Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления, а именно представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение сущности органов местного самоуправления;
- описание основных признаков органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Органы местного самоуправления.
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления……….........5
1.2 Признаки органов местного самоуправления ………………………..6
1.3 Структура органов местного самоуправления………………………..8
Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.
2.1 Понятие представительных органов местного самоуправления.....................................................................................................13
2.2 Структура представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….15
2.3 Полномочия представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

-  типа муниципального  образования;

-  численности жителей  муниципального образования;

-  возможностей социально-экономического  развития муниципального образования;

-  исторических и иных  местных традиций;

-  национальных обычаев;

-  политических интересов;

-  других особенностей.

В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п.

Структура органов местного самоуправления, в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или, в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования.  Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления4.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом, численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.

 

2.1 Понятие представительных  органов местного самоуправления

 

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования5. Ст. 35 Закона о местном самоуправлении закрепляет, что представительный орган муниципального образования является правомочным только при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. В этой связи в уставах муниципальных образований должно быть закреплено, что представительный орган муниципального образования не может начать свою работу, пока число избранных депутатов не превысит две трети от их установленной численности. Данная норма обеспечивает коллегиальность в работе представительного органа муниципального образования. В том случае, если муниципальные выборы на части территории муниципального образования не состоялись или были признаны недействительными и две трети от установленной численности депутатов не были избраны, назначаются довыборы в представительный орган муниципального образования. Наличие представительного органа в структуре органов муниципального образования является обязательным, за исключением поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, за исключением поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых представительный орган может не наделяться правами юридического лица.

При формировании представительного органа муниципального образования следует исходить из следующих правил:

- представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;

- представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан;

- представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами:

во-первых, он может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Данный порядок действует в том случае, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Соответствующая инициатива оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в ходе муниципальных выборов. Новый порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в его уставе в течение одного месяца со дня начала работы;

во-вторых, он может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Данный порядок может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы представительного органа муниципального района, избранного в результате муниципальных выборов6.

 

2.2 Структура представительных органов местного самоуправления

 

Под структурой органа местного самоуправления следует понимать внутреннее построение представительных и исполнительных органов местного самоуправления и его составляющих элементов.

Структурные звенья представительного органа местного самоуправления:

1. Руководящие органы  и должностные лица, избираются  на первом заседании из числа  депутатов при тайном голосовании, являются выборными должностными  лицами органа местного самоуправления. Председатель городской думы  при исполнении своих функциональных  полномочий выполняет внешние  и внутренние функции. Заместитель  председателя – в его отсутствие.

2. Функционально-отраслевые  подразделения, формируются из числа  депутатов городской думы. Например: мандатные комиссии по бюджету, политике и т.д. выполняют вспомогательные функции как совещательных, консультативных, контролирующих и рекомендательных органов.

3. Территориальные органы  думы, объединяющие депутатов на  добровольной основе по осуществлению  своих полномочий в избирательных  округах.

4. Рабочие звенья представительной  власти местного самоуправления, образуются для выполнения организационно-технических  функций, обеспечивающих беспрерывный  характер работы представительных  органов на заседаниях.

В структуру представительного органа местного самоуправления кроме этого может входить глава города – выборное должностное лицо; исполнительные органы – администрация города с входящими в ее структуру районами и поселковыми администрациями.

Правотворческая функция деятельности органа местного самоуправления реализуется посредством заседаний или сессий7.

 

2.3 Полномочия представительных органов местного самоуправления

 

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Следует отметить, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в период текущего срока полномочий. Согласно ст. 8 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации срок полномочий депутата не может превышать пяти лет.

Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

Депутаты представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления. Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации.

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы и т. п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации8.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия представительных органов – ϶ᴛᴏ минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Стоит сказать - полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации (ст. 45).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Правовой статус местного самоуправления закреплен в Конституции РФ, Федеральном законе Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других правовых актах.

Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Наделенные реальными полномочиями органы местного самоуправления обеспечивают одновременно эффективное и приближенное к гражданам решение вопросов местного значения.

Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления. Основной формой деятельности представительного органа является заседание.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    2. Муниципальное право России: учебник: [для вузов / И. В. Захаров и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. - М., 2011. - 508 с.
    3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010.
    4. Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 352с.
    5. Малько А. В. Муниципальное право России: учебник / А. В. Малько, С. В. Корсакова; Рос. акад. наук, Сарат. фил. Ин-та государства и права. - М., 2010. - 398 с.
    6. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник / Е. С. Шугрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 664 с.
    7. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2010.
    8. Муниципальное право: Учебник. / Под ред. Ю. А. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2011
    9. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г.
    10. Муниципальное право России: Учебник. Автор: Васильев В.И. Издательство: Юстицинформ, 2012 г.
    11. Муниципальное право России: учебник. Автор: под ред. А.Н. Костюкова. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления