Система организации и комплектования военных судов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

Содержание работы

Введение 2
Основные положения организации
работы военных судов РФ 3
Система организации и комплектования военных судов РФ 5
Полномочия военных судов РФ 7
Заключение 10
Список литературы ……11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение           2

  1. Основные положения организации

работы военных судов РФ                 3

  1. Система организации и комплектования военных судов РФ        5
  2. Полномочия военных судов РФ      7

Заключение                           10

Список литературы        ……11

 

Введение.

 

В соответствии со ст. 1-2  Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

Построение  правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов  граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию  которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским  спорам и заканчивая рассмотрением  дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей  юрисдикции и Конституционный суд  РФ. Кроме этого в системе судов  общей юрисдикции выделяют суды гражданские  и военные. И именно о военных  судах пойдет речь в этой работе.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных  судов, которые в соответствии с  Федеральным конституционным законом  «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей  юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими  судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом  Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы  или упразднены лишь федеральным  законом.

 

 

1.Основные положения организации работы военных судов РФ.

 

29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно - судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон  устанавливает полномочия, порядок  образования и деятельности военных  судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем  получил дальнейшее развитие принцип  единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные  суды не образуют какую-то самостоятельную  и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью  входят в единую систему судов  общей юрисдикции, возглавляемую  Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в  судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей  юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях  и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаются от существующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному ведомству.

В нашем  же новом Законе, напротив, усилены  гарантии независимости судей военных  судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных  Сил, куда ранее они организационно входили.

Кроме того, существенно  изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое  до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах.

На Вооруженные  Силы осталось возложено обеспечение  военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам  служебных помещений.

Наряду  с укреплением в системе военных  судов общих для всех судов  принципов осуществления правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты организации  и деятельности военных судов, обусловленные  их работой в войсках.

Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых  действуют Вооруженные Силы, в  целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать  в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и  часть работников их аппаратов находятся  на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что  является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и 33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным  кандидатам в судьи, является наличие  офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной  службы.

Но поскольку военные  суды исключены из состава Вооруженных  Сил, вводится институт прикомандирования  судей и работников аппаратов  из числа военнослужащих к военным  судам, аналогичный прикомандированию  военнослужащих к другим федеральным  органам государственной власти. Это даст им возможность проходить  службу в судах и позволит полностью  вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных  лиц.

 

2.Система организации и комплектования  военных 

судов РФ.

 

В новом  Законе установлена система военных  судов, которая состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных  военных судов. Кроме того, впервые  на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных  международными договорами, допускается  создание военных судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации.

В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный  суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и  действует на территории, на которой  дислоцируется один или несколько  военных гарнизонов. Таким образом, согласно Закону территориальный принцип  деятельности военных судов не связан напрямую с военно - административным делением Российской Федерации и территория, на которой действует гарнизонный суд, может не соответствовать территории гарнизона, тогда как иные суды общей юрисдикции действуют в пределах соответствующих единиц административно - территориального деления Российской Федерации.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя  председателя. Впервые в окружных (флотских) военных судах Законом  предусмотрено образование президиума, а также предоставлена возможность  образования судебных коллегий и  составов. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе  председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Он рассматривает  гражданские, административные и уголовные  дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления  гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения  и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции; вопросы организации работы и координации работы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателя суда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет численность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда должны проводиться не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Решения на них принимаются большинством голосов.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к  окружным (флотским) военным судам  является Верховный Суд Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, приведены в ст. ст. 9-10 Закона, согласно которым Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и  других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

Осуществление правосудия в военных судах и  Военной коллегии призваны обеспечить аппараты военных судов и Военной  коллегии, на сотрудников которых  возложено организационное обеспечение  процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизация законодательства и выполнение других функций суда. Аппарат военного суда и аппарат Военной коллегии возглавляют  руководители соответствующих аппаратов. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии контролируют соответственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии.

Судьи военных  судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при  осуществлении правосудия они подчиняются  только Конституции и федеральному закону.

Согласно  ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона "О  статусе судей в Российской Федерации" судьи военных судов назначаются  на должности Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда, основанному  на заключении квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных  судов и их заместителей требуется  заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Органы  судейского сообщества создаются в  военных судах округов (флотов) в  соответствии с Законом о статусе  судей и выражают интересы судей  как носителей судебной власти. Конференции  судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают  и решают вопросы, круг которых определен  п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных  в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления  и прекращения полномочий судьи  и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они  образуются из равного числа судей  военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих  судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей  общих, арбитражных и военных  судов всех уровней.

 

 

 

3.Полномочия военных судов Российской  Федерации.

 

В Федеральном  конституционном законе "О военных  судах Российской Федерации" несколько  изменена существовавшая ранее подсудность  дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.

Информация о работе Система организации и комплектования военных судов РФ