Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Государственное имущество – понятие многовариантное, а само толкование термина «имущество» не имеет четкого юридического толкования. В первой главе настоящей работы даются общие представления о государственном имуществе, как объекта управления, его составе и принципах управления. Далее, основной упор сделан на рассмотрении деятельности государственных предприятий, как наиболее проблемный и, в тоже время, значимый массив государственной собственности, нуждающийся в грамотном и законодательно обеспеченном управлении. Дана текущая оценка состояния государственных предприятий, определена необходимость концептуального подхода к управлению госсобственностью. В последней главе курсового проекта, рассмотрены частные случаи управления государственными предприятиями на современном этапе развития экономики и перспективы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления государственным имуществом 5
1.1 Состав государственного имущества, цели, задачи и принципы управления……………………………………………. 5
1.2 Современная ситуация в области управления государственным имуществом……………………………………………. 12
Глава 2. Государственная политика управления имуществом 20
2.1. Инструменты государственного регулирования в области управления имуществом 20
2.2. Концептуальные подходы к управлению государственным имуществом 22
Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом 33
3.1. Сектор государственных предприятий в столице и основные направления совершенствования управления ими 33
3.2 Принятие решений о банкротстве унитарных предприятий в рамках совершенствования государственной политики 38
3.3. Принятие решений о приватизации государственных предприятий 46
Заключение 47
Список использованной литературы: 50

Файлы: 1 файл

курсово проект ГМУ.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)
  • имущества, необходимого для осуществления органами государственной власти законодательно возложенных на них полномочий;
  • имущества, необходимого в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами для обеспечения деятельности органов государственной власти, государственных служащих;
  • иного имущества, которое в соответствии с законодательством не подлежит отчуждению из государственной собственности (имущество, изъятое из гражданского оборота).

Необходимо также отметить необходимость  учета государственного имущества  в рамках концепции управления имуществом.

Цель учета государственного имущества  заключается в создании условий  для мониторинга и контроля за состоянием государственного имущества  и принятия обоснованных решений по его использованию. Результаты учета государственного имущества должны находить отражение в Реестре государственного имущества.

Реестр должен содержать сведения, характеризующие стоимостные характеристики, состав, местоположение и использование государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, учреждениями, а также сведения о государственной регистрации прав собственности на государственное имущество.

Для достижения цели учета государственного имущества должны решаться следующие задачи:

  • усовершенствование системы ведения реестра государственного имущества, проведение выверки и систематизации данных обо всех элементах государственной собственности;
  • формирования системы информационного обеспечения деятельности министерства экономического развития, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами государственной собственности, в т.ч. с земельными участками, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости;
  • проведение полной инвентаризации объектов, продолжающих находиться в государственной собственности (не вошедших в уставный капитал приватизированных предприятий), внесение необходимых изменений в систему учета этих объектов и оформление прав на них.

Государственное имущество, подвержено рискам его уничтожения, снижения его функциональных характеристик в силу неэффективного или неправильного использования, утраты в силу недобросовестных или неквалифицированных действий со стороны лиц, ответственных за его сохранность и целевое использование. Единая система учета и регулирования рисков, возникающих при управлении и распоряжении областным имуществом, еще не сформирована. Регулирование рисков осуществляется бессистемно.

К мероприятиям по снижению рисков, проводимым в области, можно отнести:

  • контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти;
  • проведение текущих обследований состояния государственного имущества государственными контрольными органами по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
  • предъявление исков о возмещении ущерба к руководителям и иным материально ответственным лицам государственных предприятий и учреждений;
  • проведение мероприятий по охране государственного имущества со стороны правообладателей;
  • текущий и капитальный ремонт государственного имущества;
  • страхование рисков утраты государственного имущества;
  • проведение правовой экспертизы сделок с государственным имуществом;
  • проведение оценки рыночной стоимости государственного имущества, вовлекаемого в хозяйственный оборот;
  • проведение инвентаризации и учета государственного имущества;
  • проведение аудита финансовой отчетности унитарных предприятий.

 

Создание системы учета и  регулирования рисков, сопровождающих процессы управления и распоряжения государственным имуществом, является перспективной задачей государственных органов власти. Одним из ключевых направлений регулирования рисков является создание государственной программы страхования рисков, связанных с управлением и распоряжением государственным имуществом.

Реализация данной программы будет  проводиться в два этапа.

На первом этапе будет необходимо осуществление страхования наиболее значимых объектов государственной  собственности. К приоритетам в  этой области необходимо отнести страхование наиболее социально значимых объектов и объектов, имеющих наибольшую стоимость. Примером таких объектов являются государственные лечебные учреждения, объекты водоснабжения и канализации, крупные административные здания.

На втором этапе необходимо разработать  областную программу учета и регулирования рисков. Ее основными направлениями должны стать:

  • минимизация издержек, связанных с регулированием рисков;
  • выявление объектов государственной собственности, эксплуатация которых сопряжена с наибольшими рисками;
  • создание системы мониторинга рисков;
  • определение минимально необходимых мероприятий по предотвращению наиболее значимых рисков;
  • анализ взаимного влияния различных мероприятий и упразднение избыточных и неэффективных мероприятий по снижению рисков.

В следующей проектной части курсовой работы речь пойдет о частных случаях совершенствования управления государственным имуществом, касающихся управления государственными предприятиями.

 

Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом

3.1. Сектор  государственных  предприятий в столице и основные направления совершенствования управления ими

 

г. Москва является лидером  среди всех субъектов РФ по числу унитарных предприятий не только федеральной, но также городской и муниципальной форм собственности.

Московский регион отличается наиболее высоким уровнем благосостояния населения (благодаря самым высоким доходам в России), относительно хорошим качеством жилищно-коммунальных услуг, исправным функционированием городской инженерной инфраструктуры, благоустроенностью улиц, дорог, мостов.

Москва выполняет функции  не только самого крупного мегаполиса в стране, но и исторического, и культурного центра России. Выполняя столичные функции, г. Москва является визитной карточкой государства.

Несмотря на глубокий системный  кризис всех отраслей и регионов России в условиях экономики переходного периода, город стремительно преобразился и стал одной из красивейших мировых столиц. Поддержание и развитие города на этом уровне обеспечивается сложившейся системой управления городским хозяйством, ключевая роль в которой отводится ГУПам различных сфер городской экономики.

Работа по повышению  эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и качества управления ими была начата столичным правительством еще осенью 1998 г., когда для этого была создана временная рабочая группа.

В документах правительства Москвы отмечалось, что по состоянию на 1 января 2000 г. в собственности города Москвы находилось 1565 государственных и казенных предприятий. Управление указанными предприятиями осуществлялось отраслевыми органами городской администрации и префектами административных округов города. Так, в ведении департаментов, комитетов и управлений Комплекса социальной сферы находилось 493 предприятия (32% их общего количества), в ведении управлений Комплекса городского хозяйства - 262 предприятия (17%), в ведении структурных подразделений Комплекса перспективного развития -70 предприятий (5%). 683 предприятия (43%) были подведомственны префектам административных округов (более чем по 100 предприятий имелось в Центральном и Восточном административных округах), остальные 57 (3%) - другим органам городской администрации.

В результате проведенной  в 1999 г. Департаментом государственного и муниципального имущества (ДГМИ) г. Москвы проверки государственных и казенных предприятий города выявлено отсутствие эффективного контроля за их деятельностью со стороны отраслевых органов городской администрации, а также префектов административных округов. Только 965 предприятий (61,7%) представили в органы статистики бухгалтерскую отчетность за 1998 г., 80 предприятий (по другим данным - 83) - не представили. Из 1565 принадлежащих городу предприятий на момент проведения проверки лишь у 511 предприятий (32,7%) учредительные документы были приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Остальные 1054 предприятия, созданные различными органами власти в период с 1990 по 1995 г., имели организационно-правовые формы, не предусмотренные ныне действующим законодательством. Установлено, что 136 предприятий неэффективно используют государственное имущество.

В ходе реализации постановления  Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. № 542 «О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах» ДГМИ г. Москвы совместно с отраслевыми органами городской администрации и префектами административных округов были приведены в соответствие действующему законодательству учредительные документы 171 предприятия. В результате этих мероприятий общее число государственных унитарных предприятий с приведенными в соответствие с требованиями законодательства учредительными документами г. Москвы на 1 января 2000 г. составило 682.

В результате анализа юридического и экономического состояния  предприятий, принадлежащих г. Москве, было установлено, что:

    • наличие необоснованно большого количества государственных и казенных предприятий не позволяет в полной мере осуществлять координацию и контроль за их деятельностью;
    • эффективность имущественных и денежных вложений в государственные и казенные предприятия в целом остается низкой;
    • имеют место случаи дублирования государственными и казенными предприятиями функций органов исполнительной власти города;
    • руководители государственных и казенных предприятий имеют неоправданно широкие полномочия в части распоряжения имуществом при недостаточной ответственности перед собственником за реализацию возложенных при создании  предприятий функций и эффективное использование закрепленного за ними имущества;
    • отсутствует единая система контроля со стороны отраслевых органов городской администрации, а также префектов административных округов за результатами деятельности и эффективностью использования  подведомственными  им предприятиями городского имущества.

В целях повышения эффективности  использования государственного имущества  государственными и казенными предприятиями г. Москвы было признано необходимым проведение реструктуризации государственного сектора хозяйства города, нацеленной на сокращение общего количества принадлежащих г. Москве государственных и казенных предприятий:

    • путем ликвидации предприятий, дублирующих функции органов исполнительной власти, с последующим использованием в установленном порядке высвобождаемого имущества;
    • реорганизации предприятий, включая их преобразование в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в собственности г. Москвы, а также в государственные учреждения;
    • приватизации остальных предприятий в соответствии с программой приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве.

В последующие годы в  городе проводилась большая работа по совершенствованию управления унитарными предприятиями. Она была составной частью подходов, определенных в «Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 г.», утвержденной постановлением Московской городской думы от 18 октября 2000 г. № 108 в качестве базового документа по регулированию отношений собственности в столице.

В качестве конкретных примеров деятельности по улучшению управления унитарными предприятиями можно привести:

    • утверждение Положения о Реестре государственных унитарных, казенных предприятий г. Москвы и форм их финансово-экономической отчетности (постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2000 г. № 991);
    • утверждение «Основных показателей развития государственных (муниципальных) унитарных предприятий города Москвы;
    • решение об усилении контроля за участием унитарных предприятий в капитале хозяйственных обществ (распоряжение Правительства Москвы от 3 июня 2002 г. № 773-РП). По оценке столичного правительства, первый этап реструктуризации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы был завершен в 2001 г., после того как были определены перечни предприятий, подлежащих ликвидации, реорганизации, приватизации, был разработан порядок определения и отчисления в бюджет г. Москвы части чистой прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

 

На отраслевых и окружных балансовых комиссиях рассматривалась и анализировалась деятельность унитарных предприятий. Осуществлялся контроль за перечислением ими чистой прибыли в городской бюджет. Были разработаны показатели оценки деятельности управляющих жилищным фондом организаций независимо от ее организационно-правовой формы, подготовлены предложения по сокращению численности унитарных предприятий, оптимизации их состава и структуры. Эти же направления содержались в плане мероприятий по сектору унитарных предприятий на 2003 г.

Можно ожидать, что дальнейшие мероприятия в области совершенствования управления городскими унитарными предприятиями будут разработаны в ходе подготовки Программы повышения эффективности работы государственного сектора экономики города Департаментом имущества столичного правительства.

На нынешнем этапе экономического развития России созрели предпосылки для решения задач институционального реформирования и отраслевой реструктуризации не за счет увеличения государственных ассигнований, а путем привлечения частного капитала в городское хозяйство, развития конкуренции, что, в принципе, требует акционирования унитарных предприятий. Вместе с тем в ряде отраслей немаловажное значение имеют противодействующие этому факторы социально-экономического характера.

Информация о работе Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом