Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

профсоюзной организацией не достигнуто, то разногласия сторон оформляются протоколом,

после чего работодатель имеет право принять этот локальный нормативный акт.

Профессиональный союз, в свою очередь, имеет право обратиться в соответствующую трудовую

инспекцию или суд с обжалованием действий работодателя. Государственная инспекция труда

при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации

обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в

случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного

локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

В судебной практике отказ от учета мнения профсоюзной организации не всегда

рассматривается как нарушение норм ТК РФ.

Пример.

Профсоюзный комитет летного состава ОАО "Авиакомпания "Домодедовские Авиалинии"

(далее ОАО "АК "ДАЛ") обратился в суд с иском  о признании незаконным приказа  первого

заместителя генерального директора ОАО "АК "ДАЛ" от 12.02.2003 N 59 "О сокращении штатов".

В обоснование заявленных требований он указал, что оспариваемый локальный

нормативный акт, содержащий нормы трудового права, был издан ответчиком с нарушением

требований ст. 372 ТК РФ, предусматривающей необходимость учета мнения представительного

органа работников. Кроме того, решение первого заместителя генерального директора ОАО "АК

"ДАЛ" об исключении  из штатов самостоятельного структурного  подразделения - 212 Летного

отряда - принято неуполномоченным органом, поскольку принятие данного решения в силу Устава

ОАО "АК "ДАЛ" находилось в компетенции совета директоров данного общества.

Решением городского суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В надзорной жалобе профсоюзный комитет летного состава ОАО "АК "ДАЛ" просит отменить

состоявшиеся по данному делу постановления суда первой и кассационной инстанций

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в истребовании дела

отказано.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных

постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или

процессуального права. Таких нарушений при вынесении обжалуемых судебных постановлений

допущено не было.

Доводы надзорной жалобы о том, что оспариваемый приказ был издан ответчиком с

нарушением требований ст. 372 ТК РФ, предусматривающей необходимость учета мнения

представительного органа работников, не могут быть признаны обоснованными по следующим

причинам.

Статьей 371 ТК РФ предусмотрена обязанность принятия работодателем решений с учетом

мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ.

При этом в силу ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект

локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной

организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

33

Применительно к спорным правоотношениям ТК РФ предусматривает принятие

работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случае

увольнения являющихся членами профсоюза работников по инициативе работодателя (ст. ст. 82,

373 ТК РФ).

В силу ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников

организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2

ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному

профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения

соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата

работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за

три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ производится  с учетом мотивированного мнения  выборного профсоюзного органа

данной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. При этом в силу ст. 373 ТК РФ работодатель

направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект

приказа о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом

профессионального союза, а также копии документов, являющихся основанием для принятия

указанного решения.

Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что само по себе

оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата

работников организации не является локальным нормативным актом, для принятия которого был

необходим учет мнения представительного органа работников.

Статья 82 ТК РФ обязывает работодателя в письменной форме сообщить о возможном

сокращении численности или штата работников организации выборному профсоюзному органу

данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих

мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников

организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца

до начала проведения соответствующих мероприятий.

Как следует из содержания оспариваемого заявителем приказа, каких-либо императивных

норм, свидетельствующих о расторжении трудового договора с конкретными работниками, данный

приказ не содержит. Вместе с тем начальнику управления кадров и социальной политики ОАО "АК

"ДАЛ" в соответствии  с правилами ст. 82 ТК РФ предписывалось  уведомить в том числе и

профсоюзный комитет о предстоящем сокращении штата за три месяца до начала проведения

соответствующих мероприятий.

Доводы жалобы о том, что принятие решения о сокращении штатов ОАО "АК "ДАЛ",

влекущее изменение приоритетных направлений деятельности, находится в исключительной

компетенции совета директоров Общества, со ссылкой на п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26

декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также положения устава Общества

также не могут быть признаны обоснованными по следующим причинам.

Статья 2 Устава ОАО "АК "ДАЛ", определяющая цели и виды деятельности Общества, не

содержит указания на его приоритетные виды деятельности.

Каких-либо существенных изменений в уставной деятельности Общества по организации и

осуществлению в Российской Федерации и за ее пределами воздушных и иных перевозок

пассажиров и грузов на магистральных линиях и нерегулярных перевозок, выполнение на

коммерческой и некоммерческой основе иных видов работ и услуг, связанных с использованием

авиационной техники и средств воздушного транспорта, оспариваемый заявителем приказ "О

сокращении штатов" не повлек. Кроме того, само по себе предстоявшее сокращение штата

работников ОАО "АК "ДАЛ" в прямой причинно-следственной связи с изменением приоритетных

направлений деятельности Общества не находится. Напротив, положения ст. 18 Устава,

определяющие компетенцию генерального директора, предусматривают его права на разработку и

утверждение штатного расписания Общества, издание приказов и указаний по оперативным

вопросам внутренней деятельности Общества, обязательных для всех его работников <20>.

--------------------------------

<20> Определение Верховного  Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N 4-В06-31.

Учитывать мнение выборного органа профсоюзной организации работодатель также должен,

если принимает решение об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной

организации, вследствие сокращения численности или штата работников организации,

индивидуального предпринимателя; несоответствия работника занимаемой должности или

выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами

аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых

обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. В остальных случаях работодатель не

обязан и не должен учитывать мнение профсоюзной организации. В случае если работодателем

34

принято такое решение, он должен направить проект приказа об увольнении, а также пакет

документов, являющихся основанием для принятия данного решения. Выборный орган первичной

профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий

документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение

в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем _____не

учитывается. В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил

несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит

с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых

оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций

работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной

профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять

окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную

инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы

(заявления) рассматривает  вопрос об увольнении и в  случае признания его незаконным  выдает

работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе

с оплатой вынужденного прогула. Однако даже если указанный порядок увольнения был соблюден

в полном объеме, этот факт не является препятствием для обжалования действий работодателя в

суд с требованием о восстановлении на работе.

Пример.

К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, мотивировав свои требования тем,

что работала директором муниципального образовательного учреждения - общеобразовательной

школы. Приказами от 19.12.2003 N 267, от 30.11.2004 N 310, от 02.12.2004 N 311, от 21.01.200 N

65, от 02.02.2004 N 14, от 21.03.2005 N 41 на  истицу были наложены дисциплинарные  взыскания.

Приказом от 15 июля 2005 г. N 99 она была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное

неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет

дисциплинарное взыскание).

Считая увольнение необоснованным и незаконным, К. просила суд восстановить ее на

работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсировать моральный

вред.

Решением районного суда в удовлетворении исковых требований К. отказано.

В надзорной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления

отменить.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных

постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или

процессуального права. Таких нарушений при вынесении судебных постановлений судами первой

и кассационной инстанций допущено не было.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в

случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых

Информация о работе Защита трудовых прав граждан