Права детей и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 18:50, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. История развития прав несовершеннолетних
6
Глава 2. Права несовершеннолетних детей
17
§ 1. Личные неимущественные права ребенка
18
§ 2. Имущественные права ребенка
25
Глава 3. Реализация защиты прав и интересов ребенка на практике международно-правовых норм
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих, рассматривающих данный институт всесторонне и полно.

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении, но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. 143-150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910-1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге8. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.

В тот период было издано немало инструкций, директивных писем и приказов Наркомата юстиции СССР и Прокуратуры СССР. Эти акты, способствовавшие защите прав и интересов несовершеннолетних, носили в основном формальный характер.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 г. в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних.

УПК РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1961 г., включал главу 32, которая называлась «Производство по делам несовершеннолетних». Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целом воспринял подход УПК РСФСР 1960 г. к производству уголовных дел о несовершеннолетних (глава 50 УПК РФ), но с учетом положений современного законодательства Российской Федерации и тенденций к защите прав и законных интересов личности. Одним из наиболее приоритетных направлений в современном уголовном судопроизводстве является обеспечение защиты прав несовершеннолетнего обвиняемого. На основе историко-правового анализа системы ювенальной юстиции можно сделать вывод о поэтапном становлении в России системы защиты прав несовершеннолетних.

Далее, переходя к истории становления международной системы защиты прав детей, следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации статуса несовершеннолетних началась довольно давно.

Так, еще в 1924 г. Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1948 г. Генеральная ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»9.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала упомянутая выше принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». К 20-летию принятия Декларации прав ребенка ООН провозгласила 1979 г. Международным годом ребенка. На Венской конференции по правам человека в 1993 г. было принято решение добиться того, чтобы к 1995 г. Конвенция стала универсальной для всех государств.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.10 В 1996 г. по инициативе Франции, 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

  • рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;
  • выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;
  • выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и вне ее, и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

К слову сказать, нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки.

На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, гг. Москва и Санкт-Петербург и др.)11. Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях. Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних. Проводятся соответствующие конференции, так, в Санкт-Петербургском университете МВД России в 1999 г. состоялась конференция «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений несовершеннолетних». В качестве положительного опыта можно привести публикацию информационно- аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге являющихся частью государственного доклада «О положении детей в РФ»12.

Итак, завершая краткий исторический обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в их исторически правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

 

В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и родственниками, иметь защиту своих прав и ими выражать собственное мнение, право на имя, от фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.

В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей.

Так, в зависимости от целевой направленности неимущественные права, направленные:

  • на индивидуализацию личности (право на имя, отчество, фамилию, право на честь, достоинство, деловую репутацию и т.п.);
  • на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);
  • на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в чужую жизнь, защита своей чести и доброго имени).

В то же время личные неимущественные права могут быть разделены:

  • на индивидуализирующие ребенка (право на имя);
  • обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание); определяющие несовершеннолетнего в качестве самостоятельного субъекта семейных прав (право выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой нарушенного права);
  • направленные на защиту и представительство ребенка13.

Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей26. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.

Информация о работе Права детей и их реализация