Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - изучение теоретических основ представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь;
- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6
1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9
2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13
2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13
2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18
3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая готовая гиму.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Сессии  совета проводятся открыто и гласно, за исключением случаев, когда  по решению Совета необходимо провести закрытое заседание. Сессия правомочна, если в ней участвуют более половины из числа избранных депутатов.

В областном, Минском городском, районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения),  поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета. В состав президиума входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью [4, с. 203].

Основной  формой деятельности президиума Совета является заседание. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума созывает и ведёт председатель Совета, а в его отсутствие – заместитель  председателя Совета. Решения президиума принимаются большинством голосов. Заседание президиума Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей голосов от его состава.

Председатель  Совета избирается из числа депутатов  на сессии соответствующего Совета путём  тайного голосования и исполняет  свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем  соответствующего исполнительного  комитета [3, с.112-114].

Кандидатуры на должности председателей областных (Минского городского) Советов вносятся депутатами соответствующих Советов, а на должности председателей  иных Советов – председателями соответствующих  вышестоящих Советов. В том же порядке вносятся предложения об освобождении председателей Советов  от занимаемых должностей. Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины из числа избранных депутатов соответствующего Совета.

 В  своей деятельности председатель  Совета подотчётен Совету, его  избравшему, и может быть освобождён  от должности только Советом.  Порядок освобождения или досрочного  сложения полномочий председателя  Совета определяется регламентом  Совета. Не допускается, если иное  не предусмотрено настоящим Законом  и иными актами законодательства  Республики Беларусь, совмещение  должности председателя Совета  с любой другой должностью, выполнение  оплачиваемых работ, кроме – связанных с преподавательской, научной, творческой деятельностью [5].

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться. Порядок избрания и деятельности комиссий определяется регламентом Совета. Для работы в комиссиях могут привлекаться в порядке, определённом регламентов Совета, консультанты и эксперты с правом совещательного голоса. Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения их рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.

Компетенция Советов в Республике Беларусь определяется согласно территориальному уровню.

К компетенции  Советов первичного территориального  уровня на подведомственной им территории относятся:

  1. утверждение  программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально – бытового и социально – культурного обслуживания населения, охраны природы;
  2. установление местных налогов и сборов, пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь;
  3. решение в установленном порядке вопросов о приватизации коммунальной собственности;
  4. распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий и других природных ресурсов;
  5. решение вопросов административно – территориального устройства в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;
  6. решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством республики [5; 7, с. 15-16].

         К компетенции Советов базового  территориального уровня на подведомственной  им территории входят:

  1. утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов и других населённых пунктов;
  2. рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий, а также социально – культурных учреждений различных форм собственности;
  3. предоставление в пределах своей компетенции физическим и юридическим лицам льгот, пособий и иных преимуществ;
  4. внесение предложений по проектам областных программ экономического и социального развития, межтерриториальных программ, а также по планам предприятий и организаций на территории города или района, связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территорий;
  5. решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республике Беларусь [5].

К компетенции Советов областного территориального уровня относятся:

  1. утверждение межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий, делегированных Советами базового территориального уровня;
  2. содействие в установленных законодательством Республике Беларусь случаях сбалансированности бюджетов административно – территориальных единиц на территории области (города Минска);
  3. оказание  организационно – методической помощи Советам базового и первичного территориального уровней в разработке региональных программ развития с учётом национально – культурной и демографической политики Республике Беларусь;
  4. решение других вопросов общеобластного и общегородского значения, если при этом не ущемляется самостоятельность Советов других уровней в осуществлении ими своих полномочий [5; 7, с. 15-16].

 

Компетенция местных Советов депутатов  различных уровней в наглядном  виде представлена на рисунке 1

Компетенция Советов



 


 

 

Базовый


Областной


Первичный



 


 

  • утверждение межтерриториальных программ и мероприятий;

  • установление местных налогов и сборов;
  • решение вопросов административно – территориального устройства;
  • регулирование земельных отношений.
  •  

    •  утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов;

  • предоставление физическим и юридическим лицам льгот, пособий и иных преимуществ;
  • установление местных налогов и сборов;
  • распоряжение и контроль за использованием земель, лесов, недр, вод и др.
  •  

     

    •  утверждение  программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и тд;

  • установление местных налогов и сборов;
  • решение вопросов о приватизации коммунальной собственности;
  • распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов и др.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1 – Компетенция Советов

    Примечание  – Источник: [5; 7, с. 15-16].

    Таким образом, исходя из данного рисунка видно, что у местных Советов депутатов  в Республике Беларусь нет чёткого  разграничения компетенции разных уровней. Данная проблема влияет на недостаточно эффективную работу местных Советов  депутатов и требует в дальнейшем её совершенствования.

              Итак, местные Советы депутатов являются основным представительным органом местного самоуправления в Республике Беларусь, который решает вопросы граждан, проживающих на соответствующей территории, и учитывает интересы государства. Однако для более глубокого изучения и решения проблем население создаются органы территориального общественного самоуправления, которые напрямую взаимодействуют с местными Советами депутатов и оперативно решают вопросы населения административно – территориальной единицы.

     

    2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь

     

    В современных условиях развития белорусского общества актуальное значение приобретают вопросы, связанные с интенсификацией процессов самоорганизации населения и гражданского участия в местном самоуправлении [7, с. 21]. Для решения таких вопросов создаются органы территориального общественного самоуправления. К данным органам относятся:

    1. советы и комитеты:

          а)  микрорайонов;

          б) жилищных комплексов;

    1. комитеты:
      1. домовые;
      1. уличные;
      2. квартальные;
      3. поселковые;
      4. сельские комитеты;
    1. другие органы, в том числе единоличные [5].

    На соответствующей части административно – территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.

    Для учреждения органа территориального общественного самоуправления, избрания его членов и утверждение устава необходимо проводить собрания.

     Местные собрания созываются по мере необходимости:

    - местными Советами депутатов;

    - исполнительными и распорядительными органами;

    - органами территориального общественного самоуправления;

    - гражданами, в количестве не менее 10 процентов, постоянно проживающих на соответствующей территории.

    Финансирование проведения местных собраний осуществляется их инициаторами [7, c. 35].

    В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет  и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут  выдвигаться жителями соответствующей  территории, представительными и  исполнительными органами данной административно  – территориальной единицы. Выборы кандидатов проводятся открытым или тайным голосованием. Срок полномочий членов органа территориального общественного самоуправления не может превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы [8].

    Орган территориального общественного  самоуправления может являться коллегиальным  либо единоличным [9].

     Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина и др.) создается и действует в соответствии с Законом о местном управлении и самоуправлении и положением, которое утверждено Советом соответствующей административно – территориальной единицы. Учет единоличных органов осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

    Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть создан как в виде юридического лица и являться некоммерческой организацией, так и без образования юридического лица [10]. Орган территориального общественного самоуправления, который создан без образования юридического лица, не может:

    • иметь в собственности, в его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
    • приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и неимущественные права;
    • исполнять обязанности;
    • иметь самостоятельный баланс или смету;
    • нести самостоятельную ответственность, быть истцом и ответчиком в суде;
    • также отсутствует возможность его прямого финансирования из средств местного бюджета;
    • затрудняется процедура получения денежных средств в виде самообложения граждан, добровольных взносов и пожертвований граждан и организаций, а также через проекты в рамках международного сотрудничества [7, с.38-39].

    Информация о работе Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь