Развитие социального партнерства в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города. При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
дать анализ понятию социального партнёрства;
изучить муниципальную власть, общественность и бизнес как субъекты социального партнёрства;
рассмотреть г. Камышлов как муниципальное образование;
провести исследование методом контент-анализа материалов городской газеты;
проанализировать проведённое исследование и сделать выводы о системе социального партнёрства в условиях малого города;
привести пример программы решения актуальной социальной проблемы для г. Камышлова и Камышловского района.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие социального партнёрства
Глава 2. Социальное партнёрство в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)
2.1 Г. Камышлов как муниципальное образование
2.2 Отражение социальных проблем и способов их решения в СМИ (исследование на основании анализа материалов городской газеты)
2.3 Пример программы решения проблемы прямого транспортного сообщения между городами Камышлов и Каменск – Уральский для пациентов онкологического диспансера
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 77.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие социального  партнёрства

Глава 2. Социальное партнёрство  в условиях малого города (на примере  г. Камышлова Свердловской области)

2.1 Г. Камышлов как муниципальное  образование

2.2 Отражение социальных  проблем и способов их решения  в СМИ (исследование на основании  анализа материалов городской  газеты)

2.3 Пример программы решения  проблемы прямого транспортного  сообщения между городами Камышлов  и Каменск – Уральский для  пациентов онкологического диспансера

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В современном мире высоких технологий, когда одним  нажатием нужной кнопки можно удовлетворить  едва ли не любую потребность материального  мира, люди по – прежнему, как и  десятки, сотни лет, назад сталкиваются с проблемами, связанными с отсутствием  либо недостаточностью возможностей получить реальное решение на возникающие  первичные вопросы, касающиеся повседневной наравне с другими более обеспеченными  гражданами жизнедеятельности.

Найти решение таких  вопросов можно только вместе путём  сотрудничества. Сотрудничество предполагает партнёрство – взаимодействие равных друг другу лиц. Партнёрство социальное – взаимодействие, направленное на решение социальных проблем. Изучение такого рода взаимодействия в условиях малого города – это возможность  понять, как в современной России действует система, которая является основой для гражданского общества и социального государства.

Объектом данной работы является понятие социального  партнерства, предмет исследования – социальное партнёрство в условиях малого города.

Цель – изучить  социальное партнёрство муниципальной  власти, общественности и бизнеса  при решении социальных проблем  в условиях малого города. При написании  данной работы были поставлены следующие  задачи:

        1. дать анализ понятию социального партнёрства;
        2. изучить муниципальную власть, общественность и бизнес как субъекты социального партнёрства;
        3. рассмотреть г. Камышлов как муниципальное образование;
        4. провести исследование методом контент-анализа материалов городской газеты;
        5. проанализировать проведённое исследование и сделать выводы о системе социального партнёрства в условиях малого города;
        6. привести пример программы решения актуальной социальной проблемы для г. Камышлова и Камышловского района.

При написании данной работы была изучена литература, посвящённая  теории социального партнёрства, социальной политики и государства (В. А. Михеев Основы социального партнёрства : теория и практика, Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков Социальное государство, Н. А Волгин. , В. К. Егоров, С. В. Калашников Социальная политика в муниципальных  образованиях), давшая первое представление  о системе и формировании социального  партнёрства как теории и практики ; использованы специализированные словари (Социальная философия, словарь под  ред. В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова, Социальная политика, энциклопедия под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой), изучение которых  позволило сформировать представление  об основных понятиях и субъектах  социального партнёрства; статьи журналов и специализированные сборники материалов, посвящённые исследованию данной проблемы (Марина Каргалова, М. С. Семченко, Н. С. Нестеренко, С. А. Иванов, Светлана Ивченко, сборники под редакцией О. Б. Казакова и М. И. Либоракиной и др.), позволившие  понять механизм сотрудничества партнёров; нормативно – правовые акты – источник информации о понятии, статусе и  полномочиях изучаемых субъектов; Интернет – ресурсы организаций  в качестве информанта актуального  состояния некоторых рассмотренных  субъектов

Установление цели и решение поставленных задач  реализуется в данной работе, состоящей  из двух глав и приложения, в которых  анализируется понятие социального  партнёрство и его действие в  условиях малого города.

Глава 1. Понятие социального партнёрства

Современность в  ХХ и в начале XXI века заявила о себе как о мире социальных государств, т. е. прилагающих усилия к обеспечению достойного уровня жизни и защиты прав своих граждан. По определению Н. Н. Гриценко, социальное государство – это «правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создаёт усилия для обеспечения жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала личности»1.

Одним из основных принципов социального государства  является принцип социального партнёрства, который по мнению Н. Н. Гриценко и  Ф. И. Шаркова, представляет собой «один  из основополагающих принципов, на котором  Российское государство строит свою социально – экономическую политику»2. Социально – экономическая политика, другими словами, социальная политика – основной инструмент государства по обеспечению оптимального развития и функционирования общества, обеспечения стабильности социальных процессов и профилактики негативных внутриполитических потрясений. Для осуществления данного типа управления территорией страны государственные органы в соответствии с определением социальной политики как прикладной деятельности - «совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения»установлены следующие принципы:

  • Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наёмного труда и их профсоюзов на тарифную автономию;
  • Доверие к регулирующей роли рынка;
  • Ответственность государства за игру рыночных сил, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
  • Социальная солидарность общества;
  • Социальная справедливость;
  • Социальное партнёрство;
  • Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью. 1

Соответственно, социальное партнёрство прежде всего мы можем  понимать как один из основополагающих принципов социального государства  и социальной политики России, являющийся неотъемлемым элементом внешне и  внутриполитического инструментария по обеспечению стабильного развития и благополучия социальных процессов  государства, кроме того как «инструмент  социальной политики государства, способ решения социальных проблем в  условиях политических и гражданских  свобод в социальном рыночном хозяйстве»2.

Рассмотрим другие понятия социального партнёрства. Исследователь данной проблемы профессор  доктор экономических наук Н. А. Волгин под социальным партнёрством понимает «процесс сотрудничества на основе взаимопреемлемости и согласия интересов различных  социальных групп с целью решения  текущих и перспективных задач  как в интересах этих групп, так  и в интересах всего общества»3. Таким образом, он определяет основную цель социального партнёрства - взаимовыгодное действие путём взаимодействия (в том и числе и с заключением официального договора) различных социально активных субъектов с целью решения актуальных и перспективных проблем.

Другой исследователь  В. А. Михеев даёт следующее определение  социальному партнёрству: «одна  из форм взаимодействия институтов государства  и гражданского общества, а именно властных структур, профсоюзов и объединений  работодателей (предпринимателей)»1. В данном случае автор придерживается традиционного понимания данного определения как формы взаимодействия работодателя и работников с целью создания определённых социальных гарантий для последних и стабильной работы предприятия. Данная форма находит своё внешнее выражение в заключении коллективных договоров на предприятиях, форма и содержание которых закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и законах субъектов Федерации «О социальном партнёрстве».

В энциклопедии «Социальная  политика» под редакцией Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как :

  • «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально – трудовой сфере и урегулированию социально – трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования»2;
  • «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе ; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно – политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества»3.

Приведём другое определение данного понятия, данное аспирантом УрГУ им. А. М. Горького В. Н. Куделькиным, по мнению которого социальное партнерство представляет собой  «форму социального взаимодействия многообразных государственных  институтов и общественных групп  гражданского общества, которое позволяет  им свободно выражать свои интересы и  находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации» 1. Соответственно, можно разделить понятия социального партнёрства на две группы:

    1. как сфера социально – трудовых отношений
    2. как форма социального взаимодействия, не связанная с процессом производства материальных благ, целью которой является достижение согласия между различными институтами общества относительно решения актуальных социальных проблем и перспективных задач.

Социально – трудовая сфера, как было сказано ранее, имеет  нормативно – правовое оформление в виде закрепления его базовых  позиций в законодательных актах, относящихся к отрасли трудового  права. Социальное партнёрство, материально  отражаемое в виде официального документа  – коллективного договора, предусматривает  установление определённого набора социальных гарантий для работников предприятия на случаи возникновения  установленных и согласованных  сторонами рисков, заключается на определённый срок (как правило пять лет) и действует на территории конкретно  определённой организации в отношении  официально занятых работников согласно штатному расписанию.

Однако такая  форма социального партнёрства  в России и в мире воспринимается как противоречивый феномен. Р. И. Цвылёв и Б. Г. Столповский в своей  монографии «Социальные трансформации  в России 1992 - 2004 гг.» отмечают, что  «одни трактуют его как непозволительное «соглашательство» с работодателем  за счёт ущемления прав работника. Другие видят в нём инструмент, форму  и метод отстаивания прав работника  от посягательств работодателя, их защиты на принципах равноправия  и взаимного уважения интересов  социальных партнёров»1. Кроме того, авторы подчёркивают, что создание полноценной и эффективной системы социального партнёрства в России «могло бы стать наиболее эффективным социальным инструментом защиты прав работников от издержек реформ, от отрицательных последствий процессов глобализации экономики и рынка труда» 2. Таким образом, в сфере социально – трудовых отношений социальное партнёрство понимается как потенциально действенный способ защиты социальных прав работника от произвола работодателя, социальных рисков и негативной ситуации на рынке при условии соблюдения принципов равноправия сторон в процессе ведения переговоров, взаимного уважения, свободы высказывания своей точки зрения, т. е. отношения и сотрудничества работника и работодателя (партнёров) в положении социального равенства. В этом заключается его основное отличие от понимания социального партнёрства как формы взаимовыгодного социального взаимодействия общественных институтов.

Сфера наших интересов  в рамках данной работы сосредоточена  на раскрытии понятия, субъектов  и процессов социального партнёрства  как определения, относящегося к  выделенным понятиям второй группы. Рассмотрим социальное партнерство как форму  комплексного взаимодействия муниципальной  власти, бизнеса и гражданского общества. Определим понятия данных субъектов. Начнём с муниципальной власти.

Власть определяется как «способность и возможность  социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы  и технологии»3. Муниципалитет (нем. . Munizipalität) понимается как «самоуправляемая административно-территориальная единица, с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением»4. Следовательно, муниципальную власть можно определить следующим образом: социальный субъект, обладающий способностью и легитимной возможностью осуществления полномочий в рамках, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкретной территории и проживающего на ней населения, представленный чётко определённым кругом лиц, являющихся служащими администрации муниципального образования (правящей элитой данной территории), и непосредственно осуществляющими действия по руководству отведённой им территорией с её материальными, природными и человеческими ресурсами. Муниципальная власть не относится к разновидности государственной власти и является по своей форме разновидностью общественной организации с собственным бюджетом, целями и программами функционирования. В круг полномочий муниципальной власти входит:

  • социальные вопросы местного значения;
  • полномочия в области жилищных отношений;
  • полномочия в образовании;
  • полномочия в здравоохранении;
  • полномочия в области культуры;
  • полномочия в области физической культуры и спорта;
  • полномочия в организации погребения и похоронного дела;
  • полномочия в области защиты прав потребителей ;
  • полномочия по защите прав и интересов ребёнка;
  • полномочия в оказании помощи вынужденным переселенцам и беженцам1.

В сферу наших  интересов относительно анализа  муниципальной власти как субъекта социального партнёрства входит рассмотрение полномочий в сфере  решения социальных вопросов местного значения. Согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в задачи местного самоуправления входит решение следующих социальных вопросов:

Информация о работе Развитие социального партнерства в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)