Местное самоуправление в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании возможности становления и реализации современной модели организации местного самоуправления, ее организационно-правовых форм и правового обеспечения.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;

Файлы: 1 файл

курсач 2 семестр 4 курс (2).docx

— 56.63 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

На базе основных организационных форм местного самоуправления возможно построение смешанных моделей, применительно к местным условиям, а также определение структуры организации местного самоуправления в условиях конкретного муниципального образования. Выбор конкретных моделей местного самоуправления напрямую зависит от условий, в которых оно осуществляется, анализ нормативных актов, касающихся местного самоуправления, принятых на федеральном уровне, свидетельствует о том, что отправной точкой формирования российской системы местного самоуправления стал 1993 год.

Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.

Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

Процесс формирования системы местного самоуправления и 
законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить 
первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно 
представить функционирование современной модели местного 
самоуправления.

Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России:

  • Первый этап - с 1990 по 1993 год.
  • Второй этап - с 1993 по 1995 год.
  • Третий этап - с 1995 - по настоящее время.

Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.

Таким образом, с учетом особенностей развития современного российского общества, исторических корней местного самоуправления, зарубежного муниципального опыта, современной нужно считать модель развитого местного самоуправления, сочетаемого с сильной государственной властью на уровне Федерации. Данная модель могла бы преодолеть региональный сепаратизм, так как в единстве государства заинтересованы и федеральная власть и власть местного самоуправления.

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ОГРАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

 

2.1. Характерные  черты присущие современной модели  местного самоуправления в Российской  Федерации.

Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление6:

  • власть, действующая в пределах, установленных законом;
  • наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;
  • власть с четко обозначенными функциями в государстве;
  • наличие выборных органов местного самоуправления.

А также обозначает черты, присущие различным моделям местного самоуправления.

Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления7. Именно этими формами и реализуется самостоятельность в решении местных проблем.

Еще одним признаком самостоятельности местного 
самоуправления является законодательно закрепленная гарантия 
невмешательства органов государственной власти в вопросы местного 
значения.

Самостоятельность местного самоуправления характеризует и наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В Уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

Для обеспечения самостоятельности местного самоуправления и эффективного жизнеобеспечения населения, местные органы наделяются правом на материально-финансовые ресурсы. Федеральный закон №131-ФЗ 8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет.

Закон закрепляет за органами местного самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности.

Еще одной гарантией минимальной финансовой базы является то, что о федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых бюджетов.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления.

Конституционное право управления муниципальной 
собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права 
собственника в отношении имущества, входящего в состав 
муниципальной собственности, от имени муниципального образования 
осуществляют органы местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью сводится к следующим вопросам9:

  • органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать и утверждать перечень объектов муниципальной собственности;
  • определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. На соответствующие органы местного самоуправления возложена разработка местных программ приватизации;
  • осуществление органами местного самоуправления по управлению имуществом иных прав собственника муниципального имущества. Согласно закону местные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическими и юридическими лицами, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке.

Еще одной положительной стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее природе10. Для современной системы местного самоуправления характерны признаки, свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе.

Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно многообразие черт. Приведенные черты являются основными и позволяют говорить о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

 

2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления.

Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах используемых на местном уровне.

С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходят к классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом11:

1. Форма "сильный совет - слабый мэр" характеризуется  ограничением прав мэра по  координации деятельности исполнительных  органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность.

2.Форма "сильный мэр - слабый  совет". Для этой формы характерно  избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые  позиции по отношению к представительному  органу. Мэр самостоятельно решает  многие текущие вопросы и обладает  правом отлагательного вето на  решения совета, которое может  быть преодолено только квалифицированным  большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные  фигуры, облеченные значительной  властью и призванные решать  многочисленные проблемы населения.

3. Форма "совет - управляющий" отражает стремление "к 
очищению городской политики" и устранению коррупции, 
неэффективного и авторитарного управления. Управляющий 
представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в 
сфере общественного управления. Назначается на должность и 
увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком 
этой модели является невозможность или затрудненность влияния на 
политику, проводимую управляющим.

4."Комиссионная форма". Комиссия образуется из выбранных  лиц - уполномоченных, каждый из которых  управляет каким-либо отделом  городского Правительства. В этой  модели не предполагается наличие  высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым "развяжут " друг другу руки.

5. Комбинированная форма. Управляющий или главный 
администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - 
управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют 
возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, 
голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает 
управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену 
администрации муниципального образования.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций12.

Федеральный Закон "Об общих принциах организации месного самоуправления в РФ " от 1995 года к "другим" территориям относит районы, сельские округа и т.п. Причем, районы и сельские округа в соответствии с законами о местном самоуправлении субъектов федерации могут называться по-разному с учетом исторических и местных традиций. (Район - волость, сельский округ - сельсовет).

В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации 
по территориальному принципу. Администрация района в городе 
действует на основании положения о ней разработанного 
представительным органом местного самоуправления.

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге существуют особенности местного самоуправления, которые заключаются в том, что городские органы власти имеют двойной статус - органов государственной власти и городских органов самоуправления. Согласно статье 5 Устава города Москвы, жители Москвы образуют в совокупности городское местное сообщество и осуществляют самоуправление на основе норм Конституции РФ13.

Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.) Здесь существует два пути организации местного самоуправления.

Организация местного самоуправления в закрытых 
административно-территориальных образованиях относится к 
полномочиям органов государственной власти РФ.

Таким образом, в различных субъектах РФ организация 
местного самоуправления складывается исходя из многообразия 
организационных форм осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление в современном обществе