Права детей и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 18:50, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. История развития прав несовершеннолетних
6
Глава 2. Права несовершеннолетних детей
17
§ 1. Личные неимущественные права ребенка
18
§ 2. Имущественные права ребенка
25
Глава 3. Реализация защиты прав и интересов ребенка на практике международно-правовых норм
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в последние годы снизились гарантии осуществления детьми их прав. Произошло существенное сокращение количества государственных дошкольных учреждений, а разделение детских садов и школ на «для бедных» и «для богатых» значительно снижает качество воспитания. Кроме того, слабая обеспеченность качественной учебной литературой нарушает право ребенка на образование.

Некоторые из базовых прав детей остаются нереализованными в России. Одними из наиболее значимых факторов, которые мешают осуществлению этих прав и не позволяют детям реализовать в полном объеме свой потенциал, являются бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми и ВИЧ/СПИД.

Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, укрепление здоровья детей и подростков, развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений являются одними из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.33

Помимо защиты прав ребенка в судебном порядке на национальном уровне возможна их защита с помощью международных механизмов, основанных на международных договорах, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации и имеющих преюдициальное значение. Более того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное положение говорит о том, что в основе правового регулирования в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе34.

В системе международно-правовой защиты прав человека особое место занимает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция)35.

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по Европейской конвенции и Протоколам к ней, в соответствии со ст. 19 Европейской конвенции был учрежден Европейский суд по правам человека (далее - Европейский суд), работающий на постоянной основе. Вступивший в силу 01.11.1998 Протокол N 11 к Европейской конвенции упразднил двухзвенную систему защиты прав человека, ранее состоявшую из Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда. Сегодня Европейский суд - единый, постоянно действующий орган. Указанным Протоколом политический орган - Комитет министров - лишен права принятия решения по существу и осуществляет только контроль за исполнением судебных решений (п. 2 ст. 46 Европейской конвенции).

При рассмотрении каждого дела Европейский суд руководствуется правовыми позициями, сформулированными в его предыдущих решениях по аналогичным делам. Государства, учитывая решения Европейского суда в своей законотворческой деятельности, изменяют национальное право в упреждающем порядке, чтобы избежать привлечения к международной судебной ответственности. Кроме того, под влиянием Европейской конвенции принят ряд многосторонних соглашений и рекомендаций по правам человека, которые не были зафиксированы в ней.

Важное место при этом занимает правило: "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие (т.е. после 5 мая 1998 г. - Н.К.) в отношении Российской Федерации"36. Таким образом, Россия признает обязательной компетенцию Европейского суда по вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней.

На практике это означает, что при аналогичных обстоятельствах нельзя принять иное решение, чем решение, уже принятое Европейским судом в отношении другого лица (физического или юридического) по такому же или аналогичному случаю. Следовательно, прецедентное право Европейского суда входит в правовую систему Российской Федерации.

Европейская конвенция о защите прав человека практически не содержит в себе статей, напрямую регулирующих и защищающих права детей (за исключением, пожалуй, ст. ст. 5, 6 Европейской конвенции, ст. 5 Протокола N 7 к ней), однако ее положения могут быть применены также к ребенку, являющемуся субъектом международного права наравне с другими участниками международных правоотношений.

Учитывая сложившуюся практику Европейского суда по вопросам, касающимся защиты прав детей, следует отметить, что обычно интересы несовершеннолетних в Европейском суде представляют их родители. Тем не менее ребенок наделен правом воспользоваться помощью адвоката (ст. 6 Европейской конвенции) или общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам законное представительство родителями невозможно. Подобный подход особенно актуален, когда интересы ребенка входят в противоречия с интересами его родителей или опекунов.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

а) ювенальная юстиция и арест (ст. ст. 5 и 6 Европейской конвенции);

б) образование (ст. 2 Протокола N 1 к Европейской конвенции);

в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. ст. 13, 14, 15 конвенции ООН о правах ребенка);

г) жестокое обращение и безнадзорность (ст. ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

д) дети-иммигранты и беженцы (ст. ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции);

е) ограничение свободы выражения своего мнения, получения и распространения информации в целях охраны здоровья и нравственности (п. 2 ст. 10 Европейской конвенции);

ж) защита от дискриминации (ст. 14 Европейской конвенции).

Наиболее часто при защите прав детей применялись следующие статьи Европейской конвенции:

Статья 3. Запрещение пыток и бесчеловечного унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями или по решению суда);

Статья 6. Право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);

Статья 8. Право на уважение семейной жизни (в рамках которого суд трактует понятие семьи; статус незаконнорожденных детей; определяет концепцию действий в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.); передачу государству права на опеку над ребенком; случаи разлучения родителей и детей по причине депортации родителей);

Статья 10 (ч. 2). Ограничение свободы выражения своего мнения, получения и распространения информации в целях охраны здоровья и нравственности.

Статья 14. Защита от дискриминации.

Статья 2 Протокола 1. Право на образование (например, образование в частных школах; уважение к философским убеждениям родителей).

На основании названных статей Европейской конвенции Европейским судом были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве.

Помимо стандартов, разработанных непосредственно самим Европейским судом, при обосновании нарушения права ребенка допускаются и поощряются ссылки и на другие международно-правовые акты, в которых закрепляются права ребенка. Например, на Конвенцию о правах ребенка ООН37.

Рассмотрим прецеденты Европейского суда по указанным нормам.

Согласно ст. 3 (Запрещение пыток) Европейской конвенции: "Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию".

Согласно юрисдикции (правовой системе) Европейского суда бесчеловечное обращение должно включать хотя бы минимальную степень жестокости, чтобы подпадать под ст. 3 Европейской конвенции. Степень минимальной жестокости относительна: все зависит от обстоятельств конкретного дела, а именно от продолжительности указанного обращения, от его воздействия на физическое и психическое состояние индивида, а в некоторых случаях и от пола, возраста и состояния здоровья жертвы. Воздействие на состояние здоровья человека, характер подобного обращения или наказания также относительны.

Жестокость обращения позволяет четко разграничить 3 элемента, которые включает статья 3 Европейской конвенции: 1) пытки (тяжкая, принижающее достоинство форма жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания); 2) бесчеловечное обращение или наказание (обращение, которое причиняет тяжкие психические или физические страдания); 3) унизительное обращение или наказание (вызывающее у жертв чувство страха, болезненное чувство неполноценности, оскорбляющее и принижающее их достоинство).

Все три составляющие взаимосвязаны: пытки базируются на бесчеловечном обращении или наказания, в то время как последние предполагают обязательное унижение.

Статья 3 Европейской конвенции накладывает на государства как позитивные, так и негативные обязательства.

Негативные обязательства означают, что представители государственной власти должны воздерживаться от применения бесчеловечного обращения в отношении лиц, находящихся под их контролем.

Позитивные обязательства: государства могут быть разделены на 2 категории; первая - обязывает правовую систему осуществлять защиту индивидов от жестокого обращения со стороны других индивидов (частных лиц), не только представителей органов власти, а также в процедурном аспекте необходимо рассматривать жалобы о применении жестокого обращения в полном объеме. Статьи 1 и 3 Европейской конвенции накладывают ряд позитивных обязательств на государства с целью предотвращения и устранения пыток или других форм жестокого обращения. Когда лицо делает обоснованное заявление о том, что оно подвергалось жестокому обращению (статья 3), то согласно указанному положению в сочетании с общим обязательством, налагаемым на государства по статье 1 Европейской конвенции, "обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в... Конвенции", предполагается, что должно быть проведено тщательное расследование. Расследование должно привести к выявлению и наказанию виновных.

Право на справедливое судебное разбирательство особенно важно применительно к защите прав детей. Важнейшим достижением международной системы защиты прав человека явилось признание международным сообществом в качестве самостоятельных субъектов права детей, которые ввиду своей "физической и умственной незрелости нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Это положение закреплено, в частности, в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской конвенции, Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне и ряде других документов.

Статья 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции гласит:

"1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство  со стороны государственных органов  в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного  законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц".

Европейский суд считает, что право на уважение семейной жизни по ст. 8 Европейской конвенции применяется к отдельным членам семьи, а не к самой семье. Другие же документы по правам человека делают акцент на семью как ячейку общества.

Защита по ст. 8 Европейской конвенции применяется только в тех случаях, когда речь идет о действиях самого государства, а не частных лиц.

Судебная практика суда указывает на то, что, хотя статья 14 Конвенции не действует отдельно от других ее норм, она может играть важную автономную роль, дополняя и уточняя их, предоставляя лицам гарантии от любого рода дискриминации при осуществлении ими своих прав и свобод, изложенных в других статьях Конвенции. Действие, которое носит несовместимый со статьей 14 дискриминационный характер, нарушает тем самым сразу две статьи Конвенции, взятые вместе. Иными словами, статья 14 составляет как бы неотъемлемую часть любой юридической нормы, обеспечивающей права и свободы.

Еще один важный вывод сделал Европейский суд - "семейная жизнь" в том смысле, как ее понимает статья 8, включает как минимум связи между ближайшими родственниками, например, между дедушками, бабушками и внуками, поскольку такого рода отношения могут играть существенную роль в семейной жизни. "Уважение" к семейной жизни, понимаемое таким образом, накладывает на государство обязательство способствовать нормальному развитию таких связей (п. 45).

В решении по делу Олссон против Швеции от 24 марта 1988 г. Европейский суд обратил внимание на особый характер взаимоотношений не только между родителями и детьми, но и детей между собой в рамках семейной жизни. Европейский суд также заявил, что родные братья и сестры могут иметь право на семейную жизнь в рамках отношений между собой, независимых от отношений между детьми и родителями, констатировав нарушение шведским правительством ст. 8 Европейской конвенции в результате разлучения трех родных братьев, взятых под государственную опеку38.

Информация о работе Права детей и их реализация