Судебная система и принципы судоустройства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Вопрос о судебной системе решен в Конституции РФ лишь частично в связи с тем, что, когда принималась действующая российская Конституция, реформирование судебной системы не было завершено. Однако Конституция РФ заложила основы организации судебной власти в России.
В частности, Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В соответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной власти.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Судебная система РФ
1.1 Понятие судебной власти
1.2 Конституционный Суд РФ
1.3 Суды общей юрисдикции
1.3.1 Верховный Суд РФ
1.3.2 Районный суд
1.3.3 Мировые судьи в РФ
1.3.4 Военные суды
1.3.5 Судебный департамент при Верховном Суде РФ
1.4 Система федеральных арбитражных судов

Глава 2. Принципы судоустройства РФ

Заключение

Файлы: 1 файл

Судебная система и принципы судоустройства.docx

— 41.78 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по правоведению

по теме:

«Судебная система и принципы судоустройства в РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                        

   Студент  ИФО 4-2 
                            Иванов П.С.

 

Проверил:

Румянцев  С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

  Введение 
         

Глава 1. Судебная система РФ

  1.1 Понятие судебной власти

  1.2 Конституционный Суд РФ

  1.3 Суды общей юрисдикции

  1.3.1 Верховный Суд РФ

  1.3.2 Районный суд

  1.3.3 Мировые судьи в РФ

  1.3.4 Военные суды

  1.3.5 Судебный департамент при Верховном Суде РФ

  1.4 Система федеральных арбитражных судов

 

  Глава 2. Принципы судоустройства РФ

 

  Заключение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о судебной системе решен  в Конституции РФ лишь частично в  связи с тем, что, когда принималась  действующая российская Конституция, реформирование судебной системы не было завершено. Однако Конституция  РФ заложила основы организации судебной власти в России.

В частности, Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В соответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной  власти. В главе 7 не говорится о  системе органов судебной власти, речь идет о судебной системе, которая, в свою очередь, регулируется Конституцией и федеральным законом.

Конституция Российской Федерации  провозгласила высшей ценностью  человека, его права и свободы (ст. 2). Она исходит из универсальной  обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере  судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.

Конституцией в судебную систему включены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, указано, что действуют другие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации). На уровне районов и городов система судов определяется федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Именно Конституция Российской Федерации обозначила современные  ориентиры при определении круга  нормативных актов, подлежащих разработке в первую очередь, сформулировала параметры  многих законов и других нормативных  актов, поставила перед законодательными органами глобальную задачу - всестороннее обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В целях  наиболее полной реализации прав и  свобод человека и гражданина в РФ были разработаны, приняты и вступили в действие такие крупные акты, как Федеральные конституционные  законы о Конституционном Суде РФ (1994), о судебной системе (1996), об арбитражных  судах (1995), о военных судах (1999). Конституция  РФ инициировала разработку одних и  способствовала активизации подготовки других крупных нормативных актов. В их числе такие Федеральные законы, как: о защите судей и других должностных лиц (1995), о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых (1995), о судебных приставах (1997), о мировых судьях (1998), Уголовный кодекс РФ (1996), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002), Закон об органах судейского сообщества (2002), Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре (2002) и др.

 

 

 

 

 

Глава 1.

Судебная Власть РФ

1.1   Понятие  судебной власти.

Термин «судебная власть»  употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть  -  это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные  правовые конфликты между членами  общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется  особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации  в совокупности образуют судебную  систему;

2) судебная власть, согласно  ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется  в соответствии с четко установленной  процессуальной формой (надлежащей  правовой процедурой);

4) решения органов судебной  власти не могут быть пересмотрены  органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных  элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым  понимается деятельность суда  по рассмотрению и разрешению  гражданских, уголовных дел, а  также дел из административных  правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная  власть осуществляет судебный  конституционный контроль (конституционная  юстиция) и судебный административный  контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается  в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.  В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. 

Судебная система. Правовая регламентация  основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции  РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» .

Основополагающим принципом  организации судебной системы является ее единство   (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной  системы Российской Федерации  Конституцией РФ и Законом  о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;

3) применения всеми судами  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров Российской Федерации,  а также конституций (уставов)  и других законов субъектов  Федерации;

4) признания обязательности  исполнения на всей территории  Российской Федерации судебных  постановлений, вступивших в законную  силу;

5) законодательного закрепления  единства статуса судей;

6) финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные  суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые  судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов  выглядит следующим образом: 

1) Конституционный Суд  РФ - судебный орган конституционного  контроля, самостоятельно и независимо  осуществляющий судебную власть  посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей  юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам  республик, судам иных субъектов  Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к мировым  судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются  по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах  формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем  внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные  суды:

а)Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации; 

б) федеральные арбитражные  суды округов действуют на территориях  соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии   с федеральным конституционным законом  «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов  Российской Федерации образуются в  каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

 

1.2 Конституционный  Суд Российской Федерации.

Конституционный суд РФ -  судебный  орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Из статьи 125 Конституции Российской Федерации:

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 
 
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) 

федеральных законов, нормативных актов  Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;

б) 

конституций республик, уставов, а также  законов и иных нормативных актов  субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) 

договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) 

не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.


 
3. Конституционный Суд Российской  Федерации разрешает споры о  компетенции:

а) 

между федеральными органами государственной  власти;

б) 

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) 

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.


 
4. Конституционный Суд Российской  Федерации по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным  законом. 
 
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 
 
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 
 
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Информация о работе Судебная система и принципы судоустройства в РФ