Функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:33, доклад

Описание работы

В работе рассмотрены функции МСУ, основные направления деятельности МСУ, характеризующие его природу и социальное назначение.

Файлы: 1 файл

функции МСУ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

функции МСУ— основные направ-я  деят-ти МСУ, характе-е его природу  и соц. назнач-е. Конст. РФ МСУ осущ-ет функции: 1) обеспеч-т участие населен. в самостоят. реш. местн. вопр.; 2) обеспеч-т  соц.-эконом-е развит. соответств. террит-ии; 3) упр. мун. собств.; 4) обеспеч-т потребности насел. в соц-культ-х, коммун.-быт-х и др. жизненно важных услугах; 5) осущ-т защиту интересов и прав МСУ; 6) обеспеч. охрану обществ-го порядка, реализ-ю законов, поддерж. правопорядка на террит МО. Охр. обществен. порядка — одна из самых важных функц. МСУ. Она включ. деят. по обеспеч. спокой-я в обществ-х местах, недопущ. и пресеч-ю хулиг-ва, привлеч к админ. ответств. лиц, наруш. порядок в общ. местах. Законодат-во наде-т ОМСУ (район., город-е) правом принимать реш. (устанавл. правила) по вопр. соблюд. обществ-го порядка и устанавл-ть админ. ответс. за его наруш. (если эти вопр. не урегулир-ны регион-ми и фед-ми актами). Проф. деят. по обеспеч. охр. обществ. порядка на терр. МО осущ. полиция РФ.

МСУ — одна из форм реализ. нар-м принадл-й ему власти. МСУ — децентр-я форма упр., предпол-я самост-ть, автономность местн. орг-в, кот. выступ. органами местных самоупр-хся терр-х сообществ.

признаки: -это один из инст-ов гражд-го общ-ва и пол-й сист-ы  Рос., составл-й основу конст-го строя  страны (ст. 3, 12 К РФ гл. 1 "Основы конст-го строя", их нормы наход. под особым режимом прав-й охр., образуя так назыв-е "вечные конст-е полож-я"); 
-это один из инст-ов публ-й власти, принад-ей многонац-му народу Рос. (ст. 3 К РФ народ явл. единст-м источн. власти и осущ-т ее непосредственно, а также через органы гос. власти и орг. МСУ), власти самост-ой и независ. (ст. 130 К РФ); 
-это право насел-я на самост-ное реш-е вопр. местн. знач-я, защищ-е сист. гос-х гарантий (ст. 12, 130 К РФ). Это право закреп. ст. 3 ФЗ "Об общих принц-х организации МСУ в РФ" № 131 -ФЗ; 
-это наиболее широкое сочет. форм непосредств-ой и представит-й демократии (ст. 130 К РФ); 
-МСУ имеет особый объект упр.: вопр. местн. знач-я. Перечень этих вопр. дан в гл. 3 ФЗ "Об общих принц-х организации МСУ в РФ". К ним относ. вопр. непосредств-го обеспеч. жизнедеят-ти насел. МО; 
-собственная ответств-ть МО, кот. обеспеч-ся  различными формами контроля со стороны насел-я и гос.


В соотв-ии с К РФ МСУ осущ-ся гражд-ми путем рефер-ма, выборов, др. форм прямого волеизъявл., через выборные и др. ОМСУ.

Формы непосредств-го осущ-я  насел-м МСУ:

-местный референдум

-муниципальные выборы

-голосов-е по отзыву  депутата, члена выборного органа, выборного должн-го лица МСУ

-голос-е по вопр. измен.  границ, преобраз-я МО

-сход граждан и др. формы

Формы участия насел. в осуществлении МСУ:

-правотвор-я инициатива граждан

-терр-ое общ-ое самоупр-е

-публичные слушания

-собрание граждан

-конференция граждан (собр. делегатов)

-опрос граждан

-обращ-я гр-н в ОМСУ

-наказы избират-й и  др.

-   МСУ Др. Руси: догосуд-е формы развит. самоупр., зарожд. общинного МСУ. Самоупр. Сущ-ло у др-х славян еще при родовом устройстве. МСУ зарожд. когда появл. союзы общин, объед-хся на основе эконом-х и полит-х интер-в на опред-й терр-и и образов-х вертикальное соподчинение власти.

-   МСУ в 988-1785 годах: данный период нач. с принятия христ-ва на Руси и прод-ся до конца XVIII в.  МСУ в России существ-ло в форме производ-х и территор-х общин. Люди, объед-ся в общины на основе труд-й деят., собственности и нес-я повинностей, принимали непосредств-е участие в упр. общ-ми делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, др. характер-ся сословным, производств-м, территор-м единством, выступ. в кач-ве перв-х ячеек, явл. самой органичной и естеств-й основой МСУ.

-   МСУ в 1785-1917 г. г.: МСУ городов, крестьянское и земское самоупр., развивш-я в период становл-я в Рос. капитализма. Его недост-м было сохр-е сословного принципа формирования.

-   Местн. гос. упр. в 1917-1990 г. г.: в советск. пер-д отечествен. истор. под ОМСУ поним. местн. гос. органы публичной власти, обладавшие независ-ю в реш. вопр. местн. знач. по отнош-ю к центр-м орг-м гос. власти.

-   МСУ России в период с 1990 по 1995 г. г.: с принят. в 1993 г. нов. К РФ, закреп-й право насел-я на осущ-е МСУ, в стране начался реальный процесс его реформ-я. Сейчас можно с увер-ю сказать, что в осн-х чертах этот институт народовластия у нас создан. На фед. уровне и практически во всех субъектах Фед-ции имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Опред-ны терр-ии местн. сообществ, уточнена система МО. Фактически завершено структурирование ОМСУ.


Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности

В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.

Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.

Судебник 1550 года усилил государственную  власть и привел к возникновению  крепостного права, а Иван IV отделил  местное самоуправление от государства.

XVII век положил начало бюрократизации  местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.

Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.

После Февральской революции 1917 года, Временное правительство расширило  полномочия земских органов власти. Временное правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.

Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд  Советов. Ликвидация земских органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов, заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.

В основу организации власти на местах был заложен принцип единства системы Советов, как органов  государственной власти, где местные  Советы и их исполкомы выступали  как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.

Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории; проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий.

На начавшийся процесс формирования демократических форм управления наложили свой отпечаток годы гражданской войны. В данных условиях сформировалась жесткая централизованная административно-полицейская система управления, которая позволила большевикам выжить в военных условиях. После гражданской войны постепенно стало восстанавливаться право трудящихся на участие в управлении. Допущение в период НЕПа частной собственности и вызванный этим процесс усложнения форм хозяйственной деятельности требовал изменения местных органов власти.

В 1925 году принимается Положение "О городском Совете", по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной жизни одновременно с допущением частного капитала решило задачу наиболее быстрого восстановления страны после гражданской войны.

В советском государстве периода  смерти Сталина и после него каких-либо существенных изменений в организации  управления не произошло.

Период правления Хрущева ознаменовав  собой разделение Советов структурно на промышленные (городские) и сельские.

Централизованный контроль за колхозно-совхозной  системой в этот период ослаб, происходила  реорганизация управления. Данная реорганизация способствовала улучшению специализации и кооперации регионов, развитию местных предприятий.

Конституция 1977 года закрепила положение "О развитом социализме" в преамбуле  и открыто утвердила власть партийно-бюрократического аппарата. Согласно данной Конституции, основу местной власти и управления составили Советы депутатов трудящихся. Формой работы Советов являлись сессии. В своей работе Советы опирались на постоянные и временные комиссии. Непосредственное управление осуществлялось исполнительными комитетами. Исполкомы через отделы и управления руководили отраслями и сферами местной жизни.

Таким образом, организационным принципом  построения и функционирования местных  органов являлся демократический  централизм, в соответствии с которым  вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно сделать вывод о несовершенстве системы Советов.

Восьмидесятые годы ознаменовали собой период возрождения общественно-территориальных  форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов  власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил основные направления деятельности местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как органов самоуправления. С понятием данного закона были сделаны первые шаги а пути утверждения принципиально новых начал организации управления на местах в отличие от тех, которые были ранее. Попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю систему управления, не дала положительных результатов. По сути, местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в организационном, ни в материальном, ни в правовом отношении. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой модели местного самоуправления.

1.2. Становление правовых  основ организации местного самоуправления  в Российской Федерации

Россия - страна, которая  отличается многообразием географических, национальных, природных и других особенностей.

Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о городских Советах". Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.

Полностью самоуправление не могло вступить в свои права  к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.

С начала времен "хрущевской оттепели" местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.

Интерес к местному самоуправлению вновь возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.

6 июля 1991 года был принят  Закон РСФСР "О местном самоуправлении  в РСФСР". С принятием этого  Закона в Росси начался процесс  реформирования местных органов  власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть стала также иметь более широкие полномочия. С принятием данного Закона в российском законодательстве было проведено четкое разграничение компетенции исполнительных и представительных органов местного самоуправления.

Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.

Основным моментом становления  современной модели организации  местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции  Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Информация о работе Функции местного самоуправления