Функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:33, доклад

Описание работы

В работе рассмотрены функции МСУ, основные направления деятельности МСУ, характеризующие его природу и социальное назначение.

Файлы: 1 файл

функции МСУ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы  местного самоуправления, выделила местное  самоуправление, как самостоятельную  форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

Указы Президента, разработанные  на основе Конституции, Федеральных  Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.

С принятием данного  Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура  органов местного самоуправления, учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.

Организационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица.

На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года признано " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".

Одни из основных направлений  государственной политики в области  местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.

Важным моментом реформы  местного самоуправления на современном  этапе является создание необходимых  условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

В сентябре 1997 года был  принят Федеральный Закон "О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации". Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Процесс формирования системы  местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить  первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.

Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся  этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России:

-. первый этап - с 1990 по 1993 год

- второй этап - с 1993 по 1995 год

- третий этап - с 1995 - по настоящее время

Проводя анализ истории  земства и советского периода  государственности России, можно  проследить затем, каким принципам  должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.

Таким образом, процесс  становления правовых основ организации  самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному.

Принципы местного самоуправления - это основополагающие идеи обусловливающие  организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы отражают сущность местного самоуправления как особой формы организации публичной  власти, предопределяют построение и  функционирование местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции  РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" и  в региональном законодательстве согласно п. "н"  ч. 1 ст. 72 КРФ. 
Соблюдение принципов местного самоуправления является  обязательным для населения муниципального образования,  органов государственной власти и местного самоуправления.

В науке муниципального права выделяют следующие принципы местного самоуправления. 
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).

По мнению ряда авторов, осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается муниципальной деятельностью  по решению вопросов непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения; осуществлением  охраны общественного порядка; созданием необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне22.

 
2.Законность в организации и  деятельности местного самоуправления. Принцип законности требует, чтобы  организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

 
3. Гласность деятельности местного  самоуправления. Реализация принципа  гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

 
4. Коллегиальность и единоначалие  в деятельности местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст. 35). По принципу единоначалия осуществляет свои полномочия  глава муниципального образования (ст. 36).

 
5. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам  государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

 
6. Организационное обособление местного  самоуправления его органов в  системе управления государством  и функциональная связь с органами  государственной власти. В соответствии со ст. 12 КРФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные  государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом  в соответствии со ст. 132 КРФ, а также  осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации"  наделяет представительные органы муниципального образования  правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в  деятельности местного самоуправления.

 
7. Соответствие материальных и  финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская Хартия  местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конститу-ции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую  и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Статья 132 Конституции Российской федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные  положения о финансировании осуществления  отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом  органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133).

 
8. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления обусловлено федеративным устройством Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

 
9. Государственная гарантия местного  самоуправления. Государство устанавливает  правовые основы организации  и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

 
10. Ответственность в системе местного самоуправления содержит два основных аспекта: во-первых, ответственность всех органов и должностных лиц перед населением, во-вторых, ответственность субъектов муниципального управления перед государством23. ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в главе 10 закрепил основания, процедуру и правовые последствия ответственности органов и должностных лиц муниципального образования.


Информация о работе Функции местного самоуправления