Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей функционирования органов местного самоуправления в системе публичной власти в РФ.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть современные концепции местного самоуправления в РФ;
2. изучить роль и функции местного самоуправления в обществе;
3. выделить особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления 5
1.1 Современные концепции местного самоуправления в РФ. 5
1.2 Роль и функции местного самоуправления в обществе 10
Глава 2 Место органов местного самоуправления в системе публичной власти. 12
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ 12
2.2 Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными, иными объединениями граждан, гражданами и субъектами предпринимательской деятельности 20
2.3 Проблемы правового регулирования органов МСУ в системе публичной власти 24
Глава 3. . Компетенция мсу в сфере правоохраны и взаимодействия с ОВД 29
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая сгму.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем нельзя допустить перекоса, когда местное  самоуправление превратилось бы лишь в разновидность общественной самодеятельности. Наличие организационной обособленности, выделение местного интереса, разграничение  полномочий, сфер деятельности и ответственности  меняет ранее существовавшую систему  властных отношений, включая в нее  местное самоуправление в качестве формы публичной власти.

8. При всей той важности, которую имеют народная инициатива, творчество людей, одной из  конституционных черт концепции  местного самоуправления в России  является необходимость законодательного  закрепления его полномочий и  материально-экономического фундамента. Если предполагается, что местное  самоуправление играет серьезную  роль в обеспечении условий  жизни людей, удовлетворительном  состоянии среды их обитания  и т.п., то для этого оно должно  иметь правовые возможности (полномочия), объекты собственности и финансово-экономические  средства. Не случайно российская  концепция строится на том,  что местное самоуправление не  только располагает своими правами,  но и что-то делает по поручению  государства.

 

1.2 Роль и функции  местного самоуправления в обществе

Ориентация на учет местных  интересов предопределяет роль и  функции местного самоуправления в  современном обществе. Как и шестно, политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции:

1. первый сектор – власть (функция власти, политическая функция);

2. второй сектор – бизнес (хозяйственная функция);

3. третий сектор – гражданское  общество (общественная функция  –организация граждан для решения  значимых социальных и иных  задач, требующих совместных усилий).

В современном обществе, рассматриваемом с подобной точки  зрения, местное самоуправление выполняет  все три перечисленные функции:

1. как одна из форм  публичной власти, местная власть  проводит жизнь политику государства  на местах, принимает обязательные  для Исполнения решения по  вопросам местного значения, обеспечивает  охрану общественного порядка,  управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;

2. как организатор местного  хозяйства, местное самоуправление  наполняет экономические функции  по жизнеобеспечению местного  сообщества, организует оказание  жителям ряда важнейших общественных  услуг;

3. как часть гражданского  общества, местное самоуправление  обеспечивает самоорганизацию граждан,  их непосредственное участие  в решении вопросов местного  значения, в управлении местными  делами.

Таким набором функций  не обладает ни одна другая структура  обществе. Действительно, государство  выполняет функции власти, частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан – не его дело. Общественные и другие некоммерческие (негосударственные, неправительственные) организации выполняют функцию самоорганизации граждан, многие из этих организации занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно рассматривает такие задачи, до которых у государства "не доходят руки", привлекает для их решения "невидимые" с государственного уровня "мелкие" ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от "мелких" дел и позволяет им сконцентрироваться на решении стратегических проблем.

Органы местного самоуправления должны осуществлять два типа функций  объективно присущих этому субъекту:

– представлять его интересы (проектная функция);

– реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов  заключается в их выявлении, артикулировании, разработке проекта развития муниципального образования (отсюда – "проектная функция") и принятии необходимых решений в форме правовых актов, создающих правовую базу для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местной самоуправления (поэтому – "программная функция"), направлена на осуществление проекта.

Таким образом, функции местного самоуправления – основные направления  деятельности муниципальных органов  и их должностных лиц. Правовым выражением функций являются полномочия, или  предметы ведения.

 

ГЛАВА 2 МЕСТО ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ  ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.

2.1 Взаимоотношения  органов местного самоуправления  с органами государственной власти  Российской Федерации и субъектов  РФ

Как известно, органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Тем не менее, органы местного самоуправления не лишены права взаимодействовать  или вступать в различного рода взаимоотношения  с органами государственной власти Российской Федерации, поскольку в  России органы местного самоуправления обязаны не только решать повседневные вопросы жизнеобеспечения населения, но и вправе осуществлять отдельные  государственные полномочия.

Компетенция органов государственной  власти Российской Федерации и компетенция  органов местного самоуправления существенно  различаются как по объему, так  и по характеру. Эти органы не являются равными субъектами управления, но их отношения в одних случаях  можно назвать партнерскими, в  других по содержанию они больше похожи на властеотношения.

Поэтому, говоря о формах взаимоотношений органов государственной  власти Российской Федерации с органами местного самоуправления, необходимо учитывать классификацию правовых оснований, по которым могут возникать  такие взаимоотношения, где можно  выделить отношения, складывающиеся:

1. при установлении общих  правил организации местного  самоуправления, прав и обязанностей  органов местного самоуправления;

2. при регламентации процессов  совместного осуществления местного  государственного управления;

3. при передаче органам  местного самоуправления тех  или иных государственных полномочий  и их реализации.

Исходя из правовых оснований  возникновения взаимоотношений  органов государственной власти Российской Федерации определяются и формы их взаимоотношений.

Так, при установлении общих  правил организации местного самоуправления органы государственной власти Российской Федерации должны проводить мониторинг законодательства о деятельности органов  местного самоуправления, выявлять правовые пробелы и коллизии, не позволяющие  или препятствующие органам местного самоуправления надлежаще выполнять  возложенные на них задачи.

В ходе проведения мониторинга  указанного законодательства органы государственной  власти Российской Федерации должны анализировать динамику достижения определенных результатов в ходе применения законов о местном  самоуправлении, накапливать информацию, необходимую для оценки эффективности  законодательства и дальнейшего  его совершенствования. При этом органы местного самоуправления совместно  с органами исполнительной власти должны обеспечивать получение аналитической  информации о состоянии регулируемых в сфере местного самоуправления отношений, о выявленных пробелах, противоречиях  в правовом регулировании, о недостатках  механизмов реализации законодательства и т.д. Все это, как правило, способствует формированию общей картины состояния  законодательства о местном самоуправлении, о его применении, о надлежащем органами местного самоуправления и  их должностными лицами исполнении законодательства.

В мониторинге законодательства о местном самоуправлении участвуют  и федеральные округа.

Например, в компетенцию  советов при полномочных представителях Президента Российской Федерации в  федеральных округах входит обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений  Президенту Российской Федерации об изменении ситуации

При регламентации процессов  совместного осуществления местного государственного управления взаимоотношения  органов государственной власти Российской Федерации и органов  местного самоуправления должны строиться  на принципиально иных условиях и  быть более похожи на партнерские.

Местное государственное  управление предполагает наличие в  конкретном крупном населенном пункте территориальных структур органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. При этом такое положение обязывает все  органы власти, действующие на конкретной территории, взаимодействовать друг с другом, поскольку очень часто  им приходится решать те или иные вопросы  совместно.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на формы взаимоотношений  органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления. Например, многие федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные  агентства) обязаны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления: Министерство юстиции Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента России и др.

При этом организация взаимодействия территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти с  органами местного самоуправления должна осуществляться самим федеральным  органом исполнительной власти.

При передаче органам местного самоуправления тех или иных государственных  полномочий и их реализации органы государственной власти Российской Федерации обязаны вступать во взаимоотношения  с органами местного самоуправления в ходе контроля за надлежащим исполнением  переданных полномочий.

Такой контроль могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отраслевое управление: Минрегион России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России и др.

Формы взаимоотношений органов  государственной власти и органов  местного самоуправления при исполнении переданных отдельных государственных  полномочий могут быть различными. Однако все они основаны на координации  действий органов местного самоуправления при реализации ими отдельных  государственных полномочий.

Координация действия органов  местного самоуправления при осуществлении  переданных государственных полномочий включает в себя: участие органов  местного самоуправления в подготовке и (или) обсуждении проектов федеральных  законов, нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации  и федеральных органов исполнительной власти; подготовку и выдачу методических материалов федеральными органами исполнительной власти по исполнению органами местного самоуправления переданных государственных  полномочий или оказанию публичных  услуг, согласование с органами местного самоуправления некоторых вопросов, выдачу разрешений органам местного самоуправления на отдельные юридические действия.

Соответственно, формы взаимоотношений  и будут зависеть от вида координационных  действий, совершаемых в отношении  органов местного самоуправления. Например, участие органов местного самоуправления в законопроектной или нормотворческой  деятельности органов государственной  власти предполагает такую форму  взаимоотношений, как совместная работа, сотрудничество. Подготовка методических материалов предполагает такую форму  взаимоотношений, как консультирование, разъяснение, толкование и т.д.

Формы взаимоотношений органов  государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления могут возникать  только на основе законодательства, поэтому  основанием их возникновения могут  быть и публично-правовые, и гражданско-правовые нормы права.

Вступление во взаимоотношения  и прекращение взаимоотношений  указанных органов власти также  может осуществляться только на базе норм права. Федеративный характер Российского  государства, система разделения властей  на региональном уровне определяют важное место и полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, в том числе высшего должностного лица субъекта Федерации в сфере  обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов  власти субъектов Федерации с  органами местного самоуправления.

Поэтому взаимоотношения  органов местного самоуправления с  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации могут возникать:

– по поводу реализации органами государственной власти субъектов  Российской Федерации своих полномочий;

– по поводу реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения;

– по поводу реализации органами местного самоуправления переданных отдельных  государственных полномочий.

Взаимоотношения органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации с органами местного самоуправления могут возникать  по поводу:

– проведения совместных совещаний  и совместного обсуждения тех  или иных вопросов;

– создания совместных комиссий, рабочих групп и работы в них;

– проведения взаимных консультаций;

– заключения соглашений о  взаимодействии и координации деятельности;

– взаимного представительства  сторон;

– принятия совместных нормативно-правовых актов;

– передачи части своих  полномочий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством.

Реализация законодательной  инициативы представительными органами местного самоуправления в законодательном  органе государственной власти субъекта Российской Федерации является одной  из форм реализации органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  своих полномочий и реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Информация о работе Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе