Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О

применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при

рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, или об

оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без

уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее

исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение

требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего

трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических

правил и т.п.).

Из материалов дела усматривается, что К. с 15 сентября 1974 г. назначена на должность

директора школы. Приказом N 99 она была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное

неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет

дисциплинарное взыскание) (л.д. 9, 12).

В ходе рассмотрения дела судом тщательно проверялись доводы, приведенные в надзорной

жалобе в обоснование требований заявительницы.

Выводы суда, связанные с обстоятельствами привлечения К. к дисциплинарной

ответственности по приказам от 30.11.2004 N 310, от 21.01.2005 N 6, от 21.03.2005 N 41, основаны

на соответствующей требованиям ст. 67 ГПК РФ оценке доказательств. При этом порядок

наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, ответчиком соблюден.

В силу ст. ст. 82, 373 ТК РФ на увольнение истицы получено согласие профсоюзного органа,

что подтверждается протоколом заседания профкома.

35

Принимая во внимание, что имелись основания для увольнения К. по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и

учитывая соблюдение процедуры увольнения работодателем, нельзя считать, что суд по данному

делу неправильно применил нормы материального и процессуального права.

Содержащиеся в надзорной жалобе утверждения о том, что с вышеуказанными приказами о

наложении дисциплинарных взысканий К. не _____была ознакомлена, являются несостоятельными,

поскольку опровергаются материалами дела, а именно тем, что к каждому приказу о наложении

дисциплинарного взыскания приложены акты, свидетельствующие о несогласии истицы с

ознакомлением с данными приказами.

Кроме того, доводы надзорной жалобы о том, что проверка соблюдения санитарных норм и

требований охраны труда не входит в круг вопросов, относящихся к компетенции муниципального

органа управления образованием, являются несостоятельными, поскольку п. 27 Положения об

инспекционной деятельности отдела образования предусмотрено, что при инспектировании

отделом образования образовательных учреждений указанным органом в названных учреждениях

могут быть проведены проверки соблюдения санитарных норм и правил охраны здоровья

обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных

заведений.

Судом дана надлежащая оценка и другим фактам, связанным с увольнением К. с должности

директора школы.

Доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не могут служить

основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений <21>.

--------------------------------

<21> Определение Верховного  Суда Российской Федерации от 6 декабря 2006 г. N 77-В06-

25.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 373 ТК РФ работодатель имеет

право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного

мнения выборного органа первичной профсоюзной организации; в указанный период не

засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и

другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Учитывая, что ТК РФ не установил срок, в течение которого работодатель вправе

расторгнуть трудовой договор с работником, согласие на увольнение которого дано вышестоящим

выборным профсоюзным органом, судам применительно к правилам ч. 5 ст. 373 ТК РФ следует

исходить из того, что увольнение также может быть произведено не позднее одного месяца со дня

получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение (п. 25

Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации

Трудового кодекса Российской Федерации").

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 568-О-О "Об отказе в

принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супонова Вячеслава Александровича на нарушение

его конституционных прав ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации"

Гражданин С., работавший в должности заместителя руководителя межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, приказом был уволен с работы по

основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации).

Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по

гражданским делам областного суда, в удовлетворении требований о восстановлении на работе,

взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда С.

отказано. В удовлетворении его надзорных жалоб Саратовским областным судом и Верховным

Судом Российской Федерации было отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С. оспаривает

конституционность ст. 373 ТК РФ. По мнению заявителя, отсутствие в ней положения об участии

работника, являющегося членом профсоюза, в рассмотрении выборным органом профсоюзной

организации вопроса о его возможном увольнении по инициативе работодателя нарушает его

конституционные права, гарантированные ст. ст. 2, 19, 24 и 45 Конституции РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С. материалы, не

находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ

"О Конституционном  Суде Российской Федерации" гражданин  вправе обратиться в

Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных

прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом

затрагиваются конституционные права и свободы и если закон применен или подлежит

применению в конкретном деле заявителя.

Статья 373 ТК РФ, закрепляющая порядок учета мотивированного мнения выборного органа

первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе

36

работодателя, во взаимосвязи с ч. 2 ст. 82, согласно которой увольнение работников, являющихся

членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ,

производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной

организации, направлена на дополнительную защиту трудовых прав указанной категории

работников и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Кроме того, профессиональные союзы, являясь самоуправляющимися и независимыми в своей

деятельности общественными объединениями граждан, самостоятельно разрабатывают и

утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру,

образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, в том числе определяют порядок

осуществления тех или иных юридически значимых действий (ст. ст. 2, 5 и 7 Федерального закона

"О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности").

Следовательно, определение порядка формирования мнения выборного органа первичной

профсоюзной организации по поводу увольнения по инициативе работодателя работника - члена

профсоюза, а также установление необходимости присутствия этого работника на заседании

указанного выборного органа для ознакомления с его позицией по данному вопросу являются

прерогативой самого профсоюза. Закрепление такого порядка в законе означало бы

неоправданное вмешательство в деятельность профсоюзной организации и нарушало бы принцип

независимости профсоюзов.

Ставя вопрос о предоставлении работнику права присутствовать на заседании выборного

органа и, соответственно, обязанности этого органа известить работника о предстоящем

заседании, заявитель, по существу, выражает несогласие с уставом профсоюза и положением о

первичной профсоюзной организации, которые не могут быть предметом рассмотрения

Конституционного Суда Российской Федерации.

Как указывалось выше, профсоюзные организации имеют право на содействие занятости.

Это право реализуется следующим образом: профсоюзы вправе принимать участие в разработке

государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов

профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации,

осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области

занятости. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления

предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий,

связанных с массовым высвобождением работников. Привлечение и использование в Российской

Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно

общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений

(ассоциаций) организаций  профсоюзов (ч. 5 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Немаловажным правом профсоюзной организации является право на ведение коллективных

переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их исполнением.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в

организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и

работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Так как коллективный договор включает в

себя такие обязательства работников и работодателей, как формы, системы и размеры оплаты

труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен,

уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость,

переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая

вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда

работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при

приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и

охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим

работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная

оплата питания работников; контроль за исполнением коллективного договора, порядок внесения в

него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий

деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении

коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий

коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами, участие в данном случае

профсоюзного органа является необходимым в целях непосредственной защиты прав и

представления законных интересов работников.

Соглашение, согласно ст. 45 ТК РФ, представляет собой правовой акт, регулирующий

социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с

Информация о работе Защита трудовых прав граждан