Функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Файлы: 1 файл

функции местного самоуправления.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в  современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе  придают следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности  в обществе, возникающей все чаще  на почве противоречий между  политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность  в  развитой органов правоохраны в субъектах Российской Федерации.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;

- острота проблемы  укрепления российской государственности, 
и роли местного самоуправления в системе правоохраны.  
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти, правоохранительными органами исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Сфера деятельности местного самоуправления ограничена кругом его полномочий, которые определены Конституцией РФ, федеральным законодательством, территорией муниципального образования и иными факторами. Главным положением определяющим основные направления деятельности местного самоуправления является их местное значение. Поэтому функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, задачами  и целями муниципальной деятельности.

Под функциями  местного  самоуправления  понимаются  основные  направления муниципальной  деятельности.

Функции  местного  самоуправления  обусловлены   его   природой,   местом муниципального самоуправления в  системе  народовластия,  теми  задачами  и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ  любого  демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации  и  осуществления власти на местном уровне,  муниципальное  самоуправление  укрепляет  основы народовластия.

Основанное  на принципах  демократии  и  децентрализации  власти,  обладая самостоятельностью в  решении  всех  вопросов  местного  значения,  местное самоуправление    способствует    оптимальному    сочетанию    местных    и общегосударственных интересов, наиболее эффективной  реализации  социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Местное самоуправление, являясь частью демократической  системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение  вопросов  местного значения  реализует  также  задачи  по  обеспечению   жизненных   интересов населения, социальной защите граждан.

С учетом роли  местного  самоуправления  в  организации  и  осуществлении власти народа, задач, решаемых  в  процессе муниципальной деятельности  и полномочий  местного  самоуправления,  можно  выделить  следующие  основные функции местного самоуправления:

- обеспечение  участия населения в решении  вопросов местного значения;

- управление  муниципальной собственностью и финансовыми средствами;

- обеспечение  комплексного развития территории  муниципального образования;

- обеспечение  удовлетворения социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных потребностей  населения муниципального образования;

- охрана общественного порядка;

- представительство  и защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных  государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СОДЕРЖАНИЕ  ФУНКЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

1. Обеспечение участия населения  в решении вопросов местного  значения.

Условиями эффективной участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются:

-наличие выборных  органов;

-использование в муниципальной  деятельности институтов прямой  демократии;

-наличие материально-финансовых  ресурсов для решения вопросов  местного значения.

Участие населения муниципального образования в решении местных  дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

Муниципальное право  закрепляет правовые гарантии участия  населения в осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  граждане имеют равные права на осуществление  местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.1

Среди форм волеизъявления, с помощью которых обеспечивается участие граждан в решении вопросов местного значения можно назвать: муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, местный референдум, народная правотворческая инициатива по внесению законопроектов по вопросам местного самоуправления, индивидуальные коллективные обращения и территориальное общественное самоуправления.

Представительный орган  местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.

Нормы муниципального права  закрепляют институты и формы  прямой демократии, посредством которых  население привлекается к решению  вопросов местного значения, а также  осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводиться местный  референдум, в котором имеют право  участвовать все граждане, проживающие  на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.

В муниципальном образовании  в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

 На них, в частности,  могут приниматься решения о  разовом добровольном внесении  жителями средств для финансирования вопросов местного значения.

Статья 25 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет институт народной правотворческой инициативы. Население  в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Решение вопросов местного значения населением муниципального образования  проявляется также в подконтрольности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, в отзыве и выражении недоверия  населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц.

Для активного участия  граждан в местных делах большое значение имеет их информированность о работе выборных органов и должностных лиц МСУ, состояния муниципального хозяйства, поэтому рассматриваемая функция тесно связана с реализацией принципа гласности в работе местного самоуправления.

2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать  лишь эффективно управляя муниципальным  имуществом, формируя и рационально  используя местные финансы. Государство  признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Права собственника в  отношении имущества и местных  финансов, входящих в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

Местное самоуправление свое социальное предназначение может  оправдать только при условии  эффективного управления муниципальным  имуществом и рационального использования  местных финансов. Участие в решении этой функции принимают выборные органы и должностные лица, представительные и иные (администрация, глава муниципального образования и др.) органы местного самоуправления.

Реализация этой функции  должна осуществляться только в интересах  населения муниципального образования  с целью наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Население муниципального образования должно получать необходимую  информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми  ресурсами в целях осуществления  действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.

Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально- экономического развития муниципального образования.2

Муниципальные образования — города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие — представляют собой своеобразные территориально- производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Информация о работе Функции местного самоуправления