Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение системы управления муниципальной собственностью.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) разобрать понятие и состав муниципальной собственности;
2) рассмотреть политические основы муниципальной собственности;
3) рассмотреть проблемы муниципальной собственности;
5) проанализировать объект исследования на примере города Тюмени.
6) проанализировать систему управления муниципальной собственности

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы муниципальной собственности как одного из элементов местного самоуправления
1.1 Понятие и структура муниципальной собственности
1.2 Законодательное формирование муниципальной собственности
1.3 Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью
2. Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени
2.1 Характеристика муниципальной собственности в г.Тюмени
2.2 Система управления. Задачи и функции Департамента имущественных отношений г. Тюмени в управлении муниципальным имуществом
2.3 Проблемы управления муниципальной собственностью в г.Тюмени и ее пути решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы муниципальной собственности как одного из элементов местного самоуправления

1.1 Понятие и  структура муниципальной собственности

1.2 Законодательное  формирование муниципальной собственности

1.3 Проблемы и  перспективы управления муниципальной  собственностью

2. Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени

2.1 Характеристика муниципальной собственности в г.Тюмени

2.2 Система управления. Задачи и функции Департамента имущественных отношений г. Тюмени в управлении муниципальным имуществом

2.3 Проблемы управления муниципальной собственностью в г.Тюмени  и ее пути решения

Заключение

Список использованных источников

 

 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы исследования также обусловлена  проходящей в настоящее время  в России реформой местного самоуправления. Принятые за последние годы федеральные  законы, касающиеся местного самоуправления, принципиально по иному решают вопросы  организации и осуществления  местного самоуправления. Существенные изменения коснулись и экономической  основы местного самоуправления, основным элементом которой является муниципальная  собственность. В частности, уточнено целевое назначение муниципальной  собственности, по иному определяются ее объектный состав и субъекты, осуществляющие реализацию правомочий собственника муниципального имущества, предусмотрено разграничение муниципального имущества между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.

Муниципальная собственность  выполняет ряд социально-экономических  функций, основной из которых является формирование и развитие экономической  основы местного самоуправления для  максимально полного удовлетворения потребностей населения муниципальных  образований. Кроме того, муниципальная  собственность, являясь экономической  основой народовластия, самостоятельности  местного самоуправления, осуществляет социально-политическую функцию. Реализация указанных функций муниципальной  собственности осуществляется ее субъектами в процессе управления муниципальной  собственностью.

Поставленной целью  данной курсовой работы является рассмотрение системы управления муниципальной  собственностью.

В соответствие с  поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1) разобрать понятие  и состав муниципальной собственности;

2) рассмотреть политические основы муниципальной собственности;

3) рассмотреть проблемы муниципальной собственности;

5) проанализировать объект исследования на примере города Тюмени.

6) проанализировать  систему управления муниципальной  собственности

Объектом является муниципальная собственность и  ее составные элементы, предметом  – основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Тюмени по управлению муниципальным имуществом.

Понятие «управление муниципальной  собственностью» часто используется в учебной и научной литературе, а также в различных нормативных  правовых актах. В частности, Конституция  Российской Федерации в ст. 132 устанавливает: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью». Однако содержание этого понятия  неоднозначно. В экономических исследованиях  дается свое определение понятия  управления муниципальной собственностью. Управление муниципальной собственностью можно также рассматривать в  гражданско-правовом и административно-правовом аспектах.

Значительная часть отношений  муниципальной собственности составляет предмет гражданско-правового регулирования. Однако за рамки проблематики гражданско-правовой сферы выходит социально-политическая природа отношений собственности. Отношения собственности с точки  зрения места собственника во властеотношениях общества, государства составляют предмет правового регулирования конституционного права. Именно ведущая отрасль российского права раскрывает социально-политическую природу муниципальной собственности.

В первой главе  курсовой работы рассмотрены понятие  «муниципальной собственности»; субъекты и объекты права муниципальной  собственности, а также формы  осуществления муниципальной собственности.

Во второй главе  рассмотрено управление муниципальной  собственностью в г. Тюмени: основные функции структуры управления муниципальной собственностью, а именно департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени, проблемы управления муниципальной собственностью и ее пути решения.

В качестве методологической базы в процессе написания курсовой работы были использованы труды различных  авторов по муниципальному праву, таких  как Киричук С.М., Кутафин О.Е, Фадеев В.И и другие.

Основу эмпирической базы составляют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Положение о Департаменте имущественных  отношений Администрации города Тюмени.

 

 

1. Теоретические основы  муниципальной собственности как  одного из элементов местного  самоуправления

 

1.1 Понятие и  структура муниципальной собственности

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований.

Под муниципальной  собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям[3. Ст. 213].

Муниципальная собственность  признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Муниципальная собственность  имеет, в отличие от частной собственности; публичного собственника, и при этом муниципальная собственность не является разновидностью государственной  собственности.

В состав муниципальной  собственности городов входят:

· средства местного бюджета, средства внебюджетных (в том  числе валютных) фондов;

· ценные бумаги и  другие финансовые активы, не обремененные правами собственности иных лиц;

· муниципальные  финансово-кредитные организации;

· муниципальные  земли и другие природные ресурсы (недра, леса, водные и другие ресурсы), находящихся в муниципальной собственности;

· муниципальный  жилищный и нежилой фонды;

· муниципальные  предприятия, учреждения (организации);

· муниципальное  имущество, находящееся в законном ведении, управлении, пользовании у юридических и физических лиц, вклады, доли (паи или их части, акции) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законодательством;

· иное имущество, признаваемое или признанное в установленном  действующими законодательством порядке  муниципальной собственностью[15. С. 163].

Субъектами права  собственности на муниципальное  имущество являются соответствующие  муниципальные образования, от лица которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с представленной компетенцией.

Муниципальное имущество  имеет три вида правового режима:

1. закрепление за  муниципальными предприятиями на  праве хозяйственного ведения;

2. закрепление за  муниципальными учреждениями на  праве оперативного управления;

3. незакрепленное  имущество - муниципальная казна.

Между органами самоуправления муниципального образования как  представителя собственника устанавливаются  следующее разделение полномочий:

· представительный орган (Дума, собрание депутатов и  т.п.) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства, в том числе порядок и условия  ее приватизации, а также в установленном  порядке согласовывают отчуждение объектов муниципальной собственности;

· права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования  осуществляет Глава самоуправления муниципального образования непосредственно или уполномоченное им лицо - департамент имущественных отношений администрации или другие структурные подразделения администрации в пределах представленных им полномочий, иные представители органов местного самоуправления могут иметь полномочия законного владельца муниципальной собственности на правах оперативного управления или иных договорных условиях, определяемых Главой местного самоуправления или комитетом по управлению имуществом в пределах представленных ему полномочий.

Глава самоуправления муниципального образования или, при  делегировании им соответствующих  полномочий, комитет по управлению имуществом вправе:

· осуществлять полномочия собственника;

· передавать в  пользование на договорных условиях, отчуждать, сдавать в аренду юридическим  и физическим лицам или распоряжаться  на иных условиях объектами муниципальной  собственности;

· принимать решения  в соответствии с действующим  законодательством по делам о  несостоятельности (банкротстве) .муниципальных предприятий и учреждений;

· совершать с  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки;

· определять в  договорах и соглашениях условия  использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов муниципальной собственности;

· создавать за счет имеющихся средств муниципальной  собственности муниципальные предприятия, учреждения, утверждать их уставы, участвовать  в учреждении предприятий иных форм собственности, а также ликвидировать  муниципальные предприятия, учреждения, участвовать на деловых началах в создании предприятий с иностранными лицами, страховые, кредитные, иные коммерческие и некоммерческие организации;

· объединять на добровольной основе средства муниципальной собственности  со средствами иной формы собственности  для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной, социальной инфраструктуры и иных программ, для обеспечения нормальной деятельности муниципального образования[15. С. 164-165].

Департамент имущественных  отношений, комитет по управлению имуществом от имени муниципального образования  могут осуществлять права собственника в отношении муниципальной собственности  г. Тюмени (за исключением денежных средств).

Закрепление имущества  на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления осуществляется в соответствии с нормами гл.9 ГК РФ части первой. За предприятиями  и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления закрепляется имущество, предназначенное  для обеспечения их уставной деятельности. Имущество закрепляется приказами  департамента имущественных отношений  и актами закрепления имущества.

Результаты хозяйственного использования муниципального имущества  в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное  муниципальным предприятием или  учреждением по договорам или  иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или  оперативное управление предприятия, или учреждения, отражаются в бухгалтерских  документах и являются муниципальной  собственностью.

 
1.2 Законодательное формирование муниципальной собственности

 

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Формирование муниципальной  собственности началось в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и «Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 г.

Информация о работе Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени