Представительные и иные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. Он является главным нормотворческим органом муниципального образования, обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа местного самоуправления обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.( Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005.Стр.230.)

Файлы: 1 файл

мп.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

Представительные  и иные органы местного самоуправления

1. Сущность и  правовые основы деятельности  представительных и иных органов  местного самоуправления

1.1 Понятие представительных  и иных органов местного самоуправления

Представительный  орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение  в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования  в целом, формализуя ее в своих  решениях. Он является главным нормотворческим  органом муниципального образования, обладает общей нормотворческой  компетенцией. Нормотворческая компетенция  иных органов является специальной. Особая связь представительного  органа местного самоуправления обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным  характером работы представительного  органа.( Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005.Стр.230.)

Наименование представительного  органа муниципального образования  устанавливается законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Так, Законом Воронежской области от 12 ноября 2004 г. «О наименовании органов и должностных лиц местного самоуправления в Воронежской области» установлены следующие наименования представительного органа муниципального образования: а) в городском округе - городская дума; б) в муниципальном районе - совет народных депутатов; в) в городском сельском поселение - совет народных депутатов. В Тюменской области используется общее наименование представительных органов - дума (с указанием соответствующего вида муниципального образования); в Московской области представительные органы муниципального образования именуются советами депутатов. Субъекты Федерации устанавливают и иные наименования представительных органов. (Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 340. )

Расходы на обеспечение  деятельности представительного органа предусматриваются в местном  бюджете. Это предает представительному  органу финансово-экономическую самостоятельность. Однако распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств  местного бюджета, направляемых на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. (Четвериков В. С. Муниципальное право. М. ИНФРА-М, 2003. Стр. 91.)

Представительный  орган муниципального образования  является юридическим лицом и  действует на основе общих для  организаций данного вида положений  указанного Закона в соответствии с  Федеральным законом 1996 г. « О  некоммерческих организациях» применительно  к учреждениям. Основанием для государственной  регистрации представительного  органа в качестве юридического лица является устав муниципального образования, а в случаи его отсутствия - протокол заседания представительного органа муниципального образования. Вместе с  тем представительный орган с  численностью населения менее 1000 человек  может не наделяться правами юридического лица. ( О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 342.)

В соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» к иным органам местного самоуправления могут относиться: контрольные органы муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция, а так же специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица, - муниципальные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также другие органы и должностные лица местного самоуправления.

Контрольный орган  муниципального образования (контрольно-счетная  палата, ревизионная комиссия и другие) образуются для контроля над исполнением  местного бюджета, отчета о его исполнении, а также для контроля над соблюдением  установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ в статье 38 предусмотрено  два способа формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Способ формирования определяется уставом  муниципального образования. Деятельность контрольного органа должна осуществляться в условиях открытости и гласности, результаты проведенных проверок подлежат опубликованию. Органы и должностные  лица местного самоуправления обязаны  представлять в контрольный орган  по его требованию необходимую информацию и документы. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ.// Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных  выборов, референдумов и голосования  населения по вопросам, предусмотренным  законодательством. Порядок формирования и организации деятельности муниципальной  избирательной комиссии определяется уставом и правовым актом муниципального образования (Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ ст. 39).

1.2 Порядок образования  представительного органа местного  самоуправления

Представительный  орган муниципального образования  принимает, в первую очередь, нормативные  решения. Поэтому нужна дееспособная структура, четкая организация правотворческой  деятельности, необходимы комитеты, комиссии, группы и должностные лица, которые  осуществляют эту работу. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005.Стр. 238.

Закон от 6 октября 2003 г. установил, что организацию  деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования  осуществляет глава муниципального образования, если указанное лицо является главой местной администрации - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом  из своего состава. В уставе муниципального образования важно четко закрепить  внутреннюю организацию представительного  органа, включающую его структурные  подразделения: а) руководителей - глава  муниципального образования или  председателя органа, заместителя; б) комитеты и комиссии; в) территориальные депутатские  группы; г) аппарат представительного  органа. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005. Стр. 238.

Сложилась определенная система избрания председателя представительного  органа местного самоуправления и его  заместителя. Так, кандидат для избрания на должность председателя выдвигаются на сессии (заседании). Правом выдвижения (самовыдвижения) обладает каждый депутат. Заявление о самоотводах принимаются без обсуждения и голосования. После утверждают список кандидатуры для тайного голосования. Каждому кандидату предоставляется право выступить с программой деятельности на должности председателя. Порядок выдвижения и обсуждения кандидатов устанавливается в ходе пленарного заседания.

Кандидат, включенный в бюллетень для тайного голосования  вправе направить своих представителей из числа депутатов в качестве наблюдателей при процедуре вскрытия ящика для голосования и подсчета голосов либо присутствовать при  этом сами. Бюллетени изготовляются  под контролем счетной комиссии. Фамилии кандидатов вносятся в бюллетень  в алфавитном порядке. Время и  место голосования, порядок его  проведения устанавливается счетной  комиссией. Выдача депутатам бюллетеней производится членами счетной комиссии на основании списка депутатов по предъявлении ими депутатских удостоверений. Каждый экземпляр бюллетеня заверяется подписями председателя и секретаря  счетной комиссии. При получении  бюллетеня депутат расписывается  напротив своей фамилии. Заполнение бюллетеня происходит в кабине для  тайного голосования или отдельной  комнате путем зачеркивания в  бюллетене фамилий кандидатов, против которых он голосует. После заполнения он опускается в опечатанный ящик для голосования. Недействительным считаются бюллетени не установленной  формы и не заверенные подписями  членов счетной комиссии, а также  в которых остановлено более  одного кандидатуры. Дополнительные кандидатуры, внесенные в бюллетень не учитываются. Избранный на должность председателя представительного органа считается  кандидат, который получил большинство  голосов от установленного числа  депутатов.

Если не один из выдвинутых кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, тот  проводится второй тур голосования  по двум из них, получившим наибольшее число голосов. Если опять кандидат не набрал требуемое количество голосов, то проводится повторные выборы, начиная  с процедуры выдвижения. Решение  об избрании председателя оформляется  постановлением представительного  органа.

Порядок выдвижения и избрания заместителя может  проходить по этой же процедуре, однако он обязательно должен быть закреплен  в регламенте представительного  органа.

Структура представительного  органа муниципального образования  характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.

Численный состав представительного органа, определяемый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Многое зависит  от объема работы данного представительного  органа, численности населения муниципального образования и т.д.

Законодатель в  ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность депутатов представительных органов определяется уставом муниципального образования и не может быть не менее:

7 человек - при  численности населения менее  1 тыс. человек;

10 человек - при  численности населения от 1 тыс.  до 10 тыс. человек;

15 человек - при  численности населения от 10 тыс.  до 30 тыс. человек;

20 человек - при  численности населения от 30 тыс.  до 100 тыс. человек;

25 человек - при  численности населения от 100 тыс.  до 500 тыс. человек;

35 человек - при  численности населения свыше  500 тыс. человек.

Если численность  жителей поселения составляет 100 человек, то в этом случаи полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Для представительных органов муниципального районов  численность их депутатов не может  быть менее 15 человек, а для внутригородских  территорий город федерального значения - менее 10 человек. Замотаев А. А. Местное  самоуправление: основные понятия и  термины. М. «Муниципальная власть», 1999. Стр. 65.

В состав представительного  органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных  выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта формирования представительного органа муниципального района. Председатель подотчетен депутатам  представительного органа и может  быть отозван ими путем тайного  голосования, если за данное решение  проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве председателя включается в повестку дня сессии органа, если за него проголосовало  более половины от числа присутствующих на сессии депутатов. Просьба о добровольном сложении председателем своих полномочий удовлетворяется на основании его  письменного заявления и оформляется  затем постановлением органа. В случае непринятия органом отставки председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после принятия соответствующего постановления органом. Выдрин И. В. Муниципальное право  России. М. Норма, 2004. Стр.141.

Председатель и  его заместитель избираются в  соответствии с уставами муниципальных  образований и регламентами представительных органов местного самоуправления. Этими  же актами определяются основания и  порядок досрочного прекращения  их полномочий. Если работу представительного  органа возглавляет по должности  глава муниципального образования, то он в части организации работы представительного органа местного самоуправления обладает полномочиями, аналогичным полномочиям председателя представительного органа, избираемого  из своего состава. Парахин В. Н. Муниципальное право. М. КНОРУС, 2007. Стр. 204.

Глава муниципального образования не обладает статусом депутата. Статусом депутата наделяются лица, избираемые на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании исключительно в  состав представительного органа. Наряду с депутатами законодатель выделяет категорию членов выборных органов  местного самоуправления. К их числу  и должен быть отнесен глава муниципального образования, возглавляющий работу представительного органа местного самоуправления. Замотаев А. А. Местное  самоуправление: основные понятия и  термины. М. «Муниципальная власть», 1999. Стр. 66.

В некоторых представительных органах создаются президиумы во главе с председателем, представительного  органа. Создание такого подразделения  в составе депутатов, иногда еще  и служащих, привлеченных специалистов для решения координационных, совещательных, организационных и контрольных  функций вполне оправдано.

Постоянные комиссии представительного органа формируются  из числа депутатов на срок его  полномочий. Персональный состав комиссий определяется решением представительного органа на основании личного заявления депутатов. В регламентах представительного органа может быть установлена обязанность депутатов участвовать в работе постоянных комиссий, входить в состав одной из комиссий (за исключение председателя представительного органа). Комиссии избирают из своего состава председателя и его заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом. Обычно в регламенте представительного органа предусматривается, что депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссии. Установленное Законом (2003 г.) требования о минимальной численности депутатов представительного органа направлено, на то чтобы обеспечить формирование эффективно работающих постоянных комиссий. Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 344.

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже установленного регламентом представительного  органа числа раз в течение  определенного времени (этот может  быть один раз в месяц, в два  месяца). На заседании комиссии ведется  протокол. Постоянные комиссии могут  проводить совместные заседания. В  заседаниях могут принимать участие  другие депутаты с правом совещательного голоса. Постоянные комиссии в соответствии с регламентом представительного  органа, положениями о них вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, приглашать на свои заседания должностных  лиц местного самоуправления, представителей общественных объединений. Они ответственны перед представительными органами и ему подотчетны.

Информация о работе Представительные и иные органы местного самоуправления