Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Судебная система – совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными органами. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например. Третейский суд, Судебная палата по информационным спорам, суд чести), не относятся к числу органов, уполномоченных выполнять функции судебной
власти – такие, как правосудие, конституционный контроль, контроль за законностью действий и решений государственных органов и должностных лиц, дача разъяснений по вопросам судебной практики и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные положения судебной системы РФ…………………………………...5
Конституционно-правовой статус судей…………………………………….......7
Конституционный суд РФ……………………………………………………......9
Верховный суд РФ……………………………………………………………….10
Арбитражный суд РФ……………………………………………………………11
Военный суд РФ…………………………………………………………………12
Вывод……………………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Кафедра «Уголовное право, процесс и криминалистика»

 

 

 

Реферат

 

 

 

по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

на тему: «Судебная система РФ »

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

1 курса

дневного  отделения

УП-9

группа  1202

Зурова Анна Андреевна

 

Проверил  преподаватель:

Подолюк  М.Л

 

 

 

 

Москва – 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные положения судебной системы  РФ…………………………………...5

Конституционно-правовой статус судей…………………………………….......7

Конституционный суд РФ……………………………………………………......9

Верховный суд РФ……………………………………………………………….10

Арбитражный суд РФ……………………………………………………………11

Военный суд РФ…………………………………………………………………12

Вывод……………………………………………………………………………..13

Список  литературы……………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Судебная  система – совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными органами. Никакие  другие государственные органы или  негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например. Третейский суд, Судебная палата по информационным спорам, суд чести), не относятся к числу органов, уполномоченных выполнять функции судебной

власти – такие, как правосудие, конституционный контроль, контроль за законностью действий и решений государственных органов и должностных лиц, дача разъяснений по вопросам судебной практики и др.

Суды в  РФ подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов РФ. В ст. 126 Конституции РФ основной блок федеральных судов именуется судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и материалов об административных правонарушениях, разрешаемых в судебном порядке.

Особую ветвь  в подсистеме судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят  к числу общих (гражданских) судов, поскольку они «осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба» (ч. 1 ст. 22 ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Эти суды состоят из военных судов гарнизонов, соединений,флотилий.армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии – одного из основных подразделений ВС РФ.

Закон допускает  возможность образования в системе  судов общей юрисдикции и иных специализированных судов.

Во второй блок федеральных судов включены арбитражные суды: федеральные арбитражные  суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов), возглавляемые ВАС.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение  среди федеральных судов.

Суды субъектов  РФ не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там  мировые судьи не имеют каких-то взаимосвязанных или взаимоподчиненных  структур. В соответствии с ч. 1 ст. 27 вышеназванного Закона конституционные (уставные) суды могут создаваться  для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного само-

управления  субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Порядок деятельности этих судов определяется законами соответствующих  субъектов РФ. Не связанные друг с другом мировые судьи должны действовать на территории участков, образуемых в пределах районов (городов). Контроль за законностью и обоснованностью  их действий возложен на районные суды, входящие в состав федеральных судов.

Вся С.с. РФ – единое целое. Единство обеспечивается путем: а) установления С.с. РФ Конституцией РФ: б) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ РФ правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ: г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  положения судебной системы Российской Федерации.

 

В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она  включает Конституционный Суд  РФ, действующий на основании  Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они  включают Верховный Суд РФ, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды автономной области  и автономных округов, городские  суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные  суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях  и т. Д.). Эти суды действуют на основе Закона «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. С последующими измене-ниями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. Юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему  входят Высший Арбитражный суд  РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные суды республик  и других субъектов РФ. Арбитражные  суды действуют на основе Федерального  конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон  допускает создание спе-циализированных  федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые  и др.), но только путем внесения изменений  и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий  запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение  и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или  трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной  судебной системы и действующие  без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой статус судей.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ — определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, его права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Суд как элемент судебной системы состоит из судей, правовой статус и фактическое положение которых определяют эффективность всей судебной организации. Судья — центральная фигура всей судебной системы. От К.-п.с.с. (и в не меньшей мере от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан. К.-п.с.с. определяется федеральной Конституцией и Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. И доп.). Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности характеризуют статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ). Судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а для судей высших судебных инстанций РФ требуется достижение возраста 35 лет и стаж работы не менее 10 лет. Закон требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи утверждается Высшей квалификационной коллегией судей РФ. Результаты такого экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи. Кроме того, претенденты на должность судьи обязаны пройти медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у них заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не может быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям или движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Судьи высших судебных инстанций назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Все  иные судьи, кроме мировых судей  и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, назначаются  на должность Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ или  Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначенным судьям выдаются специальные удостоверения. Предельный возраст пребывания в должности  судьи — 65 лет (для судей Конституционного Суда РФ — 70 лет). Судья федерального суда (за исключением Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ) в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения предельного возраста. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей), на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий. Для поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, судья наделяется правом повышения квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского образования с сохранением денежного содержания на период обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верховный суд Российской Федерации.

  1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.
  2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
  3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.
  4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
  5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Информация о работе Судебная система РФ