Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей функционирования органов местного самоуправления в системе публичной власти в РФ.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть современные концепции местного самоуправления в РФ;
2. изучить роль и функции местного самоуправления в обществе;
3. выделить особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ;

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления 5
1.1 Современные концепции местного самоуправления в РФ. 5
1.2 Роль и функции местного самоуправления в обществе 10
Глава 2 Место органов местного самоуправления в системе публичной власти. 12
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ 12
2.2 Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными, иными объединениями граждан, гражданами и субъектами предпринимательской деятельности 20
2.3 Проблемы правового регулирования органов МСУ в системе публичной власти 24
Глава 3. . Компетенция мсу в сфере правоохраны и взаимодействия с ОВД 29
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая сгму.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный  университет»

 

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

 

 

Курсовая работа  по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

 

на тему:  «Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе».

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила студентка 5-го курса

                                                                     заочного отделения специальности

                                                                           ГМУ 3,5 
                                                                           Козлитина Е.С.

                                                       Научный руководитель:                                             
                         

                                                 

Курск – 2013г

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                        3

Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления                     5

1.1 Современные концепции  местного самоуправления в РФ.               5

1.2 Роль и функции местного  самоуправления в обществе                    10

Глава 2 Место органов  местного самоуправления в системе  публичной власти.                                                                                                                     12

2.1 Взаимоотношения органов  местного самоуправления с органами  государственной власти Российской  Федерации и субъектов РФ                   12

2.2 Взаимодействие органов  местного самоуправления с общественными,  иными объединениями граждан,  гражданами и субъектами предпринимательской  деятельности                                                                  20

2.3 Проблемы правового  регулирования органов МСУ в  системе публичной власти                                                                                                24

Глава 3. . Компетенция мсу в сфере правоохраны и взаимодействия с ОВД                                                                                                                        29

Заключение                                                                                                  39

Список литературы                                                                                     41

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин "публичная власть" в российской правовой науке появился сравнительно недавно и в советское  время использовался как аналог термина "государственная власть". В постсоветский период в связи  с введением местного самоуправления как особого вида публичной (негосударственной) деятельности понятие "публичная  власть" стало использоваться гораздо  в более широком значении –  и применительно к власти в  государстве, и в отношении других субъектов – институтов, образуемых в субъектах Федерации и муниципальных  образованиях. В настоящее время  понятие "публичная власть" получило достаточно широкое распространение  как в учебной и научной  литературе, так и в официальных  документах.

Местное самоуправление обеспечивает гражданам право на решение общезначимых для общества вопросов. Местное самоуправление является проводником групповых  интересов жителей муниципальных  образований, и с этой точки зрения, оно рассматривается как институт гражданского общества, политического  опосредования, который примиряет государство и общество. Являясь институтом, обеспечивающим взаимодействие власти и общества, местное самоуправление сглаживает противоречивые общественные интересы, с одной стороны, и обеспечивает порядок в обществе при учёте интересов различных социальных групп – с другой. Между разрозненными и противоречивыми интересами в обществе и единым государственным интересом должно существовать промежуточное звено, которое обеспечивает их согласование. Этим связующим звеном в современных условиях и является местное самоуправление.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что местное  самоуправление как полноценная  ветвь публичной власти представляет собой сегодня возможно наиболее эффективный способ решения повседневных, насущных вопросов жизнедеятельности  граждан, развивающих в них инициативу, политическую самостоятельность и  ответственность. Именно поэтому изучение органов местного самоуправления в системе публичной власти позволит лучше понять проблемы местного самоуправления.

Предмет исследования- органы местного самоуправления.

Объект исследования –  местное самоуправление в РФ.

Цель курсовой работы состоит  в изучении особенностей функционирования органов местного самоуправления в  системе публичной власти в РФ.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть современные  концепции местного самоуправления  в РФ;

2. изучить роль и функции  местного самоуправления в обществе;

3. выделить особенности  взаимодействия органов местного  самоуправления с органами государственной  власти Российской Федерации  и субъектов РФ;

4. рассмотреть взаимодействие  органов местного самоуправления  с общественными, иными объединениями  граждан, гражданами и субъектами;

5. выделить и изучить  проблемы правового регулирования  органов местного самоуправления  в системе публичной власти.

Теоретической основой курсовой работы являются труды известных  специалистов в области муниципального права и нормативно-правовые акты РФ

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Современные  концепции местного самоуправления  в РФ.

Главные ценности местного самоуправления, если оно признается в государстве, непреходящи. Поскольку  в России местное самоуправление является конституционно закрепленной реальностью, российская концепция  местного самоуправления отражает и  общие закономерности, и свои внутригосударственные  особенности (в том числе связанные  с федеративной структурой государства). Можно назвать следующие главные  черты этой концепции.

1. Местное самоуправление  в России – часть конституционного  строя общества и государства.  Как уже говорилось, официальная  основа для такого вывода заложена  в Конституции РФ: именно в  Главу 1. включена ст. 12, закрепившая,  что "в Российской Федерации  признается и гарантируется местное  самоуправление". Как известно, основы  конституционного строя носят  базовый характер, обусловливают  реальную систему конституционно-политических  отношений в стране, все дальнейшее  конституционно-правовое регулирование,  более того – даже в самой  Конституции РФ все последующие  положения не могут противоречить  основам конституционного строя.  Таким образом, можно как угодно  относиться к местному самоуправлению, но непреложен тот факт, что  строй общественной и государственной  жизни в России учитывает наличие  местного самоуправления и должен  способствовать реализации и  совершенствованию его институтов.

2. В основе концепции  местного самоуправления в Российской  Федерации лежит также принцип  народовластия. Концептуально местное  самоуправление рассматривается  как один из уровней единой  публичной власти в государстве.  Народовластие, реализуемое через  государственные органы на уровне Российской Федерации и ее субъектов, дополняется народовластием на уровне проживания населения – муниципальных образований.

3. Местное самоуправление  призвано играть важную роль  в качестве одного из принципиальных  инструментов соединения публичной  власти и гражданского общества. Осуществляя функции власти, местное  самоуправление в состоянии обеспечивать  участие граждан и гражданский  контроль в отношении многих  общественно-политических процессов.

4. Российская конституционная  концепция местного самоуправления  строится на наличии личного  права каждого гражданина и  коллективного права граждан  на осуществление местного самоуправления.

Конституция РФ и Федеральный  закон 2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" говорят  о том, что граждане Российской Федерации  осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных  референдумах, муниципальных выборах, использования иных форм прямого  волеизъявления, а также через  выборные и иные органы местного самоуправления. Множественное число – "граждане" – не означает, что данное право  осуществляется только коллективно, ведь участие в голосовании, в обсуждении вопросов местного значения и т.д. предполагает индивидуальное и добровольное желание  гражданина участвовать в соответствующем  мероприятии.

Коллективное право населения  на местное самоуправление реализуется  одновременно с правом на местное  самоуправление граждан как жителей  муниципального образования. Это право  основано на конституционных принципах, которые являются общими для всей системы институтов правового положения  личности, а также непосредственной демократии.

Между индивидуальной и коллективной формами осуществления местного самоуправления нет противостояния, одно без другого невозможно. Во многих случаях результат достигается  лишь при коллективных формах местного самоуправления (выборы, работа представительных органов муниципальных образований, публичные слушания и т.д.), но сами они возможны на базе индивидуального  участия граждан.

Личное сознательное участие  в местном самоуправлении сближает индивидуальные интересы с групповыми, порождает способность и готовность к ответственности за состояние  дел на уровне не только муниципального образования, но и региона, Российской Федерации в целом.

5. Концепция предполагает  самостоятельность местного самоуправления. Это закреплено в ст. 12 Конституции  РФ: "Местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно". Принцип самостоятельности предполагает, что местное самоуправление занимает  свое место в системе общественных  в целом и конкретно государственно-правовых  отношений. Им не могут "командовать"  какие-то структуры общества. Не  менее важно и то, что с местным  самоуправлением должно тесно  сотрудничать государство; однако  местное самоуправление самостоятельно  и от органов государственной  власти. В соответствии со ст.12 Конституции РФ "органы местного  самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти". Не следует преувеличивать  значение этого положения Конституции  РФ. Являясь "вариантом" публичной  власти, местное самоуправление  не может быть ни искусственно, ни как-либо еще отделено от  государственной власти, оно должно  быть частью единой власти  и одновременно характеризоваться  как народное самоуправление.

6. Применительно к местному  самоуправлению как форме публичной  власти существуют специфические  особенности действия конституционного  принципа разделения властей.  В соответствии с Конституцией  РФ этот принцип применяется в отношении разделения государственной власти: в ст. 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

С учетом того что в ст. 10 Конституции РФ речь идет о государственной  власти, ученые зачастую делают вывод  о том, что применительно к  местному самоуправлению принцип разделения властей вообще не существует. Однако здесь сделаем определенные уточнения.

В части горизонтального  разделения властей нельзя категорично  утверждать, что оно не существует в системе местного самоуправления. Конечно, нет конституционных формулировок о разделении властей в местном  самоуправлении. Но все-таки новейшее законодательство о местном самоуправлении говорит о наличии представительных и исполнительных органов в системе  местного самоуправления, а также  о распределении между ними компетенции  местного самоуправления. В этом можно (да и следует) видеть определенные начала разделения властей.

7. Местное самоуправление, даже являясь разновидностью  публичной власти, призвано оставаться  общественным институтом, живым  творчеством населения, поскольку  предполагает не только правовые, но и иные (конечно, не противоречащие  законодательству) пути реализации. В российской действительности  допускается в полной мере  развитие начал местного самоуправления, о которых уже говорилось, –  самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль, самоответственность. При этом предполагается, что инициатива, народный энтузиазм воплотятся в таких акциях местного самоуправления, которые только пойдут на пользу делу и укрепят в людях сознание того, что все это они организовали сами.

Информация о работе Местные интересы, роль и функцию местного самоуправления в обществе