Деятельность органов местного самоуправления по развитию спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ деятельности органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта на примере Омской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить социально-экономическое значение физкультуры и спорта;
2. Рассмотреть современное состояние физкультуры и спорта в Российской Федерации;
3. Описать результаты деятельности органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта;
4. Выявить проблемы и предложить меры по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы организации развития физкультуры и спорта 4
1.1. Социально-экономическое значение физкультуры и спорта 4
1.2. Современное состояние физкультуры и спорта в Российской Федерации 8
2. Анализ деятельности по развитию физкультуры и спорта в Омской области 14
2.1. Состояние физической культуры и спорта в Омской области 14
2.2. Результаты деятельности органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта 17
3. Совершенствование деятельности по развитию физкультуры и спорта в Омской области 22
3.1. Основные проблемы развития физкультуры и спорта в Омской области 22
3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

651_Деятельность органов местного самоуправления по развитию спорта_Курс.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы организации развития физкультуры и спорта 4

1.1. Социально-экономическое значение физкультуры и спорта 4

1.2. Современное состояние физкультуры и спорта в Российской Федерации 8

2. Анализ деятельности по развитию физкультуры и спорта в Омской области 14

2.1. Состояние физической культуры и спорта в Омской области 14

2.2. Результаты деятельности органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта 17

3. Совершенствование деятельности по развитию физкультуры и спорта в Омской области 22

3.1. Основные проблемы развития физкультуры и спорта в Омской области 22

3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления 24

Заключение 28

Список литературы 30

 

 

Введение

 

Тема исследования – «Деятельность  органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта в  муниципальном образовании».

Физическая культура и  спорт — неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в  отдельности. Именно поэтому в нашей  стране постоянно придавалось и  придаётся большое значение развёртыванию  массового физкультурного движения.

Здоровье населения –  одно из важнейших звеньев социального, культурного и экономического развития любого государства. Один из системообразующих  принципов здравоохранения любого государства – сохранение «здоровья  здоровых» и пропаганда принципов  активного образа жизни. Однако, в  Российской Федерации, несмотря на успехи современной медицины, проблемы профилактики остаются крайне актуальными.

Цель исследования – провести анализ деятельности органом местного самоуправления по развитию физкультуры  и спорта на примере Омской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выделить социально-экономическое  значение физкультуры и спорта;

2. Рассмотреть современное  состояние физкультуры и спорта  в Российской Федерации;

3. Описать результаты деятельности  органов местного самоуправления  по развитию физической культуры  и спорта;

4. Выявить проблемы и  предложить меры по совершенствованию  деятельности органов местного  самоуправления.

 

1. Теоретические  основы организации развития  физкультуры и спорта

1.1. Социально-экономическое  значение физкультуры и спорта

 

Современное российское общество вступило в фазу поступательного  развития, в условиях которого социально-экономические  и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических  ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической  системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и  образом жизни.1

За последние годы наметилось улучшение основных показателей  развития физической культуры и спорта, в том числе благодаря реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим  положительным социально-экономическим  преобразованиям в Российской Федерации.

Недостаток физической культуры (гиподинамия) - оборотная сторона  научно технического прогресса - характерная  черта нашего времени. Этот недостаток ощущается на производстве, даже в  сельском хозяйстве, в быту и повседневной жизни граждан. 

Систематические занятия  физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения  в сердечно-сосудистой системе: благоприятные  морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной  нагрузке, расширение функциональных возможностей.

Физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества – на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Экономическая роль физкультуры и  спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

1. Физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности общества, выступают альтернативой вредным привычкам;

2. Физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста людей;

3. Физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а, следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;

4. Физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса; с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.2

Физическое и душевное здоровье нации является чрезвычайно  важным элементом экономической  и политической жизни общества, значимым компонентом мировоззренческой  и идеологической позиций, детерминантой  приоритетов и поведения людей. Позитивное здоровье нации благотворно  сказывается на культуре, образовании, здравоохранении, науке; в здоровом обществе эти сферы процветают. И, напротив, в нездоровом обществе процветают преступность, наркомания, алкоголизм; стагнирует и распадается культура и образование, притупляется самосознание и гордость за свой народ, развивается  своеобразный комплекс неполноценности  и ущербности нации. В мировоззрении  и ментальности здоровой нации превалирует  энтузиазм и оптимизм, вера в собственную  значимость и благоприятные перспективы. Нарушения в общественном здоровье порождают пессимизм и безысходность, деструктивно воздействуют на дух народа.

Состояние здоровья нации  самым прямым и непосредственным образом сказывается на экономике: с одной стороны, нарушения в  общественном здоровье ведут к колоссальным хозяйственным потерям, с другой стороны, неэффективная экономика  придает кумулятивные импульсы негативным явлениям, – вначале развиваются  первичные признаки деградации –  пьянство, преступность, наркомания, а  затем в процесс включаются вторичные  факторы, – растет количество психических  и сердечнососудистых заболеваний, численность самоубийств, происходит нарастание количества инвалидов по здоровью и инвалидов с детства, растет число невыходов на работу. Проявляется и целый ряд иных негативных факторов.

Потери от пьянства и алкоголизма в нашей стране представляют собой весьма значительную величину, которая складывается из различных компонентов. Величину экономических и социальных потерь от пьянства и алкоголизма можно оценить следующими цифровыми данными: согласно статистике, каждое третье преступление совершается в состоянии опьянения. Наиболее частой причиной смерти людей, злоупотребляющих алкоголем, являются тяжелые травмы, отравления и другие несчастные случаи (27% от всех смертельных случаев), от расстройства сердечнососудистой системы умирает 18%, от новообразований – 14%, от цирроза печени – 7%, кончают жизнь самоубийством 7%. В целом от 60 до 72% лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, не доживает до 50 лет.3

Необходимо также отметить, что алкоголь в значительной степени  способствует росту в обществе числа  инвалидов (по общему заболеванию, из-за производственного травматизма, вследствие нетрезвого зачатия детей и проч.).

Экономические и социальные потери от табакокурения во многих странах мира огромны и связаны, прежде всего, с ухудшением состояния здоровья курящих. Так, согласно результатам исследования, проведенного в Швеции, ежегодно в этой стране от курения погибают 4 тыс. человек. Люди, выкуривающие более 20 сигарет в день, имеют продолжительность жизни на 8 лет ниже средней.

По мнению экспертов, от причин, связанных с курением, в России каждый год умирает до полумиллиона человек. По данным Министерства здравоохранения  и социального развития РФ на 2009 г., более 17 % смертей в России связано  с табакокурением.

Табакокурение наносит экономике  огромный ущерб, который оценивается  астрономическими цифрами. Так, По оценкам  экспертов, на лечение заболеваний, приобретённых в результате курения, национальные экономики тратят до 1 % ВВП.

На начало XXI века наркотики  употребляют свыше 180 миллионов человек, т.е. около 4% всех жителей планеты  старше 15 лет. Ежегодные доходы наркодилеров от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд. долларов США.  Такие данные приводит секретариат ООН по борьбе с распространением наркотиков и предотвращению преступности. Наибольшее распространение имеет марихуана – ее потребляют более 142 млн. человек. Далее следуют синтетические наркотики (амфитамины) – 30,5 млн. человек, затем – кокаин – 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Среди них устойчиво растет число граждан Российской Федерации.

Экономические и социальные потери от наркомании чрезвычайно велики.  По нашей оценке, они составляют не менее 3 млрд. руб. в год. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету. При этом наркомания в России продолжает «молодеть». По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 16-30 лет и почти 20% – школьники. Информация Минздрава России показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.

Успешно противостоять столь  интенсивному распространению наркотиков в молодежной среде позволяет  массовая физическая активность и спорт, т.к. именно они являются действенной  альтернативой этой социальной болезни.4

1.2. Современное состояние физкультуры и спорта в Российской Федерации

 

В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Программно-методическое обеспечение этих учреждений не соответствует современным требованиям. Программа физического воспитания для дошкольников, утвержденная Российской академией образования, предусматривает только три физкультурных занятия в неделю. Положительным можно признать введение с 1991 г. в дошкольные образовательные учреждения должности инструктора по физической культуре.

Во многих детских садах физическое воспитание детей осуществляют специалисты со средним и высшим образованием. Но в большинстве дошкольных учреждений пока не хватает специалистов такого рода.

На сегодняшний день в  Российской Федерации число общеобразовательных  школ различных типов составляет около 67 тыс., в них обучается 20,9 млн. человек: в 4,3 тыс. СПТУ - 1,9 млн. учащихся; в 2,5 тыс. средних специальных учебных заведениях - 2,3 млн. человек; в 560 вузах - 2,8 млн. человек. Таким образом, почти 28 млн. молодых людей включены в систему обязательных занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях различного типа. На протяжении последних десятилетий вместо коренной модернизации всей системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для поддержания (и улучшения) уровня здоровья и физической подготовленности человека в возрасте от 7 до 25 лет, в настоящее время составляет лишь 25 - 40%. Ранее существующие нормы организации занятий физической культурой (2 академических часа в неделю в общеобразовательной школе и ПТУ, 4 часа в средних и высших учебных заведениях) не решали проблемы необходимого объема двигательной активности. Реально повысить уровень физической подготовленности учащихся на двух уроках физической культуры в неделю при одновременных занятиях 30 человек с разным уровнем функционального состояния было невозможно. В то же время в развитых странах мира уже осуществлялся переход на ежедневные обязательные занятия по физическому воспитанию, а в подавляющем большинстве стран уже давно введены 3-4 часа обязательных занятий каждый день. Существующий уровень подготовки преподавателей физической культуры не позволял дать ученикам развернутое понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры.5

Сегодня в России функционирует 4,5 тыс. спортивных школ различного типа, 800 из которых являются специализированными. Охват массовым спортом составляет 10,3% от населения 6-15-летнего возраста, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16-25-летнего возраста. За последние годы количество спортивных школ резко сократилось. Только в 1992 г. в системе профсоюзов из-за отсутствия финансирования закрыто 346 спортивных школ (40%), которые имели финансовую поддержку за счет средств государственного социального страхования. В результате прекратили занятия 162 тыс. детей и подростков. Из-за отсутствия финансирования в некогда мощных спортивных школах, например таких, как «Динамо», осталось по 1-2 тренера-преподавателя. На грани закрытия большинство спортивных формирований, например в обществе «Юный динамовец», которое охватывало более 11 тыс. учащихся детских домов, школ- интернатов и более 32 тыс. «трудных подростков», практически отсутствуют бесплатные занятия в секциях на спортивных сооружениях из-за введения в них дорогостоящих платных услуг.6

По новому Федеральному государственному образовательному стандарту на физическую культуру как обязательную дисциплину в основной школе отводится 102 часа в год, (3 часа в неделю), что весьма примечательно. Однако реализация данного положения весьма затруднена, прежде всего, из-за слабой материальной базы, недостатка инвентаря. В большинстве школ России не хватает учителей физической культуре, поэтому штаты ими сегодня пока не укомплектованы. Еще в должной мере не разработана концепция третьего урока по физической культуре. Все это и другое не позволяет в полной мере реализовать созываемые возможности развития школьной физической культуры.

За последние годы из спортивных школ были вынуждены уволиться около 9 тыс. тренеров-преподавателей по спорту, большинство из которых ушло в различные структуры и практически навсегда прекратило свою профессиональную деятельность.

Наиболее критическое  положение сложилось в студенческом спорте. В 526 вузах нет средств на содержание студенческих спортивных клубов. Резко сократился календарь студенческих соревнований, снизилось число студентов, отдыхающих в оздоровительно- спортивных лагерях. Серьезное беспокойство вызывает тенденция ежегодного снижения физической подготовленности призывников, что является следствием низкого уровня организации занятий по физической культуре в средних учебных заведениях и недостаточного взаимодействия их руководителей с военкоматами.

Большие трудности сегодня  испытывает физкультурно-оздоровительная  и спортивная работа с взрослым населением. Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными для многих людей учреждения физической культуры, спорта, туризма и отдыха. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. Нуждается сегодня в помощи вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которая была направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий в режиме рабочего дня, послеродовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности и общего уровня сопротивляемости различным заболеваниям.

Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления по развитию спорта