Развитие социального партнерства в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города. При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
дать анализ понятию социального партнёрства;
изучить муниципальную власть, общественность и бизнес как субъекты социального партнёрства;
рассмотреть г. Камышлов как муниципальное образование;
провести исследование методом контент-анализа материалов городской газеты;
проанализировать проведённое исследование и сделать выводы о системе социального партнёрства в условиях малого города;
привести пример программы решения актуальной социальной проблемы для г. Камышлова и Камышловского района.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие социального партнёрства
Глава 2. Социальное партнёрство в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)
2.1 Г. Камышлов как муниципальное образование
2.2 Отражение социальных проблем и способов их решения в СМИ (исследование на основании анализа материалов городской газеты)
2.3 Пример программы решения проблемы прямого транспортного сообщения между городами Камышлов и Каменск – Уральский для пациентов онкологического диспансера
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 77.75 Кб (Скачать файл)

Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального  партнёрства, мы можем сделать следующие  выводы:

  • бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета;
  • основное социально – значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения ;
  • социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально – незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу;
  • эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы – необходимое условие современности для функционирования общества ;
  • условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса.

Обратимся к анализу  общественности как субъекта социального  партнёрства. Определим понятие  общественности и общества. Общество рассматривается как «сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни  людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью»1. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующие определения общественности:

    1. «общество, передовая его часть, выражающая его мнение
    2. общественные организации»1.

Таким образом, мы в  данной работе определяем общественность с двух позиций:

  • активная часть общества, местные активисты
  • некоммерческие (общественные) организации.

Активная часть  общества – местные неравнодушные  к проблемам остальных сограждан  жители, готовые внести свой пусть  и минимальный вклад в урегулирование локально негативной социальной ситуации. Выделяются две формы участия  таких граждан:

  • самостоятельная добровольная деятельность, внешне отражаемая в таких видах деятельности, как: частная благотворительность, обращения в администрацию муниципального образования по поводу решения каких – либо обычно частных социальных проблем, активные физические действия по развитию социальной и туристической инфраструктуры места проживания;
  • деятельность в рамках активного участия в работе общественных организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Первая форма  участия активистов преобладает  в условиях малого города, где отсутствуют  либо не имеют недостаточное развитие местные общественные организации2. Н. С. Нестеренко в статье «Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе» отмечает, что «НКО вовлекают отдельных индивидов в систему общественных отношений, что повышает устойчивость, предсказуемость и управляемость общества как социальной системы»3. Соответственно общественные организации (НКО) являются максимально желаемой формой объединения активных граждан для коррекции стихийного проявления действий по решению актуальных социальных проблем и централизованного направления их усилий на цели общественного блага для возможного повышения эффективности реализации положительных инициатив таких граждан.

Проведённое нами исследование социальных проблем и способов их решения в условиях малого города, проведённое путём анализа содержания материалов местной прессы, наиболее характерной формой активности местных  жителей является частная материальная и финансовая благотворительность, при этом с ухудшением экономической  и социальной ситуации в малом  городе, где наблюдается общий  невысокий уровень материального  благосостояния населения, степень  участия в решении социальных проблем активистами только возрастает 1.

Следовательно, таких  жителей муниципального образования  следует определять как стихийных  участников социального партнёрства, мотивация которых заключается  в рамках норм морали и традиций, связанных с оказанием помощи ближнему своему. Такие участники  характеризуются отсутствием мотива преследования собственно выгодных для себя целей, определённой безликостью  и неорганизованностью проявления гражданских инициатив. К таким  участникам также можно отнести  представителей бизнеса (особенно малого), проявляющих активное участие в  жизни общества. Соответственно мы можем говорить и о проявлении социальной ответственности граждан, что является по мнению С. В. Ивченко, М. И. Либоракиной и Т. С. Сиваевой одним из обязательных условий для  эффективности системы социального  партнёрства общественности, бизнеса, местного самоуправления и государственной  власти 2.

Рассмотрим общественные организации как участника социального  взаимодействия. Общественные организации  относятся федеральным законодательством  к форме некоммерческих организаций, которые согласно части 1 главы 4 Гражданского кодекса Р. Ф. от 21 октября 1994 г. , и  представлен следующими видами : потребительский  кооператив, общественные и религиозные  организации, фонды, учреждения и объединения  юридических лиц1. Статья 117 ГК Р. Ф. определяет общественные организации как некоммерческие и даём им право «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям»2. Таким образом, мы можем рассматривать общественные организации как добровольные объединения граждан и юридических лиц, созданных для достижения целей, не связанных с увеличением собственного благосостояния, занимающихся активной деятельностью для реализации концепции достижения общественного благосостояния либо лоббирования интересов определённых социальных групп. Н. С. Нестеренко отмечает, что «НКО представляют интересы и потребности различных социальных групп, также выполняя роль канала «обратной связи» между государством и обществом»3. В целом, данный исследователь выделяет следующие основные функции некоммерческих организаций:

  • «полигон» инновационных технологий;
  • объединяющая форма для концентрации наиболее активных граждан для направления их энергии в нужное русло;
  • стимуляция различных форм гражданского участия и создание условий для использования гражданского потенциала в решении социальных проблем;
  • обеспечение развития ресурсной и правовой базы гражданского общества;
  • отбор и апробация социальных технологий, которые впоследствии могут быть востребованы органами власти в масштабах территории или всего государства 4.

Следовательно, некоммерческие организации являются важнейшей  составляющей общественного процесса, в ходе которого происходит реализация механизма партнёрского взаимодействия по развитию социальной сферы.

Обратимся к вопросу  взаимодействия общественных организаций  и иных субъектов социального  партнёрства. Совместная работа некоммерческих организаций и представителей власти (органов местного самоуправления) реализуется в следующих формах: общественные советы, палаты, экспертные советы, постоянно действующие круглые  столы, рабочие группы, конкурсные процедуры  для привлечения партнеров из некоммерческого сектора, применяются  методы прямого стимулирования и  косвенного поощрения социальной активности 1.

Таким образом, роль общественных организаций как участника  партнёрских отношений заключается  в экспертной оценке готовящейся  к реализации либо проводимой местными органами власти мер социальной политики, генератора идей и инициатив по решению  актуальных социальных проблем, связующим  звеном местного населения и органов  власти, через которое до последних  напрямую доносятся основные потребности  граждан в реформировании социальной инфраструктуры ; активного реализатора  собственных проектов с учётом проводимых органами власти социальных программ и участника централизованно  организуемых местными властями конкурсов  на получение финансирования для  воплощения идей в объективную реальность.

Взаимодействие  бизнеса и общественных организаций  рассматривается с позиций финансирования социальных проектов. Л. В. Аврорина отмечает, что «в последние годы бизнес также  начинает играть заметную роль в финансировании социальных проектов НКО, поскольку  они демонстрируют высокую эффективность»1. Как мы видим, в данном процессе проявляется реализация благотворительности как основной формы участия бизнеса в общественном процессе. Бизнес выступает спонсором проводимых некоммерческими организациями мероприятий и реализуемых проектов, деятельности самих организаций. Нередко представители крупного бизнеса выступают в качестве создателей общественных организаций (фонды Потанина, Сороса, бывшего ЮКОСА Ходорковского, Газпрома). Таким образом, общественные организации выступают формой централизованной и целенаправленной благотворительности на постоянной основе представителей крупных бизнес – структур, одними из целей создания которых является создание положительного образа в глазах общественности и государственной власти, а также вклад в создание социальной инфраструктуры для развития собственного предприятия.

Соответственно, в  результате рассмотрения общественности, мы можем сделать следующие выводы:

  • общественность представлена в двух формах – активнее граждане и общественные организации, отличие последних заключается в организованности их действий и постоянстве деятельности в социальной сфере;
  • общественность является важным участником социального партнёрства, играя роль транслятора актуальных проблем и инициатора их решения.

По итогам анализа  социального партнерства как  формы комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и  общественность мы можем сделать  следующие выводы:

  1. в ходе взаимодействия муниципальная власть, бизнес и общественность играют следующие роли:
      • муниципальная власть – центр проведения и реализации генеральной линии государственной социальной политики в рамках отведённой территории и ограниченных законодательством полномочий, а также согласования действий с общественностью и бизнесом по воплощению в жизнь добровольных гражданских инициатив
      • общественность – проводник интересов местного населения и активный участник удовлетворения социальных потребностей жителей муниципального образования
      • бизнес – активный спонсор общественных инициатив и социальных программ, проводимых местными властями в жизнь

2. эффективное взаимодействие  данных субъектов социального  партнёрства возможно при условии  взаимных согласований актуальных  вопросов местного (и не только) значения и совместного поиска  решений социальных проблем

3. социальное взаимодействие  в форме партнерства общественности, муниципальной власти и бизнеса  – важный фактор реализации  государственной социальной политики  и воплощения в реальность  принципов концепции социального  государства.

Глава 2. Социальное партнёрство в условиях малого города (на примере г. Камышлова  Свердловской области)

2.1 Г. Камышлов  как муниципальное образование

Социальное партнёрство, исходя из выводов первой главы, является одним из важных условий социальной стабильности в муниципальном образовании.

Выделяются следующие  типы муниципальных образований:

  1. сельское поселение

один или несколько  объединённых общей территорией  сельских населённых пунктов;

2. городское поселение

город или посёлок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления;

3. муниципальный  район

несколько поселений  или поселений и межселённых  территорий, объединённых общей территорий, где вопросы местного самоуправления решается через выборные органы местного самоуправления;

4. городской округ

городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления помимо вопросов, установленных ФЗ №131, могут осуществлять отдельные  государственные полномочия;

5. внутригородская  территория города федерального  значения

часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные органы1.

Таким образом, определяются следующие критерии отнесения муниципального образования к определённому  типу: круг полномочий, осуществляемых помимо указанных в ФЗ №131 «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»; тип поселения; отношение  к городам федерального значения. Определим тип муниципального образования  г. Камышлова.

Камышлов – это  малый город, расположенный на юго-востоке  Свердловской области в 143 километрах от Екатеринбурга, граничит на юге с  Курганской областью, на севере – с  Ирбитским районом, на востоке –  с Пышминским районом, на западе –  с Богдановичским и Сухоложским  районами. Численность населения  составляет 28, 6 тыс. человек (2005г.)Тип поселения – город. Местное самоуправление осуществляется следующими органами: глава города, которым в настоящее время является Чухарев Михаил Николаевич, выбранный на должность в сентябре прошлого года, представитель партии «Единая Россия»; городская Дума, комплектуемая на основе проведения тайного голосования жителями муниципального образования раз в четыре года по округам, на которые на время выборов делится город: Насоново, Загородная, Центр, Стройматериалы, Закамышловка, в настоящий момент большинство в ней составляют представители партии «Единая Россия». Муниципальное управление распространяется исключительно на всю территорию города. Камышлов не имеет никакого отношения ни к одному из городов федерального значения в силу значительной отдалённости от них. Соответственно, данный город относится к такому типу муниципального образования как городское поселение.

Информация о работе Развитие социального партнерства в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)