Правовые акты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 05:18, контрольная работа

Описание работы

Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер. В данной работе мной будет дана характеристика правовым актам управления и их основным функциям, а также приведена наиболее популярная классификация.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..…………...3
2. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления...................4
3. Функции правового акта управления…………………………………………………..8
4. Виды правовых актов управления…………………………………………………….10
5. Заключение……………………………………………………………………………...19
6. Список литературы……………………………………………………………..………20

Файлы: 1 файл

контрольная работа — правовые акты управления.docx

— 73.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО и МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

Правовые  акты управления

(контрольная  работа)

 

 

 

 

 

Выполнила: студент гр.12611с 

Булгатова Д.В.

 

Проверила: Тышкенова А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013 г.

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………..…………...3
  2. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления...................4
  3. Функции правового акта управления…………………………………………………..8
  4. Виды правовых актов управления…………………………………………………….10
  5. Заключение……………………………………………………………………………...19
  6. Список литературы……………………………………………………………..………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день правовой акт  является основной правовой формой управленческих действий со стороны государства, всегда связан с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления властных полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного характера.

В теории административного  права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его  рамках осуществляются все важнейшие  функции публичного управления вообще. Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.

В данной работе мной будет дана характеристика правовым актам управления и их основным функциям, а также приведена наиболее популярная классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, признаки и юридическое значение правового  акта управления

 

Правовой акт управления в настоящее время получил  широкую нормативную основу, т. е. порядок издания таких актов  установлен в законодательных и  иных нормативных актах.

Под правовыми актами органов  исполнительной власти и местной  администрации понимаются односторонние  юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и  обязательные к исполнению. Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и  функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Согласно Овсянко Д.Н., актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия1.

По мнению Бахраха Д.Н., административный акт (правовой акт управления) — правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций2.

Важнейшими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок подготовки и принятия нормативных  правовых актов органами публичного управления, являются: Конституция  РФ; Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве  Российской Федерации»; Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Правовому акту управления присущи следующие характерные  признаки.

1. Правовой акт представляет  собой управленческое решение,  подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого  процесса для решения конкретных  задач управления и реализации  управленческих функций. Само  управленческое решение является  результатом спланированных и  предпринятых действий со стороны  уполномоченных субъектов публичного  управления.

2. Правовой акт издается  уполномоченным субъектом публичного  управления (органом государственного  управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах  предоставленной законом и иными  нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления  принимается в одностороннем  порядке, т. е. специальным органом  публичного управления или должностным  лицом, которые также контролируют  его исполнение. Те субъекты, которым  адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать  на волеизъявление властвующего  субъекта. Вместе с тем лица  или организации, в отношении  которых был вынесен акт, могут  в процессе его действия пытаться  выяснить степень его обоснованности  и законности (например, путем оспаривания  в суде). Правовой акт управления  может быть в установленном  законодательством административном  и судебном порядке оспорен  или признан недействующим, т.  е. незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления  — юридически властное волеизъявление  органа публичного управления, в  котором проявляются его государственно-властные  полномочия. Волеизъявление субъекта  обнаруживается в акте управления  как юридическом документе, который  служит формой данного волеизъявления. Правовой акт управления носит  государственно-властный характер. Это означает, что его появление  обусловлено общественными и  государственными интересами (публичными  интересами) и направлено на урегулирование конкретных отношений, установление общеобязательных правил поведения или решение единичного вопроса, а также спора, возникающего в системе функционирования исполнительной власти и всего публичного управления.

5. Правовой акт управления  определяет обязательные правила  поведения, нормы права в сфере  публичного управления либо регламентирует  конкретные (единичные) управленческие  отношения. Правовой акт содержит  обязательное юридически властное  предписание, подлежит безусловному  исполнению, он императивен. Таким  образом, с одной стороны, административный  акт может регламентировать абстрактные  правовые отношения, т. е. вводить  общеобязательные правила поведения  для неограниченного круга физических  и юридических лиц (так называемое  абстрактное правовое регулирование), а с другой — разрешать возникший  в управленческой практике спор  или административное дело (так  называемое индивидуальное правовое  регулирование). В последнем случае  путем издания административного  акта орган исполнительной власти  или должностное лицо решает  общий либо конкретный вопрос, возникающий в процессе его  деятельности по осуществлению  исполнительно-распорядительных властных  полномочий.

6. Правовой акт управления  определяет границы должного  поведения субъектов в сфере  государственного управления. Он  создает юридическую основу для  возникновения, изменения или  прекращения административно-правовых  отношений либо служит юридическим  фактом, который непосредственно  порождает, изменяет, прекращает  такие правоотношения.

7. Законность (правомерность  или подзаконность) правового  акта управления. Правовой акт  управления подзаконен, т. е. он  может быть издан полномочным  субъектом исполнительной власти  в соответствии с Конституцией  РФ, федеральными законами, международными  договорами и другими законодательными  актами, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, законодательными  и иными нормативными актами  субъектов РФ (уставами субъектов  РФ, их законами), нормативными актами  вышестоящих звеньев исполнительной  власти в интересах обеспечения  и исполнения содержащихся в  них предписаний. Административный  акт принимается на основе  законов в порядке, установленном  нормативными актами (управленческий  процесс), и для исполнения или  применения законов.

8. Правовой акт управления  представляет собой разновидность  юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности  органов управления (должностных  лиц) и представляющих собой  справки, заключения, докладные записки,  протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т. д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания;

9. Правовой акт управления  имеет специальную форму и  порядок принятия (утверждения). Обычно  он издается в письменной форме  с соблюдением официально установленных  процедур, предусматривающих порядок  подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации  и опубликования. Для некоторых  актов управления (например, актов  федеральных органов исполнительной  власти) установлены правила подготовки, принятия, государственной регистрации  и опубликования. Отдельные положения  порядка принятия актов управления  содержатся, например, в регламенте  заседаний Правительства РФ, в  регламентах проведения заседания  администраций субъектов РФ, ведомственных  инструкциях отдельных министерств,  государственных комитетов, федеральных  служб и других органах федеральной  исполнительной власти. Однако общие  правила подготовки и утверждения  правового акта пока не получили  законодательного установления.

Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы  показать их правовую роль в юридической  практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей. Раскрытие юридического значения актов управления позволит ответить, например, на вопросы о  том, для чего нужны акты управления в системе практического управления, могут ли они содействовать улучшению  механизма правового регулирования  и др. В результате можно будет  выделить следующие аспекты юридического значения административных актов, которые:

  1. выступают в качестве юридических фактов, т. е. являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права (издание приказа о назначении на должность государственной службы представляет собой реальное основание для формирования нового статуса — правового статуса государственного служащего);
  2. будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний. Нормативные или индивидуальные акты управления могут регламентировать поведение того или иного субъекта, причем часто возлагая на него конкретные обязанности или предоставляя определенные права (или же устанавливая и то и другое);
  3. могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или различными ведомствами конкретизирующих административных актов);
  4. могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного или иного другого дела);
  5. могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц (например, выдача местной администрацией решения о государственной регистрации юридического лица дает возможность ему участвовать в различных гражданско-правовых и административно-правовых отношениях);
  6. являются правовыми средствами: осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан; улучшения качества многообразной российской правовой жизни.

Информация о работе Правовые акты управления