Структкра правового акта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Все виды государственной власти обеспечены соответствую­щими правовыми актами. Законодательная власть (Националь­ное собрание Республики Беларусь) принимает законы; судебная власть (судебные органы, исключая Конституционный Суд) — акты правосудия (судебные постановления); Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть (органы государственного управ­ления) — акты государственного управления (правовые акты управления).

Содержание работы

Введение
1. Структура правового акта управления.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Структура правового акта управления.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание:

 

Введение

1. Структура правового акта управления.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все виды государственной власти обеспечены соответствую­щими правовыми актами. Законодательная власть (Националь­ное собрание Республики Беларусь) принимает законы; судебная власть (судебные органы, исключая Конституционный Суд) — акты правосудия (судебные постановления); Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть (органы государственного управ­ления) — акты государственного управления (правовые акты управления). Правовые акты управления издаются руководителя­ми палат Национального собрания, судебных органов, органов прокуратуры по управленческим вопросам, выступающими при этом в роли администраторов, управленцев (администрации). Судьи (суды) издают правовые акты управления по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, жалоб или протестов на постановления по делам об административных правонарушениях.      

Правовые акты управления тесно связаны с государственным управлением. Государственное управление по существу немысли­мо без правовых актов. Только в них выражаются конкретные ре­шения управленческих вопросов, проявляются действия органов государственного управления по осуществлению задач и функ­ций государства. Не существует иной формы выражения и за крепления властных волеизъявлений субъектов управления кроме правовых актов. Благодаря правовым актам управления решения государственных органов становятся известными широкому кру­гу субъектов управленческих общественных отношений и другим лицам и организациям. Правовыми актами управления регулиру­ются общественные отношения, определяются права и обязаннос­ти их участников. В этих актах властные волеизъявления закреп­ляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставля­ется возможность контроля за выполнением актов. Издание правовых актов управления представляет собой часть управленчес­кой деятельности, они имеют важное значение для осуществления государственного управления. Между тем в юридической литера­туре нет однозначного их определения. Правовые акты управле­ния определяются как официальные решения, средство, основ­ная форма реализации исполнительной власти,3 волевые дейст­вия,4 документы. Все перечисленные, а также другие термины, посредством которых определяется акт, выражают основные при­знаки правовых актов управления. Каждый из этих признаков в отдельности не может в полной мере раскрыть суть рассматрива­емого явления.

Правовые акты управления — это:

1) юридические акты;

2) исполнительные решения;

3) авторитарные решения;

4) подзаконные официальные решения;

      5) односторонние веления;

6) умышленные волевые действия администрации;

7) форма управленческой деятельности;

8) важная форма выражения, проявления компетенции госу­дарственного органа;

9) видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие обще­ственные отношения;

10) организующие решения.

Структура правового акта управления

Правовые акты управления имеют свою структуру, элемен­ты, составные части которой могут быть формального и мате­риального порядка. К элементам первого вида относятся рекви­зиты, представляющие собой внешние формальные атрибуты правового акта. Такие атрибуты подчеркивают его внешнюю форму. Материальные элементы выражают содержание правово­го акта управления, т.е. внутреннее его состояние, то, что он в себе содержит. В научной литературе и законодательстве рассматриваемые атрибуты называются по-разному. В общетеоретической литерату­ре и Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» их включают в понятие законодательной (нормотворческой) техники, составных частей правового акта, в административно- правовой литературе — в качестве структуры, содержания право­вою акта управления. На наш взгляд, больше всего подходит термин «структура». Он преимущественно отражает, каким дол­жен быть правовой акт управления, как по форме, так и по содер­жанию. Такое деление четко обозначает особенности элементов правового акта, их назначение и специфику, обозначает официаль­ность документа. В самом же документе они последовательно рас­положены и образуют определенную систему, подчеркивая целост­ность правового акта управления. Их обособление, отделение одних видов элементов от других нарушает систему и последователь­ность структуры акта и не дает четкого представления не только о его структуре, но и о самом акте. Поэтому целесообразно рассмат­ривать указанные элементы в их последовательности.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь», в инструкциях по делопроизводству в тех или иных органах государственного управления определяется примерная структура правовых актов управления. Так, в соответствии с названным За­коном к обязательным реквизитам правового акта относятся:

1) вид акта управления;

2) название, обозначающее предмет регулирования;

3) дата, место принятия (издания) акта и его регистрацион­ный номер;

4) подписи лиц (лица), официально уполномоченных (упол­номоченного) подписывать соответствующие правовые акты управ­ления.

В некоторых видах актов (например, в постановлениях, вы­носимых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях) могут быть и несколько иные реквизиты.

Вид (форма) правового акта управления предписывается каж­дому органу государственного управления, его издающему. Орган (должностное лицо) не самостоятелен в выборе вида (формы) акта, у него нет на это дискреционного права. Избрание иного вида (формы) акта, отличного от предписанного, может повлечь утрату соответствия формы и содержания акта, а также внести путаницу в систему правовых актов управления.

В качестве обязательного реквизита в правовом акте должен быть указан также орган (должностное лицо), принявший (издав­ший) акт. Например, Указ Президента Республики Беларусь, Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Поста­новление Управления делами Президента Республики Беларусь, Приказ Министерства финансов, распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь.

Без такого реквизита будет непонят­но, кто издает правовой акт. Данный реквизит следует за назва­нием вида (формы) акта (в настоящее время этот реквизит исклю­чен из ст. 26 Закона и не рассматривается в качестве обязательно­го).

В правовом акте управления обязательно указывается дата, его регистрационный номер и место принятия (издания) акта. Этот реквизит следует за названием вида акта и органа, его издавшего. Например: Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2000 г. № 30 г. Минск «О нотариальном удостоверении доверенности на владение, пользование и распоряжение транс­портным средством»'. В Законе Республики Беларусь «О норма­тивных правовых актах Республики Беларусь» рассматриваемый реквизит назван четвертым, т.е. после названия вида (формы) правового акта. Фактически во всех актах управления он следует третьим. Четвертый реквизит правового акта — его название, т.е. заго­ловок, отражающий предмет правового регулирования и его основ­ное содержание. Заголовок должен быть кратким, но точно отра­жать содержание документа. Образуется он, как правило, с помощью отглагольного существительного в предложном падеже и начина­ется предлогом «О», «Об».

Например, «О предоставлении В.Г. Го­лованову полномочий на проведение переговоров по отдельным проектам международных договоров (см. Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2002 г. № 1312), «Об уста­новлении размеров минимальной заработной платы и базовой ве­личины для исчисления размеров обязательных социальных вы­плат, налогов, сборов, штрафов и иных платежей» (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2002 г. № 2431), «О внесении изменений и дополнений в Положе­ние о бухгалтерских отчетах учреждений и организаций, состоя­щих на бюджете» (постановление Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 30 января 2002 г. № 132).

По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» реквизиты не входят в понятие струк­турных элементов (единиц) правового акта. Структурными эле­ментами (единицами) нормативного правового акта рассматрива­ются только составные части содержания: преамбула и текст, ко­торый может подразделяться на статьи или пункты. Последние могут объединяться в главы и разделы (преамбула не входит в понятие текста). Полагаем, что такой подход является не совсем удачным.

В структуре акта за четвертым реквизитом следует текст, со­держание правового акта. Без текста (содержания) не может быть самого акта. Содер­жание акта также имеет (может иметь) свою структуру. Как пра­вило, он состоит из преамбулы (вступительной, констатирующей части) и резолютивной (постановляющей, заключительной час­ти). В преамбуле содержится информация о причинах, мотивах, условиях и целях (основаниях) принятия правового акта, предме­те и методе его правового регулирования. В резолютивной части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения, прось­бы, предписания. Между названными частями должно быть смы­словое соответствие. Первая часть текста, т.е. преамбула, не обязательна. Она мо­жет отсутствовать. Между тем, любой правовой акт должен иметь повод, побудительную причину. Последняя может подразуме­ваться или, что лучше всего, закрепляться (отражаться) в самом акте. Ни один орган управления (должностное лицо) не может, в сущности, издать акт без оснований. В законодательстве же четко не закреплена потребность отражения таких мотивов в каждом правовом акте. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 28) записано, что преамбула, вступи­тельная часть может иметь место. Для ряда же актов подобное требование имеет обязательный характер, например, для акта о наложении дисциплинарного, административного или иного взыскания. Иначе причины издания акта, привлечения к ответ­ственности не будут понятны не только привлекаемому к ответ­ственности лицу, но и окружающим.

В Трудовом кодексе (ст. 199) подчеркивается, что в приказе (распоряжении), постановлении о наложении дисциплинарного взыскания должны быть указаны мотивы.

В КоАП (ст. 261) обращается внимание на то, что в постановле­нии о привлечении к административной ответственности должно присутствовать изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указание на нарушенную норму.

Первая часть, в которой может идти речь о собранных мате­риалах, их анализе, о выявленных недостатках, должна способ­ствовать определению второй части. Она является как бы осно­вой, базой для второй части текста. Резолютивная часть должна соответствовать первой части и вытекать из нее. Например, в по­становлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 янва­ря 2000 г. № 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищ­ного строительства»1 во вступительной части подчеркивается, что «в целях создания условий для поэтапного перехода на финанси­рование жилищного строительства в основном за счет внебюд­жетных источников Совет Министров Республики Беларусь постановляет:». После этого начинается заключительная часть. В переходе от первой ко второй части применяется форма изло­жения текста от первого, третьего липа единственного числа («постановляю» «постановляет», «предлагает», «решает»). Наз­ванные термины пишутся заглавными буквами. Они, как прави­ло, соответствуют виду правового акта. Совет Министров «поста­новляет», местный исполнительный комитет «решает», республи­канский орган «приказывает». Вместе с тем в декретах и указах Президента Республики Беларусь употребляется также термин «постановляю».

Вторая часть текста правового акта может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разде­лы, а кодифицированные нормативные акты — в общую и особен­ную части. Такие элементы образуют структуру текста, а не само­го правового акта. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» структура текста названа структурой правового акта. Подобный подход имеет право на существова­ние. Статьи, главы и разделы должны иметь названия. Статьи, пункты и главы обозначаются арабскими цифрами, а разделы — римскими.

Название статьи пишется строчными буквами в той же строч­ке, что и ее номер, после номера ставится точка.

Статьи могут подразделяться на части (абзацы) или пункты, части — на пункты или абзацы, пункты — на подпункты или абза­цы, подпункты — на части или абзацы. Абзац — часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начина­ется с прописной буквы Абзацы заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца, соответствующего структурной элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой. Подпункты — это абзацы, являющиеся составной частью пунк­та и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта (1; 1.1, 1.2..., 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3...). Главы объединяют в себе статьи (пункты) этого акта. Они обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, ко­торое пишется прописными буквами и размещается в центре стро­ки. Разделы объединяют главы и обозначаются римскими цифра­ми. Часть — это абзац или несколько абзацев, которые начинают­ся с прописной буквы и заканчиваются точкой.

Вряд ли правильным является деление правового акта управ­ления на более крупные элементы, в составе которых нет более мелких структурных частей. Например, Устав Белгосуниверситета включает девять разделов, которые не объединяют главы и статьи, а состоят из пунктов.

Правовые акты управления могут состоять из одной фразы. В таком случае в первой ее части желательно излагать основание или причины издания акта, а во второй — решение, распоряжение, предписание. Например, Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2000 г. № 26 «О награждении Р.И. Янковского орденом Франциска Скорины».

«За большой личный вклад в развитие белорусского театраль­ного искусства (первая часть акта) наградить ведущего мастера сцены Национального академического драматического театра имени М Горького Янковского Ростислава Ивановича орденом Фран­циска Скорины» (вторая часть).

Текст правового акта управления может содержать только резолютивную часть без констатирующей. Например, Указ Пре­зидента Республики Беларусь от 24 января 2000 г. № 25 «О наз­начении В.И. Лазерко Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Чили и Восточной Республи­ке Уругвай».

Информация о работе Структкра правового акта управления