Местное самоуправление в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании возможности становления и реализации современной модели организации местного самоуправления, ее организационно-правовых форм и правового обеспечения.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;

Файлы: 1 файл

курсач 2 семестр 4 курс (2).docx

— 56.63 Кб (Скачать файл)

Заключение

В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.

Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Проведенный анализ становления современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

 

Библиографический список

  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.// ИПС «Гарант», 2.04.2008
  2. Конституция РФ от 12. 12. 1993 г.// ИПС «Гарант», 2.04.2013
  3. Гражданский кодекс РФ в двух частях.-СПб., от ред. 2013. ст.218
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 01.02.06. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// ИПС «Гарант», 3.04.2008
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. от 2.11.2013г.) Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и общего хозяйствования в СССР" от 9.04.1990/Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.№16. 1990. Ст. 267
  6. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
  7. Право местного самоуправления. М., 2009
  8. Российская Федерация сегодня.2010. № 3611.
  9. Устав города Москвы \ Гарант, с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2012 г. Ст.7
  10. Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. – М.: Слово, 2009. – 127 с.
  11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И.. Муниципальное право РФ. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 179 с.
  12. Кривцова Л.Н. Муниципальное управление в РФ. – М.: Инфра-М, 2009. – 178 с.
  13. Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. – Саратов, 2013. – 72 с.
  14. Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. – 79 с.
  15. Подсумкова А.А. Основы организации местного самоуправления/Под ред. С.Ю. Наумова,.Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. – 63 с.
  16. Элеменкин В.Г. Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. – Астрахань,1997. -  С.11
  17. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2009. – 271 с.

 

1 Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. – М.: Слово, 2009. – С. 63.

 

 

2 Подсумкова А. А. Основы организации местного самоуправления/Под ред. С.Ю. Наумова. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. – С. 47.

3 Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. – М.: Слово, 2009. – С 146.

4 Кутафин О.Е., Фадеев В.И.. Муниципальное право РФ. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С.83

5 Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и общего хозяйствования в СССР" от 9.04.1990/Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.№16. 1990. Ст. 267

 

6 Европейская Хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.// ИПС «Гарант», 2.04.2008

 

7 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. –М.: «Юрист», 2010. – С.118

8 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 01.02.06. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// ИПС «Гарант», 3.04.2008

 

 

9 Кривцова Л.Н. Муниципальное управление в РФ. – М.: Инфра-М, 2009. – С.89

 

10 Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. – Саратов, 2013. – С.54

 

11 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. –М.: «Юрист», 2010. – С.198

 

12 Конституция РФ . 1993. Ст. 131.

 

13 Устав города Москвы \ Гарант, с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2012 г. Ст.7

 

 


Информация о работе Местное самоуправление в современном обществе