Устав муниципального образования как основной нормативный акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. После принятия новой Конституции Российской Федерации народ (граждане) реализует право на власть двумя путями: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в России воспринималось как разновидность государственного управления на местах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………6
1.1 Муниципальные правовые акты, правовая база местного самоуправления…………………………………………………………………………..6
1.2 Устав муниципального образования: понятие, сущность……………..7
2 ПРАВОВАЯ ОСНОВА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………11
2.1 Содержание и структура устава муниципального образования………11
2.2 Принятие и внесение изменений в устав муниципального образования…………………………………………………………………………......13
2.3 Государственная регистрация устава муниципального образования...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы……………………………………………………………………………..21
Приложения…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - !УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ (Тыркасова А.С., 132 группа).docx

— 1.25 Мб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………………...

 

6

1.1 Муниципальные правовые акты, правовая база местного самоуправления…………………………………………………………………………..

 

6

1.2 Устав муниципального образования: понятие, сущность……………..

7

2 ПРАВОВАЯ ОСНОВА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………...….

 

11

2.1 Содержание и структура устава муниципального образования………

11

2.2 Принятие и внесение изменений в устав муниципального образования…………………………………………………………………………......

 

13

2.3 Государственная регистрация устава муниципального образования...

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

19

СПИСОК  использованных  ИСТОЧНИКОВ и литературы……………………………………………………………………………..

 

21

Приложения…………………………………………………………….

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. После принятия новой Конституции Российской Федерации народ (граждане) реализует право на власть двумя путями: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в России воспринималось как разновидность государственного управления на местах.

На данный момент Конституция Российской Федерации гарантирует независимость местного самоуправления в рамках его полномочий (ст. 3, Конституции Российской Федерации). Таким образом, обнаруживается необходимость закрепления в законодательстве компетенций и полномочий местного самоуправления, а так же рамки, в которых органы местного самоуправления будут осуществлять властное управление независимо от органов государственной власти.

Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения, через органы местного самоуправления, по решению вопросов местного значения, базируясь на интересах граждан, территориальных особенностей и местных традиций. Другими словами, местное самоуправление – это власть, передающаяся от государства к населению, проживающему в конкретном населенном пункте, по решению вопросов местного значения посредствам сходов, референдумов, собраний, выборов.

Местное самоуправление регулируется и организуется свою деятельность через муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления осуществляют управленческие функции по ряду вопросов, посредством муниципальных правовых актов:

    • учреждение структуры органов местного самоуправления;
    • разграничение полномочий между муниципальными органами и их должностными лицами;
    •  
    • регулирование административных и территориальных вопросов муниципального образования;
    • финансово-экономическое устройство в муниципальном образовании и другие.

Одним из традиционных муниципальных правовых актом местного самоуправления является устав муниципального образования. Устав муниципального образования обеспечивает реализацию независимости местного самоуправления от органов государственной власти. Правовая сущность устава муниципального образования состоит в том, что он является правовым актом. Каждое муниципальное образование фиксирует в своём уставе правовой статус, то есть предметы ведения, обязанности, права и компетенции органов местного самоуправления.

Значимость  исследования заключается в том, что правовой аспект не содержит конкретизированных ответов на проблемные ситуации по реализации норм, содержащихся в уставе муниципального образования.

Объектом исследования выступает муниципально-правовая база местного самоуправления.

Предметом исследования является устав муниципального образования.

Цель данной работы - рассмотреть и охарактеризовать устав муниципального образования как основной нормативный акт.

Для реализации данной цели следует решить ряд задач:

      1. Рассмотреть муниципальные правовые акты как правовую основу местного самоуправления;
      2. Выявить сущность устава муниципального образования;
      3. Проанализировать содержание и структуру устава муниципального образования;
      4.  
      5. Изучить аспекты принятия и внесения изменений в устав муниципального образования и рассмотреть специфику государственной регистрации устава муниципального образования.

Анализ изученных источников и литературы: Актуальность темы достаточно хорошо изучена в современной литературе. Кроме того, существуют законодательные нормативные акты регулирующие процессы, связанные с уставным управлением на уровне местного самоуправления. Но не смотря на это всё равно существуют проблемные аспекты в понимании устава муниципального образования как нормативного акта.

Правовое  регулирование и специфику муниципальных  правовых актов затрагивает в своих статьях Ю.С. Яичникова – соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета. Она рассматривает принятие населением муниципального образования и органами местного самоуправления своих правовых актов неотъемлемым признаком власти на местах.

Проблемные  ситуации уставного нормотворчества  муниципальных образований рассматривает Борис Григорьевич Хачатурян – доцент ДВИУ РАНХиГС, кандидат исторических наук, специалист по истории и проблемам местного самоуправления российского Дальнего Востока. Он полагает, что уставы муниципальных образований можно рассматривать как акты новой правовой формы, они закрепляют статус муниципальных образований, образуют базу для деятельности органов местного самоуправления.

Чащина  С. И. – главный специалист Главного управления регистрационной службы Хабаровского края и ЕАО,  в своих  научных трудах описывает правовую природу и суть государственной  регистрации уставов муниципальных  образований, вопросы, возникающие при рассмотрении этого процесса.

Методы исследования - анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Муниципальные правовые акты, правовая база местного самоуправления

Качественная  организация деятельности органов местного самоуправления невозможна без правового регулирования, осуществляющегося посредствам нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, и муниципальных правовых актов.

Муниципальный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах своей компетенции и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с законодательством.1

Субъектом муниципальной правотворческой деятельности выступает население муниципального образования, реализующее данное право через местный референдум или сход граждан. Так же, субъектом могут быть органы или должностные лица муниципального уровня.

Муниципальные правовые акты являются подзаконными:

    • они не должны противоречить законам, занимающим положение выше (федеральное и региональное законодательство);
    • они уточняют правовые нормы, которые содержаться в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Важность муниципальных правовых актов очевидна, поскольку они регулируют многие сферы организации и деятельности местного самоуправления:

    • структуру и порядок формирования органов муниципального образования;
    • полномочия органов муниципального образования;
    • формы участия населения в решении вопросов местного значения и др.2

Статья 43 Федерального закона №131-ФЗ устанавливает систему муниципальных правовых актов:

  • устав муниципального образования;
  • нормативные и иные акты представительного органа муниципального образования;
  • правовые акты высшего должностного лица муниципального образования;
  • постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Самым важным муниципальным правовым актом является устав муниципального образования. Именно данный акт составляет правовую основу местного самоуправления. Только в соответствии с уставом принимаются другие муниципальные правовые акты и осуществляют свои полномочия органы местной власти.

 

 

2.2 Устав муниципального образования: понятие, сущность

Первый  раз устав местного самоуправления упоминается в Законе Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года №1550-1. Но после принятия закона в период с 1991 по 1995 год ни одно муниципальное образование не предприняло действий к принятию уставов. На это было несколько причин:

    1. Согласно статьи 5 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» не было конкретизировано место устава в правовой системе государства. Условие принятие устава было не обязательным.
    2. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» закрепляет за органами местной власти такие полномочия, которые обязывают их быть самостоятельными, иметь и распоряжаться муниципальной собственностью.  Но данное содержание Закона РФ противоречило Закону РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года №1531-1. В ст. 5 Закона РСФСР  предусматривается создание органов, которые принимают решения о распоряжении муниципальным имуществом только на уровне городов, исключая районы в области и районы в городе.
    3. Закон РФ не предусматривал специальные процедуры регистрации уставов.

Следующим витком развития уставного регулирования  местного самоуправления было принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Были расписаны новые основы для развития и изменения местного самоуправления, был указан новый источник муниципального права – устав муниципального образования. Так же, муниципальные образования были обязаны иметь устав, который и будет являться базовым нормативным актом.

Принятый  Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ содержит более широкое понятие устава. Статья 43 раскрывает устав муниципального образования  как  правовые акты решения, принятые на местном уровне (референдум, сход граждан), являющиеся актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, применяющиеся на всей территории муниципального образования.

Так же, в №131-ФЗ определены вопросы регулирования устава, выделена информация о тех, кто принимает его, в каком составе, и так же о процессе государственной регистрации и вступления устава в силу.

Каждому муниципальному образованию необходимо разработать, принять и зарегистрировать свой устав, в порядке, установленном  №131-ФЗ. В целях разработки устава муниципального образования необходимо учредить специальную рабочую комиссию, и согласовать деятельность с органом государственной власти. На представительный орган местного самоуправления или непосредственно население возлагаются функции принятия устава муниципального образования. Устав должен пройти процедуру государственной регистрации согласно законодательству субъекта РФ.

Отсюда следует, что устав – это:

    • подзаконный нормативно-правовой акт;
    • акт учредительного (правоустанавливающего) характера;
    • основополагающий нормативно-правовой акт муниципального образования;
    • акт долговременного действия;
    • обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования;
    • имеет особый порядок принятия;
    • подлежит государственной регистрации;
    • уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ. 

Информация о работе Устав муниципального образования как основной нормативный акт