Формирование и функционирование муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства. Задачи работы:
- 1. Дать понятие и рассмотреть компоненты муниципального хозяйства, закономерности его развития.
- 2. Изучить основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России
- 3. Определить место муниципального сектора в системе хозяйственных отношений

Содержание работы

Введение
1. Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития
2. Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России
3. Место муниципального сектора в системе хозяйственных отношений
4. Анализ функционирования муниципального хозяйства г. Брянска
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСФормирование и функционирование муниципального хозяйства (курсовик).doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)

- практические меры по сокращению  недоимки в бюджет через создание  на базе долгового центра крупного  информационного модуля;

- переход на систему персонифицированного учета населения, построенной в архитектуре территориально-распределенной сети;

- формирование комплексной информационной  системы управления в регионе  государственной и муниципальной  собственностью;

- создание автоматизированного земельного кадастра;

- отслеживание финансовых, материальных  и трудовых ресурсов в муниципальном  образовании на основе интеллектуальных  автоматизированных систем;

- развитие малого бизнеса в  муниципальном образовании, для  чего предполагается создание разветвленной информационной сети поддержки предпринимательства, более эффективное использование возможности глобальной сети Интернет.

В период реформирования муниципальной  экономики принципиально важным становится достижение опережающих  темпов развития информатизации на муниципальном и региональном уровнях по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться «подстройкой» новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно - прогнозным; организовывать интегрированные территориальные системы и новые формы взаимоотношений с муниципальными (региональными) и находящимися вне Региона владельцами информации.

Полноценно использовать резервы  повышения эффективности система  территориального управления в результате его информатизации можно, если она  будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.

Для повышения управляемости процессом  информатизации можно рекомендовать:

- формирование Координационного  межведомственного совета по  муниципальной (региональной) информатизации  с целью выработки согласованной стратегии информатизации;

- образование Управления по  политике информатизации и информационным  ресурсам Администрации муниципального  образования (области) и региональный  Центр информатизации органов  государственного управления области;

- разработку и использование  в Администрации муниципального  образования (области) методики  определения уровня информатизации  и взаимосвязи состояния информатизации  с показателями социально-экономического  развития муниципального образования;

- разработку и реализацию концепции формирования единого информационного пространства органов управления муниципального образования (региона);

- формирование целевой программы  информатизации органов управления  муниципального образования (области);

- разработку структуры муниципальной (региональной) нормативной базы по информатизации.

 

3.3 Совершенствование управлением  муниципальным имуществом в муниципальном  образовании

 

В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.

Ощущается объективная потребность  в создании стройной, экономически и логически выверенной системы  критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью.

Генеральной целью в рамках внедрения  различных подходов к развитию системы управления муниципальным имуществом является повышение эффективности управления муниципальным имуществом. Стратегия развития имущественного комплекса территорий должна преследовать следующие цели.

Во-первых, увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, для повышения самостоятельности МСУ.

Во-вторых, оптимизация структуры  имущества в интересах обеспечения  возможности сохранения и развития комплекса муниципального имущества.

В-третьих, совершенствование управления всем комплексом объектов.

В-четвёртых, повышение конкурентоспособности  МУП, улучшение финансово-экономических  показателей их деятельности.

В рамках поставленных целей органам  МСУ необходимо решить следующие  задачи.

Провести полную инвентаризацию объектов муниципального имущества, разработать и реализовать систему учета объектов и оформление прав на них. Полная инвентаризация муниципального имущества территории позволяет сформировать баланс имущества муниципального образования, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путём гарантирования инвестиций не доходами бюджета, а реальными активами, экономическими показателями, благоприятным правовым режимом.

Классифицировать объекты муниципальной  собственности по признакам, определяющим специфику управления.

Оптимизировать количество объектов управления и осуществить переход  к пообъектному управлению. Осуществление  мероприятий по повышению ликвидности  муниципального имущества позволяют  эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.

Обеспечить права органов МСУ, как участников коммерческих и некоммерческих организаций.

Обеспечить более действенный  контроль за использованием объектов муниципального имущества и деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Обеспечить поступления доходов  от объектов муниципального имущества  в местный бюджет.

Повысить доходность объектов муниципального имущества.

Оптимизировать структуру муниципального имущества.

Повысить качество кадрового обеспечения  управления муниципальным имуществом. Администрация города должна быть крайне заинтересована в профессиональном управлении муниципальным имуществом, в связи с чем необходимо совершенствовать систему подготовки и аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений, муниципальных служащих.

Расширить участие муниципальным  имуществом в высокодоходных проектах.

Создание систему перераспределения  результатов управления имуществом.

Содействие росту налогооблагаемой базы территории.

Увеличить объем инновационной  составляющей при управлении муниципальным  имуществом.

Оптимизировать полномочия управления в сфере управления муниципальным  имуществом.

Последовательная, планомерная и  системная реализация различных  подходов и направлений развития системы управления муниципальным имущественным комплексом должна опираться на особенности сложившейся в МСУ системы управления муниципальным имущественным комплексом. Это является предпосылкой осуществления важнейших функций муниципалитета – повышения уровня жизни населения территорий.

Проведенный в дипломном проекте  анализ показал, что использование  муниципального имущественного комплекса  в хозяйственном обороте для  создания товаров и оказания услуг  обеспечивает поступление денежных средств в городской бюджет не только в форме неналоговых поступлений (от сдачи в аренду, приватизации и реализации муниципального имущества), но и в форме собственных налоговых доходов. Поэтому выполнение вышеперечисленных мероприятий приведет к огромному социально-экономическому эффекту. Вполне очевидно существенное влияние показателей функционирования муниципального имущественного комплекса на доходы местного бюджета, на удовлетворение социальных потребностей местного сообщества.

Значение муниципального имущественного комплекса определяется его составом и структурой, степенью адаптации в экономическую систему территории и зависит от экономической ситуации в регионе и стране. При определенных условиях муниципальный имущественный комплекс может оказывать ощутимое влияние на экономику города и способствовать позитивному развитию экономической ситуации.

Управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение  социально экономических проблем  населения города Арзамаса и обеспечение  экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

 

Заключение

 

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную  деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

К элементам  муниципального хозяйства относят:

- муниципальные  предприятия (поскольку их деятельность  полностью подчинена интересам  населения муниципального образования);

- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

- органы местного  самоуправления.

Основными отличиями  органов местного самоуправления от органов государственной власти являются следующие:

-самоуправление  в отличие от государственной  власти власть подзаконная, действующая  в пределах и на основании  законов, принимаемых органами  государственной власти;

- самоуправление  возможно лишь тогда, когда  строго определена часть общественных  дел, которыми оно занимается (предметы его ведения);

- для реализации  полномочий по этим предметам  ведения местное самоуправление  должно иметь собственные ресурсы  в виде самостоятельного бюджета  и муниципальной собственности;

- эта власть  требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборная по своей природе.

Под комплексным  социально-экономическим развитием  поселения нужно понимать управляемый  процесс изменений в различных  сферах жизни поселения, имеющий  своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

Управление  развитием муниципального образования - согласованное воздействие различных субъектов на процессы, протекающие в муниципальном образовании для достижения таких стратегических целей, как: улучшение качества жизни населения и повышение степени удовлетворения потребностей жителей, качественные преобразования экономической сферы, сохранение окружающей среды.

Проводя анализ управления развитием муниципального образования, необходимо отметить, что  основные свои функции в этой сфере  органы местного самоуправления выполняют. Разработана и начата реализовываться Программа «Социально-экономическое развитие муниципального образования городского округа г.Арзамас Нижегородской области на 2008 - 2010 гг.».

Формирование  отдельных подпрограмм социально-экономического развития городского округа г.Арзамас осуществлялось посредством определения основных проблем его социально-экономического развития, требующих решения программными методами, и приоритетных направлений развития города.

Анализируя  Подпрограмму № 1 «Развитие производительных сил городского округа г.Арзамас на 2008 – 2010 гг.» можно отметить следующее.

В рамках программы  в качестве приоритетного направления  развития реального сектора экономики  городского округа выбраны стратегические отраслевые приоритеты, закрепленные в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года: автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, пищевая и легкая промышленности.

Прогноз налоговых  и неналоговых доходов по финансовому  плану на 2007 год показывает, что  в текущем году превышение средств может составить 102,1 млн. руб. (или 9,8%) и 24,7% в 2010 году.

Финансовое  состояние города можно признать благополучным, город является донором c 2002 года.

Развитие производительных сил определяется темпами роста  основных отраслей экономики – от 1,4 раза в строительстве, до 1,86 раз в промышленности.

Однако анализ показал, что мероприятия подпрограммы в основном должны быть реализованы  за счет собственных средств предприятий  и организаций. Лишь по статье «развитие  инфраструктуры малого предпринимательства» планируется затратить 101,7 млн.руб. средств из федерального, областного и местного бюджета пропорционально. Эти инвестиции пойдут на строительство бизнес-инкубатора.

Хотя строительство  бизнес-инкубатора принесет экономический  эффект, но в данном направлении, в соответствии со спецификой городских предприятий, необходимо развивать малое инновационное предпринимательство.

Анализ подпрограммы № 2 «Развитие социальной инфраструктуры г.Арзамаса на 2008 – 2010 гг.» показал, что ее разработка вызвана необходимостью реализации на территории муниципального образования приоритетных национальных проектов. Соответственно и финансирование идет из соответствующих уровней бюджетной системы страны.

Как и в целом  по стране, проблем в социальной сфере достаточно. Одна из выявленных основных проблем города - недостаточная обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями. Очередь на устройство в дошкольные учреждения 300 человек.

Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства