Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:37, контрольная работа
В теории административного права институт правового акта управления является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1. Понятие, признаки правовых актов управления 5
1.2. Юридическое значение правовых актов управления 7
ГЛАВА 2. КЛАСИФИКАЦИЯ И ВИД ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ. 13
2.1. Виды правовых актов управления и административный договор. 13
2.2. Классификация правовых актов управления 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1. Понятие, признаки правовых актов управления 5
1.2. Юридическое значение правовых актов управления 7
ГЛАВА 2. КЛАСИФИКАЦИЯ И ВИД ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ. 13
2.1. Виды правовых актов управления и административный договор. 13
2.2. Классификация правовых актов управления 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
В теории административного
права институт правового акта управления
является одним из центральных, ибо в его
рамках осуществляются все важнейшие
функции государственного управления
(или публичного управления вообще). Правовые
акты управления составляют важнейшую
правовую форму реализации управленческих
действий по достижению целей и решению
задач публичного управления. Акты управления
принимаются органами исполнительной
власти, однако они могут также приниматься
государственными органами, относящимися
к другим ветвям государственной власти,
— органами законодательной и судебной
власти. В последнем случае акты управления
(приказы, распоряжения, инструкции) направлены
на разрешение внутриорганизационных
проблем и вопросов в системе этих органов;
они принимаются руководителями органов
законодательной власти, прокурорами,
председателями судов. Судьи принимают
также постановления в результате рассмотрения
отнесенного к их компетенции в области
административной юрисдикции дела об
административном правонарушении. Административные
акты — это ядро общего административного
права, особая публично-правовая область
реализации управленческих функций и
особый вид управленческого процесса;
они являются сущностью административного
права. В отличие от административного
права европейских стран, в российском
административном праве издаваемые органами
управления акты применения норм административно-
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Для приближения к пониманию сущности правового акта управления необходимо иметь в виду, по крайней мере, следующее:
Преимущество словосочетания
«правовые акты управления» в
краткости, что делает его удобным
в употреблении, но, строго говоря, оно
в полной мере не выражает всего
многообразия юридического значения этих
актов. Создается впечатление, что
будто эти акты предназначены
для решения лишь управленческих
задач, для регулирования только
управленческих отношений. Между тем
ими могут устанавливаться
В РФ до сих пор нет легального определения понятия правового акта. Предпринятая попытка официального определения правового акта и правового акта муниципального образования не содержит общей концептуальной основы, ибо относится лишь к его разновидности.
Вывод, вытекающий из изложенного, сводится к тому, что формирование, в частности, научного представления о понятие правового акта управления остается не завершенным.
Принимая во внимание эти
оговорки, а также признаки, наиболее
часто повторяемые в
Правовой акт управления обладает совокупностью следующих наиболее характерных признаков.
Правовой акт управления - официальное решение (действие, официальный документ), поскольку:
Подзаконность правового акта управления проистекает из подзаконного характера самого государственного управления и местного самоуправления и их нацеленности на исполнение законов. Правовые акты органов государственного управления издаются на основании и исполнении федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановления Правительства РФ и других обязательных для них нормативных правовых актов. Правовые акты выступают юридическим средством обеспечения проведения в жизнь законов. Подзаконность означает обязательное их соответствие законам и другим актам уполномоченных органов, как по форме, так и по содержанию.
Правовые акты управления – односторонне юридически-властное волеизъявление органа государственного управления, органа местного самоуправления, должностного лица. Это означает, что его издание опирается на властные полномочия субъекта, позволяющее ему в одностороннем порядке принимать акт. Волеизъявление, выраженное в правовом акте, может быть предопределенно другим субъектом, например, компетентным вышестоящим государственным органом, что не противоречит нормальным управленческим отношениям. Данный признак не изменяет своей сущности и в случаях совместного издания правового акта управления несколькими субъектами.
По своему содержанию властное волеизъявление субъекта, принявшего правовой акт управления, представляет собой управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий государственного управления.
Существует и такое свойство правового акта управления, как его авторитарность - обязательность исполнения субъектами, которых распространяется его действие, но для тех, кто принял данный акт до утраты им силы на законном основании.
Правовые акты управления
принимаются в порядке и в
формах, предусмотренных нормативно
правовыми актами. Правительство
РФ по определенному кругу вопросов
принимает решение лишь на своем
заседании и в форме
Издание правовых актов влечет
разнообразные юридические
Правовые акты управления могут содержать правовые нормы, регулирующие различные общественные отношения не только в сфере государственного управления, но и ее пределами, например, в сфере местного самоуправления. Они могут относиться как к административному, так и к другим отраслям права: гражданскому, финансовому, земельному и другим.
Так же правовые акты управления могут выступать в виде юридических фактов, влекущих возникновение конкретных административных, земельных и других правоотношений.
В литературе по административному праву иногда как на признак правового акта управления указывается его юридический характер. Между тем правовой и юридический акт – понятия однозначные, хотя не всякий акт исполнительной власти признается правовым. Например, в соответствии с ФКЗ « О Правительстве РФ » Правительство РФ имеет право принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера ст.22. Однако критерии такого рода актов в нем не обозначены.
В-третьих, правовые акты управления могут служить основанием издания или отмены других актов, а также доказательством в судебном процессе уголовным, гражданским, трудовым, административным, жилищным и другими делам.
Специфика правовых актов управления подчеркивается их соотношением с актами законодательных, судебных органов и органов прокуратуры. Очевидно их отличие по субъектам, издающим соответствующие акты. Но оно к этому не сводится.
Как уже отмечалось, правовые акты управления подзаконны. В частности, это означает, что законы обладают более высокой степенью юридической силы по сравнению с правовыми актами управления. Правовые акты управления не должны противоречить законам, не могут отменить или заменить закон. Законы могут же повлечь за собой изменения или отмену правового акта управления. Вместе с тем законы субъектов РФ не должны противоречить законным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Правовые акты управления отличаются от судебных актов, являющихся юрисдикционными по своей сути, принимаемые по конкретным уголовным, гражданским и т.д. делам и не имеют правотворческого назначения. Правовые ауты управления юридически обеспечивают организующую деятельность государства. Административно-юрисдикционные акты среди них занимают незначительное место.
Судебные акты могут отменить,
признать недействующим или
Правовые акты управления, будучи служебными документами, отличаются от служебных документов, не являющимися актами, но имеющих юридическое значение: актов контрольных проверок, отчетов и т.п. Главное отличие в том, что последние не влекут непосредственно юридических последствий, не могут быть предпосылкой издания правовых актов, применения поощрений и ответственности, содержать информацию, имеющую значение доказательств и т.д.
Особое место среди служебных документов занимают государственные реестры, регистрационные книги, журналы. Например, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другие. В таких документах фиксируются сведения, влекущие различные юридические последствия: создание юридических лиц, изменение в их правовом положении, возникновение права собственности на недвижимое имущество, вступление в силу правовых актов управления и т.д. В частности, юридическое лицо считается созданным с моментом внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи его государственной регистрации, произведенной на основании решения уполномоченного органа. По сути дела данная запись означает момент вступления в силу правового акта о его регистрации. Такого рода документы представляют важный информационный ресурс по соответствующим вопросам, имеющим важное государственное значение. Их объединяет, то, что они содержат информацию юридического характера, предусмотренную нормативными правовыми актами, но сами по себе ими не являются и не устанавливают какие-либо прав и обязанностей.
Реестры, регистрационные книги, журналы утверждаются уполномоченными государственными органами, определяющими порядок их ведения, требования к их форме и содержанию, и содержат, в том числе требования к их форме и содержанию, условия хранения. Сведения в них вносят на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам в установленных случаях и порядке.