Местное самоуправление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:26, реферат

Описание работы

Конституция РФ относит местное самоуправление к основам конституционного строя и выделяет его в качестве самостоятельной формы прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления его принципы закреплены в основном законе ряда стран и тем самым установлена новая самостоятельная система власти народа для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление становится важнейшим фактором стабилизации жизни стран, целостности государства, формой непосредственного народовластия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………4
1.1. Направления развития местного самоуправления……………………..…. 4
1.2. Проблемы органов местного самоуправления………………………..…... 7
2. ТРАДИЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ…………………………..…….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………18

Файлы: 1 файл

Местное самоуправление в современной России.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3

1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………….…..… 4

1.1. Направления развития местного самоуправления……………………..…. 4

1.2. Проблемы органов местного самоуправления………………………..…... 7

2.  ТРАДИЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ…………………………..…….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Конституция РФ относит местное самоуправление к основам конституционного строя и выделяет его в качестве самостоятельной формы прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления его принципы закреплены в основном законе ряда стран и тем самым установлена новая самостоятельная система власти народа для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление становится важнейшим фактором стабилизации жизни стран, целостности государства, формой непосредственного народовластия. Для реализации возможностей, заложенных в формуле самоуправления, предстоит большая нормотворческая работа на муниципальном уровне по регламентации повседневной жизнедеятельности местных общин. Сюда относятся вопросы организации местного самоуправления, разделение предметов ведения с другими властными структурами, формирование местных бюджетов, местных органов власти и т.д.

      А так же предметом исследования  является  дифференциации и идентичности традиций местного самоуправления и их сопоставление с традициями муниципальной власти в Российской Федерации. Традиции местного самоуправления для современной муниципальной власти - это актуальный вопрос как теоретико-правовой, так и практической направленности. Традиции для муниципальной власти необходимы в силу ее колоссального регулятивного свойства, подкрепляемого признаком трансцендентности.

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

    1. Направления развития местного самоуправления

Конституцией Российской Федерации  установлено, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Для эффективного функционирования государства  необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, т.е. общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.

Основными направлениями развития местного самоуправления являются задачи, которые решают органы местного самоуправления через систему законов и других нормативно-правовых актов.

В ст. 12 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но существует проблема, заключающаяся в том, что органы местного самоуправления являются равноправным с органами государственной власти выражением народовластия. Органы местного самоуправления, несомненно, более близки к народу, они оказывают наибольшее влияние на организацию населения. И нельзя сказать, что местное самоуправление является более низшей структурой в сравнении, например, с органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 12 фактически устранила возможность административного управления органами местного самоуправления со стороны государства, неоправданного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления.

Одной из проблем органов местного самоуправления является ее экономическая  и финансовая база. Очень мала доля денежных средств, которая принадлежит  местному самоуправлению (примерно 2% от общего объема денежных средств в  стране, а остальное принадлежит государству и частникам). Очевидно, при таком соотношении трудно ожидать эффективного результата работы от местного самоуправления.

Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основу деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества.

Местное самоуправление позволяет  оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных  формах, с учетом конкретных условий  каждой отдельной территории. Поэтому  реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.

В настоящее время на федеральном  уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. В развитие конституционных норм разработан и принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований.

Значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться также на региональном и муниципальном уровне власти. В связи с этим в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления.

На территории большинства субъектов  РФ проведены муниципальные выборы и местное самоуправление осуществляется в формах, в основном соответствующих  требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Однако формирование полноценных органов местного самоуправления еще не завершено. В стране существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия, в частности, по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов и сборов, управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет проведение выборов в органы государственной власти, так как в ходе избирательного процесса обязательным является участие в нем органов местного самоуправления.

Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной  деятельности всех уровней власти. Разграничение компетенции между  федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

 

    1. Проблемы органов местного самоуправления

Ряд нерешенных проблем, вызванных  экономическими трудностями в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь отсутствием  четкого разграничения компетенции  между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предстоит кропотливая работа органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти по разрешению таких разногласий и конфликтов.

В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной  власти муниципальные образования  объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований.

По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований учрежден Конгресс муниципальных образований  Российской Федерации - единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований.

Создан и действует Совет  по местному самоуправлению в Российской Федерации - Федеральный координационный  центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Большими проблемами в современных  условиях являются структура, взаимоотношения  и полномочия органов местного самоуправления. Практическое формирование органов местного самоуправления породило несколько проблем:

1) слишком большое разнообразие  возможных структур органов местного  самоуправления, в связи с этим  происходят затруднения в системе  управления Российской Федерации;

2) несогласованность в действиях  исполнительных органов местного  самоуправления и органов исполнительной  власти государственной власти (органы  управления финансами, образованием  и др.);

3) на местах еще недостаточно  осознается необходимость ассоциаций и союзов органов местного самоуправления. И в связи с этим ведется разъяснительная работа, что приводит к значительному обеднению органов местного самоуправления;

4) во многих муниципальных образованиях  ведущая роль была отдана исполнительным  органам, что тормозило развитие общественных организаций, представительных органов;

5) острейшей проблемой является  неподготовленность кадров органов  местного самоуправления. Очевидно, что для решения данной проблемы  необходимо организовать всеобщее  обучение для всех категорий муниципальных работников.

Деятельность государства по решению  указанных проблем должна осуществляться в рамках единой государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Эффективность реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления во многом зависит не только от наличия комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализовать право на местное самоуправление.

Успешное строительство политически  и экономически развитого, социально стабильного федеративного государства в России невозможно без согласованной деятельности всех уровней народовластия. Чтобы эти уровни действовали эффективно, необходимо, с одной стороны, единство их действий, а с другой - разграничение их компетенции и полномочий между федеральной властью, властью субъектов Федерации и местным самоуправлением. При этом власть должна осуществляться с учетом особенностей конкретных территорий (географических, климатических, исторических, экономических, демографических, этнических, национальных и др.), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществить.

 

 

 

 

 

 

2.  ТРАДИЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

 

Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет местное самоуправление как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Поскольку новый Закон радикально изменил концепцию местного самоуправления, перед юридической мыслью встают задачи по совершенствованию правовой реформы местного самоуправления. Если осуществление этой реформы будет проводиться только бюрократией, то она сведется к приспособлению местного законодательства к федеральному. Никакие новеллы нового Закона не будут реализованы на местном уровне, так как на нем уже давно привыкли ждать указаний сверху. Поэтому главной задачей местной юридической общественности является поиск форм, которые бы позволили сделать местное законодательство творчеством населения с учетом местных особенностей, дали бы доступ к нему народной инициативе, тем более что законодатели установили жесткую монополию не только на процедуру принятия законов, но даже и на их предварительное обсуждение, игнорируя юридическую и научную общественность, которая становится все более авторитетной силой в нарождающемся гражданском обществе.

Информация о работе Местное самоуправление в современной России