Функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Файлы: 1 файл

функции местного самоуправления.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Согласно действовавшему ранее Закону Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации к компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относились избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их исполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.

В последние годы роль собраний, сходов граждан существенно  изменяется. Если прежде они действовали  наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселках собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы в таких случаях не образуются.

Изменился и порядок  регламентации созыва и проведения собраний, сходов граждан как формы  территориального общественного самоуправления населения. Сегодня эти вопросы  решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые принимают уставы или положения, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления.

Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан  в практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии. В их число входят: обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и многие другие.

Другой важной составной  частью системы местного самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г., органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы местного самоуправления — собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. п.).

На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместными решениями органов местного самоуправления может быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий.

В городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек  местное самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборы главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом.

В городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек  выборными органами местного самоуправления являются собрание представителей, а также глава местного самоуправления (глава администрации). В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек органами местного самоуправления являются собрание представителей и глава администрации, назначаемый главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, или избираемый населением глава местного самоуправления.

В городах, имеющих деление  на районы, округа и т. п., городскими органами местного самоуправления являются собрания представителей и глава самоуправления (глава администрации). В районах, в городах (округах), в присоединенных к городам городских и сельских поселениях могут быть образованы органы местного самоуправления района в городе (округа), городского, сельского поселения, а также органы территориального общественного самоуправления.

В районах органом  местного самоуправления является глава  местного самоуправления (глава администрации  района). В районах может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

В сельсоветах органом  местного самоуправления является глава  местного самоуправления (глава администрации  сельсовета). В сельсоветах может  быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.

Выборный представительный орган местного самоуправления работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим  главой местного самоуправления (главой администрации). Он утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положения (уставы) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации.

Решения, связанные с  утверждением местного бюджета, расходованием  финансовых средств, установлением  или отменой местных налогов  и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления по представлению и согласованию с главой местного самоуправления (главой администрации).

Решения выборного представительного  органа местного самоуправления подписываются  главой местного самоуправления (администрации).

Главы местного самоуправления (глава администрации, староста и т.п.) могут избираться или назначаться. В настоящее время главы местного самоуправления, как правило, назначаются.

Глава местного самоуправления (глава администрации) непосредственно  или через образуемые им органы местного самоуправления осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.

Глава местного самоуправления (глава администрации) издает по вопросам своего ведения постановления и  распоряжения.

Выборные и другие органы местного самоуправления организуют исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

Наименование главы  местного самоуправления, выборного  представительного органа местного самоуправления и порядок его избрания (формирования), включая работающих на постоянной (оплачиваемой) основе, другие вопросы организации и деятельности местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации определяются правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций и местных условий.

Составной частью системы  местного самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления населения. В их число входят советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, советы или комитеты улиц, кварталов, домов.

Органы территориального общественного самоуправления населения  создаются по инициативе граждан  на основе их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой.

Компетенция органов  территориального общественного самоуправления населения определяется положением (уставом) об этих органах, подготовленным с учетом полномочий, передаваемых им представительными органами местного самоуправления и местной администрацией. Они могут осуществлять экономическую деятельность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований и других поступлений.

Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны  к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы.

Практика показывает, что города, поселки, сельские населенные пункты в целях более эффективного осуществления местного самоуправления объединяются в ассоциации. В настоящее время созданы такие ассоциации, как Союз малых городов, Союз российских городов, ассоциации малых и средних городов и т. п.

Права объединений (ассоциаций) органов местного самоуправления определяются в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Устав объединения (ассоциации) утверждается собранием учредителей и регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации.

Практикуются и иные формы объединения органов местного самоуправления. Например, совместным решением органов местного самоуправления нескольких территорий может быть создан единый орган местного самоуправления, наделенный на договорной основе частью полномочий создавших его органов местного самоуправления.

5. Согласно Конституции  Российской Федерации: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций»5. Следовательно, территориальной основой местного самоуправления являются городские и сельские поселения. Что касается «других территорий», упомянутых Конституцией Российской Федерации, то это понятие должно быть конкретизировано органами государственной власти субъектов Российской Федерации в принимаемых ими актах об организации местного самоуправления на своих территориях. Такими территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, могут, в частности, выступать территория района, территории, включающие несколько городских или сельских поселений, органы местного самоуправления которых приняли решение о создании единого органа местного самоуправления на своих территориях и т. д. Конституция Российской Федерации, закрепляя территориальную основу осуществления местного самоуправления, устанавливает, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.6 С системой органов местного самоуправления тесно связана их организационная структура, являющаяся важнейшим условием эффективности местного самоуправления. Она должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и государственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе написания  данной работы было проведено исследование проблем и перспектив развития российского законодательства в области местного самоуправления.

В настоящее время  Россия находится в начале долгого  и сложного пути формирования новой  модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой  Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации  местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СОДЕРЖАНИЕ  ФУНКЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

1 См: Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»-ч.2 ст.3//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506

2 См: Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»- п.4 ч.2 ст.6//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506

3 См: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// «Российская газета» от 25 декабря 1993 года- ч.1 с.132

4 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// «Российская газета» от 25 декабря 1993 года- ч.2 с.130

5 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// «Российская газета» от 25 декабря 1993 года- ч.1 с.131

6 См: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// «Российская газета» от 25 декабря 1993 года- ч.2 с.131


Информация о работе Функции местного самоуправления