Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - изучение теоретических основ представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь;
- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6
1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9
2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13
2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13
2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18
3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая готовая гиму.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 28 с., 1 рис., 15 источников

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНЫЕ  СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ, ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДЕПУТАТЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНО ОТРАСЛЕВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 

 

Объект исследования – представительные органы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Предмет исследования – структура, функции и особенности деятельности местных Советов депутатов и органов территориального общественного самоуправления в Республике Беларусь.

Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, научная абстракция.

Исследования и разработки: рассмотрены представительные органы местного самоуправления в Республике Беларусь, как в целом по стране, так и за рубежом, а также выявлены перспективы работы данных органов в ближайший период времени в Беларуси.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6

1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6

1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9

2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13

2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13

2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18

3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Определение Республике Беларусь в качестве демократического правового государства во многом зависит от того, насколько эффективной является организация публичной власти в государстве, в том числе на местном уровне, которая представлена системой органов местного самоуправления. С концом XX - началом XXI в. в Беларуси связан новый этап реформирования системы местного самоуправления, пересмотра его организационных начал, форм и способов взаимодействия с другими органами в системе государства и в обществе.

Процесс реформирования местного самоуправления невозможен без совершенствования организации и деятельности представительных органов власти. Представительные органы местного самоуправления, являясь институтом организации народовластия на местном уровне, организационно обособленном от системы государственной власти, занимают доминирующее положение в системе публичной власти территориального образования.

Данные  органы местного самоуправления решают важные  вопросы местного значения (например, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и т.д.). Также представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.

В настоящее  время в Республике Беларусь остаётся актуальной проблема взаимодействия местных органов с населением и центральной властью. Поэтому решить данную проблему без  эффективного функционирования представительных органов местного самоуправления достаточно сложно. Интерес к данной проблеме был обусловлен выбором данной темы.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Поставленная  цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

- изучение  теоретических основ представительных  органов местного самоуправления;

- рассмотреть  зарубежный опыт развития данных  органов и возможности его  использования в Республике Беларусь;

- проанализировать  развитие представительных органов  местного самоуправления в Республике  Беларусь;

- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

В курсовой работе использовалась следующая литература: закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», пособие для депутатов местных Советов в Республике Беларусь под общей редакцией М.В. Кобаса, учебное пособие «Местное самоуправление» под редакцией А.П. Мельникова и др.

 

 

  1. Теоретические основы представительных органов власти

    1. Понятие и структура представительных органов власти

 

В системе  местных органов власти особое место  занимает представительный орган местного самоуправления. Он, как выборный орган, обладает правом представлять интересы населения и принимать от его  имени решения, действующие на территории административно - территориальной единицы. Наименования представительного органа местного самоуправления могут быть различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, выбранных путем свободного тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Депутаты, выбранные в данные представительные органы, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни [1, с. 21-23].

Основными принципами функционирования представительных органов  местного самоуправления являются:

1) обязательности представительных органов в системе местного самоуправления;

2) выборности - представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования;

3) представительного характера выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения административно – территориальной единицы;

4)  самостоятельности - наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения;

5) ответственности - т. е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа;

6) обеспечения законности - представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления;

7) гласности - представительные органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ;

8) коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов [2, с. 56-58].

Представительный  орган включает следующие структурные  звенья:

1) Руководящие органы и должностные лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель председателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением административно – территориальной единицы, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом административно – территориальной единицы предусмотрена должность главы территориального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава административно – территориальной единицы;

2) Функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер;

3) Депутаты представительного органа. Они могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы. Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом административно – территориальной единицы и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Существуют следующие виды заседаний:

- очередные заседания - созываются главой административно – территориальной единицы, либо председателем представительного органа в соответствии с планом работы представительного органа;

- внеочередные заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы административно – территориальной единицы.

Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в  особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного  органа местного самоуправления, о  досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава  административно – территориальной единицы и прокурор) [3, c. 119-122].

Таким образом, необходимо отметить, что существует множество наименований представительного органа власти и обусловлено это национальными и историческими традициями, которые складывались в различных государствах. Для успешного функционирования данных органов необходимо следовать основным принципам, которые сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления. Для изучения структуры представительных органов местного самоуправления и эффективности их функционирования необходимо рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов.

 

 

1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции

 

Представительные  органы местного самоуправления в Швеции характеризуются двухуровневой  системой. Данная особенность обусловлена  административно – территориальным делением данной страны, в котором она разделена на коммуны и ландстингкоммуны.

Низовым уровнем системы представительных органов местного самоуправления является коммуна. Право принятия решений на уровне коммуны Швеции реализуется членами Муниципального Собрания (Муниципальное собрание – представительный орган муниципалитета), избранными на основе прямого голосования сроком на четыре года. Количество членов Муниципального Собрания определяется в зависимости от числа жителей коммуны, имеющих избирательное право. Оно должно быть нечетным и составлять не менее:

  • 31 – в коммуне с числом жителей от 12000;
  • 41 – в коммуне с числом жителей от 12000 до 24000;
  • 51 – в коммуне с числом жителей от 24000 до 36000;
  • 61 – в коммуне с числом жителей свыше 36000;
  • 71 – в коммуне с числом жителей свыше 200000.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь