Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - изучение теоретических основ представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь;
- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6
1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9
2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13
2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13
2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18
3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая готовая гиму.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Однако все эти возможности  распространяются на орган, который  создан в виде юридического лица.

Основными направлениями деятельности данных органов являются:

  1. работа с гражданами;
  2. правовое, социальное и культурное направление, связанное с развитием гражданина как личности;
  3. сотрудничество со структурами гражданского общества, а также с исполнительными и другими представительными органами власти;
  4. участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);
  5. изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Таким образом, органы территориального общественного самоуправления выполняют важную роль в системе представительных органов власти. Так как создаются непосредственно населением, для решения вопросов местного значения и взаимодействуют с Советами и исполнительными органами.

На основании  материала, изложенного во второй главе  можно сделать следующие выводы:

  1. основным представительным органом местного самоуправления в Республике Беларусь являются местные Советы депутатов. Они обеспечивают согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления, взаимодействуют с государством и населением соответствующей административно – территориальной единицы.
  2. Для работы на местах создаются органы территориального общественного самоуправления. Они оперативно решают вопросы местного населения и взаимодействуют с исполнительными органами и Советами.

 

3. Совершенствование работы  представительных органов местного  самоуправления в Республике  Беларусь

 

В настоящее время в Республике Беларусь существует ряд проблем  в структуре и деятельности представительных органов местного самоуправления, которые  снижают их эффективность.

Существенным фактором, снижающим  эффективность деятельности Советов, является дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые возложены  на органы местного самоуправления. В законе « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» нет норм, обеспечивающих формирование и наличие у местных Советов депутатов собственной материально-финансовой базы. Таким образом, местные Советы отстранены от вопросов формирования и распоряжения финансами и материальными средствами, управления коммунальной собственностью, не имеют собственных исполнительных органов местного самоуправления, а деятельность существующих исполкомов и местных администраций контролируют лишь по ограниченному кругу вопросов. Налоги для районных властей устанавливает областное руководство. В итоге, задачи, связанные с повседневным обеспечением жизнедеятельности граждан, решают не представительные органы местного самоуправления, а исполкомы. Но исполкомы подотчетны Президенту Беларуси и вышестоящим органам, а не гражданам соответствующей административно – территориальной единицы. Решение данной проблемы будет возможно путём проведения в Республике Беларусь реформирования местного самоуправления.

Ещё одной  важной проблемой в деятельности представительных органов местного самоуправления является отсутствие четкого разграничения прав и ответственности между Советами различного уровня. Функции нижестоящего уровня Советов входят в список функций более высокого уровня. Сложилось такое положение, когда сферы компетенции вышестоящих органов почти полностью перекрывают поле деятельности нижестоящих. В Республике Беларусь до настоящего времени не завершена работа по передаче всех функций, связанных с решением вопросов локального значения, непосредственно на уровень органов местного самоуправления в соответствующие административно-территориальные образования. В связи с этим необходимо учитывать опыт зарубежных стран, в частности, в Швеции, где существует чёткое разграничение полномочий в деятельности различных уровней местного самоуправления.

Также в Республике Беларусь существует проблема отсутствия единого информационного пространства между населением и представительными органами власти, то есть необходимо принимать такие меры, как распространение среди населения информации о формах и моделях самоорганизации населения, их возможностях, опыте, как отечественном, так и зарубежном, и перспективах развития. Такие мероприятия могут быть проведены с помощью интернета или посещения трудовых коллективов, печать листовок и распространение их в почтовых ящиках, выступлениях на радио и телевидении.

При большом разнообразии направлений  деятельности представительных органов местного самоуправления ее суммарный вектор направлен на достижение главной цели местного самоуправления – повышение уровня и качества жизни населения. Насколько эффективно будут решаться задачи по достижению этой цели, во многом зависит от персонального состава депутатского корпуса. Поэтому в настоящее время проводится активная, системная и постоянная работа депутатов по решению проблемных вопросов в своих округах. Люди  должны  знать депутата в лицо и быть уверенными в том, что он всегда сможет выслушать и помочь им [11, c.4-5].

Чтобы повысить ответственность представительных органов местного самоуправления, ликвидировать бюрократизм, в регионах создается достаточно разветвленная система работы с населением. Среди ее форм - сельские сходы, ежемесячные единые дни информирования населения, приемы граждан в населенных пунктах и трудовых коллективах [12]. Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования работы данных органов является проведения Дней депутата в избирательном округе. В ходе таких Дней народные избранники, как правило, посещают все населенные пункты, расположенные в округе, объекты медицинского и бытового обслуживания, культуры, образования, торговли, встречаются с населением. Для депутата это хорошая возможность на практике познакомиться с укладом жизни избирателей, изучить их проблемы, разделить радости. Для жителей – возможность прямого общения с народным избранником. Благодаря Дням депутата многие проблемные вопросы снимаются и решаются на местах, а не выносятся на более высокий уровень. Изучение общественного мнения помогает более оперативно и объективно решать многие проблемы и вовремя корректировать деятельность местных органов власти [13].

Ещё одним важным направлением совершенствования  деятельности представительных органов  является тесное сотрудничество органов  территориального общественного самоуправления с депутатами соответствующего Совета. Такое взаимодействие неоднократно подтверждало свою эффективность. То есть это и благоустройство населенных пунктов, и информирование населения, и проведение физкультурно-спортивных, культурно-массовых мероприятий, и работа с общественными формированиями, и многое другое.

Эффективность работы представительных органов местной власти с населением, а значит и залог успеха региона, во многом зависит от кадрового потенциала органов местного самоуправления, повышения  их квалификации. Именно кадры предопределяют успех в любой сфере.

Среди новых форм работы по обучению и повышению квалификации кадров органов местного самоуправления следует  отметить областной семинар впервые  избранных председателей сельских и поселковых Советов депутатов, который проводится на базе показательного района. В ходе такого семинара участники, как правило, знакомятся с практикой  совместной работы органов управления и самоуправления данного района по решению вопросов жизнеобеспечения населения, убеждаются в ее плодотворности на конкретных примерах.

Местным Советам депутатов для обеспечения максимальной занятости жителей региона стоит более тесно сотрудничать с исполнительной властью. Только общими усилиями органов местного самоуправления и исполнительной власти можно создавать новые рабочие места.

Следует отметить, что на основании закона, указанного во второй главе, в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство в сфере местного управления и самоуправления. Благодаря новому Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет представительным органам местного самоуправления функционировать более эффективно [11, с.16].

В целом вся деятельность представительных органов местного самоуправления зависит от содержательного планирования на основе анализа социально-экономической обстановки в районах и городах. Особое внимание уделяется:

  1. постановке работы с населением в избирательных округах;
  2. привлечение населения к выработке решений и выполнению намеченных мероприятий;
  3. поиск и внедрение новых форм работы по месту жительства населения;
  4. взаимодействию с исполнительными комитетами по выполнению общегосударственных задач и решению местных проблем [14].

Чем более высоко развито общество (в материальном, экономическом, социальном, политическом плане), тем в большей степени местное самоуправление влияет на жизнь и деятельность граждан в регионе. В Республике Беларусь придерживаются следующего направления в развитии представительных органов местной власти: местное самоуправление должно совершенствоваться, чтобы вопросы жизнедеятельности граждан – особенно в небольших населенных пунктах – решались прежде всего на местах. Это непростая задача, решение которой является приоритетным в ближайшие годы в области местного самоуправления.

Таким образом, для совершенствования представительных органов местного самоуправления стоит рекомендовать:

1)провести  реформу местного самоуправления. Она должна обеспечить снижение имеющейся еще социальной напряженности, дать возможность гражданам получать достоверную и исчерпывающую информацию о деятельности местных органов, стать основой развития гражданского общества, главным опорным пунктом согласия и консолидации всех здоровых сил общества. Это приведёт к созданию нормативно-правовой базы, четко регламентирующей функции и задачи каждого уровня управления

2) проводить информирование население о различных спортивных и общественных мероприятиях, проводимых выборах и др., путём выступлений на радио, телевидении, печатных СМИ; раздачи листовок и буклетов. Данные мероприятия повысят заинтересованность населения в деятельности своего региона.

3) обеспечить  обучение и повышение квалификации кадров органов местного самоуправления путём проведения семинаров, съездов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Республике Беларусь местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления являются основой местного самоуправления. Как представительные органы местной власти, они призваны обеспечивать координацию и согласованную деятельность органов местного самоуправления. Поэтому совершенно очевидно то, что роль представительных органов в системе органов местного самоуправления весьма значительна. На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

  1. основной орган, который представляет интересы населения административно - территориальной  и принимает от его имени решения в Республике Беларусь,  является представительный орган местного самоуправления;
  2. представительный орган включает следующие структурные звенья: руководящие органы и должностные лица представительного органа; функционально отраслевые подразделения; депутаты. Существование всех звеньев является обязательным для эффективного функционирования данного органа;
  3. для более успешной работы данных органов в Республике Беларусь необходимо учитывать опыт зарубежных стран, в частности, Швеции. Эффективность работы представительных органов в данной стране основана на чётком распределении полномочий между уровнями системы представительных органов власти.
  4. совершенствование местных Советов депутатов и органов территориального общественного самоуправления является неотъемлемой частью развития демократического общества, которое должно быть направлено на:

-   создание нормативно-правовой базы, четко регламентирующей функции и задачи каждого уровня местных Советов депутатов;

-  информирование населения  о деятельности представительных  органов местного самоуправления;

- привлечение граждан к участию в органах территориального общественного самоуправления;

-     работу с населением в избирательных округах;

-   повышение квалификации;

-   сотрудничество с исполнительными и распорядительными органами управления.

  1. Реформирование местного самоуправления немыслимо без осуществления демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Следует предложить такой механизм, с помощью которого органы местного самоуправления, опираясь на общественные объединения граждан, могли бы обеспечить не только эффективное, но и максимально приближенное к каждому гражданину управление, в обеспечении которого он был бы не только заинтересован, но и готов выполнять самоуправленческие функции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кивель, В.Н. Организация местного самоуправления/ В.Н. Кивель // Местное самоуправление в Беларуси: учеб. пособие / В.Н. Кивель [и др.]; под науч ред. И.П. Сидорчук. – Минск: Тонпик, 2007. – 416 с.
  2. Масленникова, Е. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций / Е. Масленникова – Москва, 2008. - 80 с
  3. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учеб – практ. пособие /  В.Е. Чиркин – М.: Юристь, 2003. – 320 с.
  4. Мельников, А.П. Местное самоуправление: учеб. пособие / А.П. Мельников – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 224 с.
  5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З, // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск,  2012 г., № 2 - 2/1880.
  6. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 1. (с изм. и доп.).
  7. Пособие для депутатов местных Советов депутатов РБ / М.В. Кобаса [и др.]; под общ. ред М.В. Кобаса. – Минск: И.П. логвинов, 2010. – 160 с.
  8. Об органах территориального общественного самоуправления [Электронный ресурс] / Режим доступа http://lebiadok.by/article/60 .  - Дата доступа 03.11.12.
  9. Аксёнов А.В/ Местное самоуправление в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа http://old.nash-dom.info/view4685.aspx . -  Дата доступа 03.11.12.
  10. Какие лица могут быть членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления? [Электронный ресурс] / Режим доступа http://ru.belbsi.by/rights/council/theses/?tid=5626.   - Дата доступа 03.11.12.
  11. Дедков, В.Г. Совершенствование работы местных Советов с населением: информационный материал №7/79 / В.Г. Дедков, И.А. Карпухина – Минск, 2010. – 35 с.
  12. CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ [Электронный ресурс] / Режим доступа  http://www.lida.by/news/view/1762.html . - Дата доступа 04.11.12.
  13. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.bobruisk.by/edi/5583.html . - Дата доступа 04.11.12.
  14. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ [Электронный ресурс] / Режим доступа http:// pinsk.gov.by/1window/ipg/july_2010.doc. -   Дата доступа 04.11.12.
  15. Тагунов, Л.Е. Актуальные проблемы совершенствования правового обеспечения местного управления и самоуправления в Республике Беларусь / Л. Е. Тагунов, Е.И. Мархотко // Проблемы управления.-2008.-№3.-С. 89-93.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь