свыше 20 тысяч рублей). Применение той или иной системы взимания налога зависело от рода занятий и должности. Система взимания оговаривалась законом. Второй вид основного промыслового налога взимался при выборе промысловых свидетельств. Вся территория России делилась на 4 класса (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Дальнейшее деление производилось по четырем критериям: по характеру деятельности, по числу рабочих, по доходу, по внешним признакам. В зависимости от этих признаков устанавливалась твердая сумма основного промыслового налога.

Дополнительный промысловый налог  взимался по – разному с акционерных  и частных предприятий. Оба типа предприятий платили процентный сбор с прибыли при условии, что  отношение  чистой прибыли к основному  капиталу превышало  3%. Ставки процентного  сбора имели значительную прогрессию – 3  до 6% прибыли. С суммы прибыли, превышающей 10% стоимости основного  капитала, взималось 11%. Акционерные  предприятия платили, кроме того, дополнительный промысловый налог  в  виде налога с капитала, а прочие предприятия – раскладочный сбор.16

Налог с капитала носил скорее номинальный  характер – его ставки не зависели от размера капитала и составляли 15 копеек со 100 рублей, то есть 0,15%. Однако и эта сумма налога фактически не взималась – в эту сумму  зачитывался основной промысловый  налог. Только дополнительный промысловый налог – 11% прибыли (если она превышала 10% стоимости капитала) и еще 0,15%  стоимости капитала, то есть наиболее рентабельные предприятия платили о 12% до 15% прибыли. Платежи более мелких предприятий не превышали 5-10% прибыли.  17

Еще более льготны было взимание  раскладочного сбора, так как  предприятия облагались только из той  суммы прибыли, которая в 30 раз  превышала оклад основного промыслового налога. Сбор взимался в размере 1 рубля  с каждых 30 рублей указанного превышения прибыли. Не очень обременительными были и налоги с других групп капиталистов – 5% с денежных капиталистов 0,216% годовых  со специальных текущих счетов, открываемых  под заклад процентных бумаг. Прямые налоги с четвертой группы – «подати  и личные налоги» - не только носили дискриминационный характер, но ложились тяжелым бременем на плечи трудящихся. Плательщики подушной  и оброчной податей выступали крестьяне  ряда местностей Сибири, проживающие  на государственных землях. К этой группе причисляли крестьян из ссыльных и всех инородцев. Сумма налога на душу превышала 3-5 рублей, причем она  могла значительно возрастать в  связи с раскладочным принципом  взимания. 

Объектами прямого обложения коренного  населения Средней Азии и Северного  Кавказа выступали либо их жилища, либо скот. Коренное население Сибири платило ясак шкурами зверей либо деньгами (в некоторых местах и  тем и другим). Взимание этой группы налогов поручалось местной  феодальной знати. Закон устанавливал систему поощрения за бездоимочное взимание налога, что приводило к усилению налогового гнета в национальных окраинах. Косвенные налоги включали в себя 6 видов: питейный доход, табачный доход, сахарный доход, нефтяной доход. Спичечный доход и таможенные пошлины. Уже в самой идее налоговой реформы, ориентированной на переложение налогового бремени на плечи трудящихся, на рост косвенного обложения, особенно доходов от винной монополии, проявлялись не только классовый подход, но проблемы с дефицитом бюджета. Такая система могла обеспечит потребности государственного бюджета России только при относительно высокой доле заработной платы в национальном доходе. Царское правительство и рассчитывало переложить всю тяжесть обложения на трудящихся: «…во всех прогрессирующих в экономическом отношении странах потребление быстро возрастает. Безо всяких изменений в размерах самого налога косвенное обложение дает государству все более возрастающий доход вследствие увеличения численности населения, роста благосостояния и так далее». 18

  1 августа 1914 года началась Первая мировая война, самая кровопролитная и дорогостоящая война из пережитых Россией к тому моменту войн.  До конца 1914 года были изменены ставки обложения по 12 видам косвенных налогов (акцизы со спирта, спичек, табака и так далее) и введены два новых налога (с железнодорожных грузов и налог на хлопок). Были увеличены ставки обложения по всем видам прямых налогов, введен налог на телефонные аппараты (в размере 10рублей). Даже в условиях военного времени царское правительство продолжало несправедливую налоговую политику. Так, налог  с недвижимых имуществ  был повышен лишь до 8% (до войны – 6% средней чистой доходности), а оклады кибиточной подати – на 100%. Ставки поземельного налога, падавшего в основном на крестьян. Были повешены с 0,25 до 0,75 копеек (низшие ставки) и с 17 до 29,5 копеек (высшие ставки). В то же время оклады основного промыслового налога были повышены лишь на 50%.19

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России