Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей функционирования органов местного самоуправления в системе публичной власти в РФ.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть современные концепции местного самоуправления в РФ;
2. изучить роль и функции местного самоуправления в обществе;
3. выделить особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления 5
1.1 Современные концепции местного самоуправления в РФ. 5
1.2 Роль и функции местного самоуправления в обществе 10
Глава 2 Место органов местного самоуправления в системе публичной власти. 12
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ 12
2.2 Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными, иными объединениями граждан, гражданами и субъектами предпринимательской деятельности 20
2.3 Проблемы правового регулирования органов МСУ в системе публичной власти 24
Глава 3. . Компетенция мсу в сфере правоохраны и взаимодействия с ОВД 29
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая сгму.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Участие в работе создаваемых  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации на паритетных началах с органами местного самоуправления совещательных органов относится к одной из форм взаимоотношений указанных органов власти, относящихся к реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий. Например, в городе Москве в административных округах и районах работает много координационных советов, создаются совместные рабочие группы, согласительные комиссии, состоящие из представителей префектур административных округов, управ районов, органов местного самоуправления – муниципальных собраний и муниципалитетов.

При реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения они могут вступать во взаимоотношения  с органами государственной власти субъектов Российской Федерации  при подготовке целевых и отраслевых программ развития отдельных сфер и  отраслей управления (здравоохранения, спорта, культуры, бытового, коммунального  или торгового обслуживания населения  и т.д.), при заключении договоров  о совместной деятельности в интересах  населения и т.д.

Для обеспечения надлежащего  исполнения органами местного самоуправления переданных отдельных государственных  полномочий органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут давать разъяснения о порядке  применения той или иной нормы  права, консультировать должностных  лиц местного самоуправлении о толковании норм законодательства субъекта Российской Федерации, участвовать в разрешении споров и конфликтов во внесудебном  порядке, возникающих при осуществлении  органами местного самоуправления переданных полномочий органов государственной  власти субъекта Российской Федерации.

В целом взаимоотношения  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления можно охарактеризовать как координационные, поскольку в них превалируют  административно-властные начала, при  которых наблюдаются и властеотношения (при реализации переданных государственных полномочий), и партнерские взаимоотношения (при заключении различных публично-правовых договоров (соглашений).

В отдельных случаях на правительственном уровне может  устанавливаться обязанность органов  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления вступать в те или иные взаимоотношения. Например, в целях создания благоприятных  условий для совместного осуществления  деятельности государственных и  муниципальных органов власти в  сфере регулирования тарифов  и надбавок к тарифам Правительством России определен порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального  комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование  тарифов и надбавок организаций  коммунального комплекса.

Однако такое понуждение к взаимодействию скорее является исключением  из правила и характерно только для  начальных этапов создания какой-либо отраслевой системы управления.

В целом инициатива вступления в указанные взаимоотношения  может принадлежать и органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации, и органам  местного самоуправления, поскольку  и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и  органы местного самоуправления самостоятельны при реализации установленной им компетенции.

 

2.2 Взаимодействие  органов местного самоуправления  с общественными, иными объединениями  граждан, гражданами и субъектами  предпринимательской деятельности

Органы местного самоуправления обязаны совершать действия и  принимать решения исходя из публичных  интересов, руководствуясь необходимостью удовлетворения общественных потребностей, т.е. публичного интереса неопределенного  круга лиц либо конкретного гражданина или организации. Поэтому и взаимоотношения  органов местного самоуправления и  их должностных лиц с гражданами и их объединениями должны выстраиваться  на базе принципа обеспечения законных прав и интересов последних.

Реализован такой принцип  может быть в различных формах, однако все действия и решения  органов местного самоуправления и  их должностных лиц должны быть направлены на обеспечение защиты прав и интересов  гражданина или объединения граждан.

Инициатором вступления в  рассматриваемые взаимоотношения  могут быть как органы местного самоуправления и их должностные лица, так и  граждане или объединения граждан.

Граждане могут обращаться в органы местного самоуправления или  к должностным лицам местного самоуправления с просьбами, предложениями, жалобами или иными обращениями.

Обращения могут касаться вопросов защиты прав потребителей, разъяснений  отдельных норм действующего законодательства, консультирования и др. вопросов. Причем граждане могут обращаться в органы местного самоуправления индивидуально, т.е. от своего имени, и коллективно, т.е. от группы граждан. Соответственно, лицо, к которому обращается гражданин, обязан постараться решить существующую проблему гражданина, подготовить ему  подробный письменный ответ с  разъяснением порядка действий, если решение вопроса находится вне компетенции органа местного самоуправления, или оказать иное содействие, способное удовлетворить потребности гражданина, гарантированные ему законом.

Органы местного самоуправления могут обращаться к гражданам, проживающим  на территории муниципального образования, за помощью в организации и  проведении какого-либо мероприятия, с  предложениями, с просьбой о совместном принятии решения.

Обращения органов местного самоуправления к гражданам могут  иметь и иной характер, обусловленный  общественной потребностью решить тот  или иной вопрос общественной важности.

Объединения граждан могут  обращаться в органы местного самоуправления по вопросам оказания им поддержки  или содействия в решении организационных  задач, отдельных проблем или  вопросов.

Взаимоотношения органов  местного самоуправления с объединениями  граждан могут основываться и  на партнерских принципах. В таких  случаях органы местного самоуправления и объединения граждан могут  объединять свои усилия для решения  той или иной общественной проблемы, т.е. проблемы, затрагивающей все  или часть населения муниципального образования.

Например, взаимоотношения  органов местного самоуправления с  объединениями граждан в жилищной сфере могут являться инструментом обеспечения условий для эффективной  деятельности как самих органов  местного самоуправления, так и развития инициатив граждан по улучшению  ситуации в коммунальной сфере.

Органы местного самоуправления могут участвовать в выполнении коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному  регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей. При этом они обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Одним из правовых инструментов обеспечения взаимодействия, установленных  Федеральным законом, является Общественная палата, одной из задач которой  и является обеспечение взаимодействия граждан, общественных, религиозных, политических и иных объединений граждан с  органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с любыми субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы их собственности.

Предметом, в отношении  которого могут выстраиваться их взаимоотношения, могут являться различные  вопросы, касающиеся как интересов  самого субъекта предпринимательской  деятельности (выделение земельного участка для строительства объекта  предпринимательской деятельности, консультирование и проч.), так и  интересов муниципального образования (предложение о пропаганде здорового  образа жизни среди населения, предложение  организовать и провести праздник, смотр, конкурс и другие социально-культурные мероприятия за счет средств предпринимателя  и т.п.).

Взаимоотношения органов  местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, в том числе с индивидуальными  предпринимателями, могут быть основаны на публично-правовых или гражданско-правовых началах.

Так, соглашение между субъектом  предпринимательской деятельности и органом местного самоуправления о сотрудничестве в социальной сфере  будет являться публично-правовым актом. А договор на поставку для муниципальных нужд товаров или оборудования будет являться гражданско-правовым актом.

Особенностью взаимоотношений  органов местного самоуправления с  субъектами предпринимательской деятельности является то, что такие взаимоотношения  должны быть направлены только на обеспечение, защиту или удовлетворение общественных потребностей населения или конкретного  гражданина, проживающих на территории муниципального образования.

Например, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских  округов обязаны в силу закона содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве  сооружений связи и помещений, предназначенных  для оказания универсальных услуг  связи.

Кредитные потребительские  кооперативы граждан могут взаимодействовать  с органами местного самоуправления в деле реализации требований Федерального закона "О кредитных потребительских  кооперативах граждан".

 

2.3 Проблемы правового  регулирования органов МСУ в  системе публичной власти

В современной науке муниципального права нет однозначного подхода  к вопросу о том, на основе какой  теории строится местное самоуправление в Российской Федерации. Между тем, как представляется, этот вопрос имеет  важнейшее значение для построения оптимальной модели взаимоотношений  государственной власти и местного самоуправления, поскольку в основе любой теории местного самоуправления лежит оценка взаимосвязи местного самоуправления с государственной  властью. Двойственность природы местного самоуправления проявляется в том, что в нем сочетаются государственное  и общественное начала. Именно в  силу этой двойственности органы местного самоуправления самостоятельны в решении  вопросов местного значения и одновременно составляют с государством единое целое  при решении государственных  задач на местном уровне. Таким  образом, функционируя в рамках вопросов местного значения, местное самоуправление является самостоятельным, однако, как  только оно выходит за эти рамки, оно становится частью государственного аппарата..

Местное самоуправление в  Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопроса местного значения. Но в то же время местное самоуправление признано уровнем публичной власти, его решения являются общеобязательными. Согласно новому российскому законодательству оно очень жестко связано с  системой органов государственной  власти, прежде всего уровня субъектов  Российской Федерации. По сути, оно  уже является не только связующим  звеном между гражданским обществом  и государством, оно становится представителем государства на местном уровне, реализующим  от имени этого государства властные полномочия.

Реальной альтернативой  усилению государственного контроля над  органами местного самоуправления могла  бы стать разработка и реализация концепции развития местных сообществ, предусматривающая деятельность профессиональных экспертов по формированию эффективных институтов гражданского общества и установлению продуктивных отношений с властью. В основу данной концепции должен быть положен учёт особенностей конкретных муниципальных образований и, главное, конкретные направления и механизмы развития активности представителей местного сообщества, организации эффективного сотрудничества общественных формирований и органов местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения. К финансированию данного проекта, который мог бы стать общенациональным, могут быть привлечены все заинтересованные стороны: государство, местное самоуправление, общественные объединения. Другим важным направлением установления продуктивного диалога между органами местного самоуправления и населением должны стать разработка и реализация информационной политики муниципальных образований, направленной на повышение информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления.

Отдельную проблему муниципального права создала установленная  Федеральным законом № 131-ФЗ возможность  органов государственной власти решать в ряде случае вопросы местного значения напрямую. О таком подходе  федерального законодателя можно спорить: является ли он обоснованным или нет; безусловно, в ряде случаев –  стихийные бедствия, какие-то другие кризисы – объективно может сложиться  такая ситуация, что некому будет, кроме органов государственной  власти, решать вопросы местного значения. Но этот подход порождает методологическую проблему: как должно в таких условиях определять систему местного самоуправления? Следует ли отказаться от ее классического  определения, как совокупности организационных  форм, посредством которых решаются вопросы местного значения? Вряд ли. Более точное определение предложить, по всей вероятности, крайне сложно. Но тогда, рассматривая ситуацию с предложенными Федеральным законом № 131-Ф3 вариантами законодательного решения по участию органов государственной власти в осуществлении местного самоуправления, мы должны прийти к выводу о том, что органы государственной власти и их должностные лица – это элемент системы местного самоуправления. И это очень просто доказать: например, временная финансовая администрация – это орган государственной власти, который решает вопросы местного значения (например, разрабатывает проект местного бюджета, исполняет принятый новый бюджет). Это особая форма реализации власти, особый орган, который действует (должен действовать) в интересах населения муниципального образования. Вывод: в данном частном случае временная финансовая администрация – это элемент системы местного самоуправления; а в целом органы государственной власти и их должностные лица могут являться элементами системы местного самоуправления. Абсурдный на первый взгляд вывод: с точки зрения ст. 12 Конституции Российской Федерации такое невозможно, но он лежит абсолютно в логике ФЗ-131.

Информация о работе Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе