Права детей и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 18:50, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. История развития прав несовершеннолетних
6
Глава 2. Права несовершеннолетних детей
17
§ 1. Личные неимущественные права ребенка
18
§ 2. Имущественные права ребенка
25
Глава 3. Реализация защиты прав и интересов ребенка на практике международно-правовых норм
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РОСТОВСКИЙ (г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

 

юридический факультет

кафедра  предпринимательского права,

гражданского и арбитражного процесса

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

НА ТЕМУ «ПРАВА ДЕТЕЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ»

 

 

 

Выполнил:

студентка 6 курса заочной

формы обучения

Гейтс Кристина Геннадьевна

________________________

«__»________________2012г. 

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доц. Косякова М.Е.

________________________

«__»________________2012г.

 

Заведующий кафедрой,

обеспечивающей научное

руководство

д.ю.н., проф. Биккинин И.А.

_________________________

 «__»_________________2012г.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 г.

 

Содержание

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. История развития прав несовершеннолетних

6

Глава 2. Права несовершеннолетних детей

17

§ 1. Личные неимущественные права ребенка

18

§ 2. Имущественные права ребенка

25

Глава 3. Реализация защиты прав и интересов ребенка на практике международно-правовых норм

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

60


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность (до 4 млн. чел.), бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные.

Анализ семейного законодательства (всего изучено около 140 нормативных правовых актов, регламентирующих положение детей) показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации нрав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей и др. Принятые Семейный кодекс РФ, другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка, проблем реализации его семейных прав и выявления научно-обоснованной системы мер их решения.

Цель и задачи исследования: проанализировать проблемы исторического становления прав несовершеннолетних; предпринять попытку соединить исследования системы ювенальной юстиции, международной и национальной систем защиты прав детей для формирования полной, объективной картины данного правового института; исследовать проблемные вопросы реализации права на имя, перемены имени выявит противоречия законодательного регулирования данных отношений, сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере; рассмотреть нормы российского законодательства, устанавливающие особенности реализации права на свободу и личную неприкосновенность детей; проанализированы наиболее важные имущественные права несовершеннолетних граждан, закрепленные нормами семейного и гражданского законодательства, а также выявлены основные проблемы реализации защиты прав детей на практике международно-правовых норм.

Объект исследования. Объектом исследования стали семейные права ребенка.

Предмет исследования. Центральным вопросом исследования стали теоретические и практические проблемы реализации семейных и гражданских прав ребенка и пути их устранения. Изучение семейно-правового статуса ребенка. Понятие, формы, способы, средства, принципы и пределы реализации прав, семейно-правовое представительство, реализация права детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье и др.

Степень разработанности темы. В специальной литературе вопросы реализации семейных прав ребенка изучены неполно.  Монографических и диссертационных исследований на основе анализа нового семейного законодательства по данной проблеме не проводилось. Отдельные статьи не решали проблему.

Теоретической основой исследования стал научный опыт в области семейных прав ребенка, а также теоретические положения общей теории права, изложенные в трудах Антокольская М.В., Аширова Э., Беспалов Ю.Ф., Бондаренко А. Б., Галимов О.Х., Горшкова С.А., Зубенко В., Каламкарян Р. А., Колесова Н.С.,  Королев Ю.А., Косова О.,  Михайленко К. Е., Нечаева А.М., Образцова О.Ю., Манилова В.Л., Лукашевой Е.А., Долговой А.И., Саидов А. X., Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А., Славкина Н., Сорокин С., Спесивцева О.И., Тер - Акопов А.А., и др.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, обеспечение личных прав и свобод, как этого требует Конституция Российской Федерации1.

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей2.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. «Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой... Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным...»3, — пишет Г.П. Медведев.

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг — источник жизни. «Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты...»4.

В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины.

Первоначально применение обычая не носило возрастного характера, но постепенно люди стали осознавать, что с точки зрения применения закона к детям должно быть иное отношение, более гуманное. Как считает А.Н. Бычков, человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества в результате долгой и непростой эволюции сознания человечества и вместе с ним — эволюции права5. Не умаляя роли права, следует отметить влияние социологических факторов.

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II – I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан).

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки.

 

 

Средневековое право Германии («Салическая правда», V—VI вв. н.э.)6 закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Феодальное брачно-семейное право Англии («Правда Этельберта», VI в. н.э., «Правда Инэ», VII в. н.э., «Правда Альфреда», IX в., «Законы Кнута», XI в.) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.

В Индии («Законы Ману», II в. до н.э. — II в. н.э.) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX в. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В Древней Аравии до ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка, еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

С самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с хадисом, традицией времен пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни7.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в., если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Информация о работе Права детей и их реализация