Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Государственное имущество – понятие многовариантное, а само толкование термина «имущество» не имеет четкого юридического толкования. В первой главе настоящей работы даются общие представления о государственном имуществе, как объекта управления, его составе и принципах управления. Далее, основной упор сделан на рассмотрении деятельности государственных предприятий, как наиболее проблемный и, в тоже время, значимый массив государственной собственности, нуждающийся в грамотном и законодательно обеспеченном управлении. Дана текущая оценка состояния государственных предприятий, определена необходимость концептуального подхода к управлению госсобственностью. В последней главе курсового проекта, рассмотрены частные случаи управления государственными предприятиями на современном этапе развития экономики и перспективы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления государственным имуществом 5
1.1 Состав государственного имущества, цели, задачи и принципы управления……………………………………………. 5
1.2 Современная ситуация в области управления государственным имуществом……………………………………………. 12
Глава 2. Государственная политика управления имуществом 20
2.1. Инструменты государственного регулирования в области управления имуществом 20
2.2. Концептуальные подходы к управлению государственным имуществом 22
Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом 33
3.1. Сектор государственных предприятий в столице и основные направления совершенствования управления ими 33
3.2 Принятие решений о банкротстве унитарных предприятий в рамках совершенствования государственной политики 38
3.3. Принятие решений о приватизации государственных предприятий 46
Заключение 47
Список использованной литературы: 50

Файлы: 1 файл

курсово проект ГМУ.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)
  1. классификация федерального имущества;
  2. совершенствование новых механизмов управления входящими в его состав объектами;
  3. оптимизация структуры федеральной собственности.

Решение вышеупомянутых задач тесно  связано с вопросами реформирования сектора унитарных предприятий.

Организационно-правовыми  формами функционирования государственного и муниципального имущества должны стать:

    1. казенные предприятия и учреждения, за которыми такое имущество закрепляется на праве оперативного управления;
    2. передача имущества в концессию;
    3. внесение имущества в уставные капиталы ОАО, более 50% акций которых принадлежат соответственно РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям.

Государственное и муниципальное  имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными казенными предприятиями и учреждениями, составляет соответственно государственную казну РФ, казну субъектов федерации, муниципальную казну муниципальных образований.

Возможно, что к 2008-2009 гг. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, прекратят свое существование. План достижения данной цели, по замыслу Минимущества РФ, примерно таков. В 2004-2005 гг. на утверждение президента РФ вносится перечень имущества стратегического значения, а в органы законодательной власти всех уровней - проекты законов, определяющие виды государственного и муниципального имущества, необходимого для осуществления органами власти определенного уровня их полномочий. Государственное и муниципальное имущество, не отнесенное к государственной или муниципальной собственности, подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке, установленном законодательством о приватизации, в 2005-2008 гг. К 2008 г. все оставшиеся унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения преобразуются в казенные предприятия. С 1 января 2009 г. государственное и муниципальное имущество, не внесенное в реестры государственного имущества субъектов РФ и реестры муниципального имущества, является федеральной собственностью и подлежит продаже в порядке и в сроки, установленные законодательством о приватизации.

Одним из элементов новой  «Концепции управления федеральным имуществом» является 3-летняя программа приватизации. Впервые такой документ («Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 г. и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г.») был утвержден распоряжением Правительства РФ № 1165-р от 15 августа 2003 г. В нем определена последовательность действий государства по приватизации тех или иных предприятий. Применительно к унитарным предприятиям она выглядит следующим образом: в 2004 г. будет продолжена приватизация федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы). При этом предполагается завершить приватизацию ФГУПов нефтегазового комплекса, топливной промышленности, морского и речного транспорта (за исключением предприятий, не подлежащих приватизации), предприятий полиграфической промышленности, здравоохранения, внешнеэкономических предприятий; в 2005 г. предусмотрены продажа акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования ФГУПов в 2003-2004 гг., а также завершение приватизации федеральных государственных предприятий гражданской авиации, геологии, предприятий растениеводства, птицеводства и животноводства.

По оценке Минимущества РФ, для реализации данной программы необходимо ежегодно осуществлять продажи акций 4000 акционерных обществ (включая реорганизованные ФГУПы). В итоге к концу 2008 г. в собственности государства должно остаться не более 2000 ФГУПов и 500 различных пакетов акций. Таким образом, можно говорить о весьма радикальном сценарии завершения реформы собственности в России.

Указанная программа косвенно предполагает почти полную ликвидацию института государственных унитарных предприятий, что концептуально полностью оправданно. За исключением крайне ограниченного числа ФГУПов, все они должны стать казенными предприятиями или - через корпоратизацию - акционерными обществами с последующей приватизацией. Процессы реорганизации (присоединение, ликвидация, акционирование, частичная продажа) должны коснуться и дочерних предприятий ГУПов.

2.2. Концептуальные подходы  к управлению государственным   имуществом

 

Как уже было отмечено, в настоящее  время отсутствует единый методологический подход к управлению государственным и муниципальным имуществом. При  чем, данное утверждение касается всех уровней законодательной и исполнительной власти, как на уровне государства, так и на уровне местного самоуправления. Разрабатываются и принимаются отдельные, обособленные законопроекты об управлении: участками недр, лесами, обособленными водными объектами и другими природными ресурсами, находящимися в государственной собственности; земельными ресурсами; государственным имуществом, находящимся за рубежом; объектами социального и историко-культурного назначения и др.

Таки образом, в целях повышения  эффективности управления государственным имуществом, назрела насущная необходимость в разработке общих методологизированных подходов к управлению этим имуществом. Иными словами, речь идет о о концепции управления государственным имуществом.

Концепция управления государственным  имуществом (далее - Концепция) принимается для обозначения принципиальных подходов, путей и способов реформирования системы управления государственным имуществом. Повышение эффективности управления государственным имуществом требует определения первоочередных целей управления, планомерной, последовательной реализации государственной политики в сфере управления областным имуществом. Достижение определенных концепцией целей должно осуществляться в соответствии с четкими принципами, характеризующими качество процесса управления.

Целью управления государственным  имуществом является эффективное имущественное  обеспечение. Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих задач:

  • оптимизация состава и структуры государственного имущества;
  • обеспечение применения единых подходов при принятии управленческих решений;
  • обеспечение плановости принимаемых управленческих решений;
  • создание эффективной системы учета областного имущества;
  • создание эффективной системы управления унитарными предприятиями;
  • оптимизация количества государственных учреждений, повышение качества оказываемых ими услуг;
  • обеспечение эффективного управления рисками, связанными с управлением имуществом.

В ходе реализации государственной политики в сфере управления имуществом органы государственной власти должны руководствоваться следующими принципами:

  • последовательности - политика органов государственной власти  должна быть направлена на поэтапную реализацию поставленных задач. Имущество, необходимое для реализации полномочий федеральных органов власти и органов местного самоуправления, будет передаваться соответственно в федеральную и муниципальную собственность;
  • гласности - органами власти должна обеспечиваться максимальная степень публичности и информационной прозрачности принимаемых ими решений в сфере управления государственным имуществом;
  • плановости - решения в сфере управления областным имуществом должны быть встроены в систему финансово-бюджетного планирования;
  • максимальной эффективности - государственное имущество, не обеспечивающее реализацию государственных полномочий, должно быть приватизировано. Приватизация государственного имущества должна осуществляться при условии достижения следующих результатов: существующая на момент приватизации рыночная инфраструктура сможет адекватно компенсировать утрату государством управленческого контроля над субъектами хозяйственной деятельности, принятие решения о приватизации позволит получить максимальный финансовый эффект, приватизация государственного имущества позволит привлечь инвестиционные ресурсы в экономику.

Ниже поэтапно рассмотрены основные составляющие управления государственным имуществом в рамках концептуальных подходов (Рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема концептульных подходов к управлению имуществом

Повышение эффективности деятельности государственных  учреждений требует оптимизации  их структуры и количества. Для  определения оптимального количества учреждений, необходимого для достижения социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, целей охраны здоровья граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, необходимо:

  • систематизировать информацию о государственных учреждениях по видам их деятельности;
  • соотнести наличие государственных полномочий с целями и функциями действующих учреждений;
  • выявить учреждения, осуществляющие аналогичные или дублирующие функции;
  • изучить целесообразность существования каждой организации в форме учреждения;
  • выявить государственные функции, осуществление которых не возложено на соответствующие учреждения.

Для упорядочения структуры государственных  учреждений необходимо проводить мониторинг состояния и эффективности использования  государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Следующим шагом по повышению эффективности  деятельности государственных учреждений должно стать перераспределение имущества в соответствии с текущими и перспективными потребностями учреждений и социальной значимостью решаемых ими задач. Перераспределение должно происходить путем изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению закрепленного за государственными учреждениями имущества и передачи его иным областным учреждениям в соответствии с их функциями, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Кроме того, важнейшими задачами органов исполнительной власти в части управления государственными учреждениями являются:

  • контроль за надлежащим использованием закрепленного за учреждениями имущества в соответствии с его назначением, целями и функциями организаций, определенными при их создании;
  • - мониторинг качества оказываемых учреждениями услуг.

Кроме того, органам государственной  власти, в пределах своей компетенции необходимо разрабатывать механизм оказания государственным учреждениям экономической поддержки в различных формах.

Проекты решений о создании или  реорганизации государственных  учреждений наряду с указанием предмета и целей их деятельности, предельной численности работников и размера бюджетных ассигнований на их содержание будут в обязательном порядке предусматривать перечни закрепляемого на праве оперативного управления имущества, необходимого для осуществления функций учреждений.

Анализ общей ситуации развития унитарных предприятий позволяет  говорить о том, что состояние государственного сектора экономики в последние 2-3 года несколько стабилизировалось. Вместе с тем, учитывая высокую степень износа (50% и более) и недостаточные темпы обновления устаревших морально и физически основных фондов, продолжающийся рост тарифов и цен на энергоносители, а также ввиду нехватки у предприятий собственных оборотных средств, можно сделать вывод о возможности серьезных проблем в части финансирования предприятиями своих текущих расходов. Эти условия являются важным фактором, сдерживающим развитие унитарных предприятий. Таким образом, успешное функционирование, как отдельного предприятия, так и экономики в целом, требует привлечения средств инвесторов путем приватизации предприятий, не выполняющих государственные функции.

В целях повышения эффективности  системы управления унитарными предприятиями требуется работа по оптимизации их количества с учетом необходимости обеспечения государственных функций.

Передача в муниципальную собственность  имущества унитарных предприятий должно осуществляться только в случаях, если данное имущество необходимо для решения вопросов местного значения.

Необходимо также внедрение  системы планирования финансово-хозяйственной деятельности. Следующим этапом внедрения этой системы должен стать переход к принятию управленческих решений на основании индивидуальных программ деятельности предприятий. Не отрицается возможность совершения сделок, не предусмотренных утвержденными программами деятельности, но такие решения должны приниматься только после тщательной проработки обоснованности и необходимости их совершения.

Действенная реализация полномочий собственника унитарных предприятий требует совершенствования нормативной базы, регламентирующей порядок принятия собственником, управленческих решений.

Еще одним способом управления государственным  имуществом является участие в коммерческих организациях. Целями управления акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ являются:

  • стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций, обеспечение занятости населения;
  • оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности, сокращение расходов, связанных с управлением).

Формирование и возобновление областного имущества должно осуществляться, в первую очередь, для достижения цели, установленной в рамках рассматриваемой концепции.

Формирование государственного имущества  будет осуществляться:

  • путем его создания за счет средств бюджета в рамках адресных инвестиционных и целевых программ;
  • путем его создания за счет средств унитарных предприятий и доходов учреждений, которым предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность;
  • путем его приобретения на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с гражданским законодательством;

При принятии уполномоченными органами государственной власти решений о создании или приобретении имущества приоритет должен отдаваться проектам, финансирование которых уже осуществлялось.

Под возобновлением государственного имущества понимается комплекс мероприятий или работ, связанных с техническим обслуживанием, текущим, капитальным (комплексным или выборочным) ремонтом, реконструкцией зданий. Необходимо изменить существующую ситуацию, при которой темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства, увеличивая капитальные вложения. Мероприятия по реализации концепции должны привести к сохранению в государственной собственности только:

Информация о работе Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом