Анализ фз "О военных судах РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:24, доклад

Описание работы

Военная юстиция в России появляется как способ ограничения произвола военных начальников в отношении своих подчиненных. Она предполагала правовое регулирование военно-служебных отношений, существование и деятельность специально созданных военно-судебных органов.
Самостоятельный военный суд был учрежден во время царствования Петра I при создании регулярной армии. Таким образом, в российской армии военные суды существуют уже 300 лет. Их деятельность и работа профессиональных военных судей необходима для поддержания режима законности в войсках и судебной защиты прав военнослужащих.

Файлы: 1 файл

Фз воен. суды.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

23 июня 1999 года 1-ФКЗ О ВОЕННЫХ СУДАХ РФ

Военная юстиция в России появляется как способ ограничения произвола  военных начальников в отношении  своих подчиненных. Она предполагала правовое регулирование военно-служебных  отношений, существование и деятельность специально созданных военно-судебных органов.

Самостоятельный военный суд был  учрежден во время царствования Петра I при создании регулярной армии. Таким образом, в российской армии военные суды существуют уже 300 лет. Их деятельность и работа профессиональных военных судей необходима для поддержания режима законности в войсках и судебной защиты прав военнослужащих.

Однако давно назрела необходимость преобразовать военные суды из органов, преимущественно связанных с применением уголовной репрессии, в органы, гарантирующие права солдат и офицеров, предусмотреть укрепление судебной власти в войсках, создать реальные условия независимости военных судей и подчинения их только закону, каковым в частности и является ФКЗ « О военных судах РФ »

Ст 1. Военные суды РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений и располагаются в открытых для свободного доступа местах. Они создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Численность судей военных судов  устанавливается Верховным Судом  РФ в пределах общей численности судей Верховного Суда РФ и судей иных федеральных судов общей юрисдикции.

Ст 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, фкз "О судебной системе РФ", настоящим фкз, иными фкз и федеральными законами.

Ст 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По рассмотрении выносят решение. При этом указанные лица вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан.

Также военные суды рассматривают материалы о совершении грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным  договором РФ.

Решение задач судебной защиты прав и интересов военнослужащих является важнейшим фактором укрепления боевой готовности войск. Приговор военного суда будет нравственно обусловлен, если:

- деятельность военного суда  будет соответствовать поставленной  цели, а возможность ее достижения  обеспечена лишь в рамках предусмотренной  законом процедуры уголовного  судопроизводства;

- потерпевшего наделить реальным  равноправием с другими участниками  судопроизводства, гарантиями реализации  своих прав и защиты законных  интересов.

Справедливость приговора является важнейшим и необходимым дополнением к требованиям законности и обоснованности, которая выступает нравственной оценкой его обоснованности и определяется его законностью; позволяет военному суду принимать правосудные решения в случаях, когда необходимо применять нормы оценочного характера, что нередко встречается по делам о преступлениях против порядка прохождения военной службы; непосредственно связана с проблемой установления военным судом истины.

Сегодня назрела необходимость усиления нравственных начал приговора военного суда в целях повышения его подлинно воспитательной роли, как важной части системы предупреждения преступности среди военнослужащих.

Во избежание противоречий как  правового, так и нравственного  свойства и в целях постановления  законного, обоснованного и справедливого  приговора необходимо законодательное  закрепление дифференциации подсудности  уголовных дел военным судам  в зависимости от воинского звания подсудимого. В связи с этим, дополнить  фкз «О военных судах РФ» статьей, касающейся определения персональной подсудности:

«Статья 25.1. Особенности подсудности  дел военному суду.

1. Судьи военных судов  вправе принимать к своему  производству дела, в совершении  которых обвиняются военнослужащие  в воинском звании не выше  воинского звания судьи.

2. В случае, если воинское звание судьи ниже воинского звания подсудимого, данное уголовное дело подлежит передаче судье соответствующего звания, либо передаче в иной военный суд по подсудности».

Ст 4. Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита: нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; интересов местного самоуправления; интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Ст 5. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. Судьи военных судов независимы  и в своей деятельности по  осуществлению правосудия никому  не подотчетны. Гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

3. Всякое вмешательство в деятельность  судей военных судов по осуществлению  правосудия недопустимо и влечет  ответственность, предусмотренную  федеральным законом.

Гарантируя независимость и  невмешательство в деятельность судебной власти, законодатель предъявляет  исключительно высокие требования к судье как к носителю судебной власти

 

Ст 6. Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Ст 8. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Если воинская часть, дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Ст 13-14. Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей, есть президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. Рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу и в апелляционной инстанции, дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу актов гарнизонных военных судов.

Ст 21-22. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Он рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

Ст 9-11. Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ, имеющим полномочия  по рассмотрению дел, подсудных военным судам, и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции, в апелляционной инстанции и в кассационной инстанции дела по жалобам, дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и издает информационный бюллетень военных судов.

Ее возглавляет Председатель, который  является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ст 26. Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", Законом РФ "О статусе судей в РФ", настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Хотя презюмируется, что правовой статус всех судей един (ст.2 закона "О статусе судей"), но этот же закон содержит требование, согласно которому особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, должны определяться и закрепляться в федеральном законе. Специфика положения военного судьи связана с его положением как военнослужащим.

3. Военнослужащий, назначенный судьей  военного суда или судьей Военной  коллегии, имеет право либо на  увольнение с военной службы, либо на приостановление военной  службы.

Ст 27. Судьей военного суда может быть гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом РФ "О статусе судей в РФ", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

2. Преимущественным правом на  назначение на должность судьи  военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера,  а также гражданин, имеющий  воинское звание офицера, пребывающий  в запасе или находящийся в отставке.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

К деятелям правосудия предъявляются  повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Суд справедливый, беспристрастный  и компетентный способны вершить  те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.

Человек "учится" справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное  образование и приобретая разнообразный  жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата  на должность судьи - не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере - стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Принимая присягу, российский судья  торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Добросовестность в исполнении обязанностей судьи  связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи -- повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи - справедливое правосудие. Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах  лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы. 

Среди многочисленных идейно-нравственных качеств - верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокую нравственность, принципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу .

Квалификационный экзамен и  проверка сведений об отсутствии порочащих  поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей.

Существование органов военной  юстиции обусловлено военной  деятельностью государства. Наличие  Вооруженных сил предполагает в  них специфических воинских отношений. Эти отношения регулируются особой системой военного законодательства и  большим количеством актов военного управления. Квалифицированное применение их возможно лишь специализированными  судебными органами, включающими  специально подготовленных в военно-правовом и собственно военном отношениях людей.

Информация о работе Анализ фз "О военных судах РФ"