Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации  от юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях

технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы  здоровью и жизни граждан, загрязнения  окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и

(или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими  обязательных требований.

Мероприятия по контролю при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, а также при обращении граждан с жалобами на нарушение прав и законных интересов могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении

иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок

государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10% от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее

чем в отношении двух членов саморегулируемой организации, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

Порядок проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации устанавливается распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) по обращению саморегулируемой организации, которое должно содержать сведения, подтверждающие членство в саморегулируемой организации и солидарное несение предусмотренной настоящим пунктом субсидиарной ответственности ее членов за ущерб.

В установлении порядка проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации может быть отказано при наличии у органа государственного контроля (надзора) в момент обращения оснований проведения в отношении ее членов внеплановых мероприятий по контролю.

Решение об отказе в установлении порядка государственного контроля (надзора) саморегулируемой организации, принятое руководителем органа государственного контроля (надзора), может быть обжаловано в установленном порядке.

В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.

В случае если при проведении плановых мероприятий по контролю одним из членов саморегулируемой организации допускаются нарушения обязательных требований, органом государственного контроля (надзора) может быть принято решение о проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении любых других членов саморегулируемой организации.

Нарушения обязательных требований членами саморегулируемой организации, выявленные при проведении внеплановых мероприятий по контролю, являются основанием принятия решения органом государственного контроля (надзора) об отмене установленного порядка проведения плановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организации.

Принятое решение с указанием допущенных членами саморегулируемой организации нарушений и обстоятельств, послуживших основанием принятия такого решения, доводится органом государственного контроля (надзора) в письменной форме до сведения саморегулируемой организации в течение трех дней с даты его принятия.

Особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора)").

Наряду с предоставлением широкого круга правомочий государственным инспекторам, законодатель предусматривает целый перечень ограничений, который должен учитывать инспектор при проведении соответствующих мероприятий. Так, при проведении мероприятий по контролю (надзору) инспекторы инспекции труда не вправе:

1) проверять выполнение  обязательных требований, не относящихся  к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые  проверки в случае отсутствия  при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представления  документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их  исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом  тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные  сроки проведения мероприятий  по контролю (ст. 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").

Если в ходе проверки должностное лицо инспекции труда выявляет нарушения, оно должно среагировать по принципу, установленному в законе. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального

закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора)" должностные лица органов государственного контроля

(надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством  Российской Федерации,

обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением,

24

предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и

имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Если при проведении мероприятия по контролю (надзору) будет установлено, что товар

(работа, услуга) может причинить  вред жизни, здоровью, окружающей  среде и имуществу

потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения

потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения

возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о

возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате

которых выявлены нарушения обязательных требований (п. 3 ст. 10 Федерального закона "О

защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора)").

При проведении контрольно-надзорной деятельности органами инспекции труда в отдельных

областях деятельности государства необходимо решить вопрос о том, какими нормативно-

правовыми актами следует руководствоваться. Статья 4 Протокола от 1995 г. к Конвенции МОТ

"Об инспекции труда  в промышленности и торговле" устанавливает, что:

1) государство - член Конвенции  может вводить особый порядок  проведения инспекции

рабочих мест в важнейших национальных (федеральных_____) органах государственной

администрации, в вооруженных силах, в полиции и в других органах общественной безопасности,

а также в исправительных учреждениях, с тем чтобы регулировать полномочия инспекторов труда,

как они предусмотрены в ст. 12 Конвенции, в отношении:

- доступа только для  инспекторов, получивших заблаговременно  соответствующий допуск;

- проведения инспекции  в назначенное время;

- полномочия требовать  предъявления конфиденциальных  документов;

- выноса конфиденциальных  документов из помещений;

- взятия и анализа проб  материалов и веществ;

2) государство - член Конвенции  может также вводить особый  порядок проведения

инспекции рабочих мест в вооруженных силах и полиции и других органах общественной

безопасности в целях установления одного или нескольких из нижеследующих ограничений

полномочий инспекторов труда:

- ограничения на проведение  инспекции во время маневров  или учений;

- ограничения или запрета  на проведение инспекции частей, находящихся на передней

линии или в период активных действий;

- ограничения или запрета  на проведение инспекции во  время объявленных периодов

напряженности;

- ограничения на проведение  инспекции в отношении транспортировки  взрывчатых веществ

и вооружений в военных целях;

3) государство - член Конвенции  может также вводить особый  порядок проведения

инспекции рабочих мест в исправительных учреждениях в целях установления ограничений

инспектирования во время объявленных периодов напряженности;

4) до того как государство - член Конвенции воспользуется  особым порядком, возможность

которого предусмотрена в п. п. 1, 2 и 3, оно должно провести консультации с наиболее

представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, в случае отсутствия

таких организаций, с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся.

Решение, вынесенное по конкретному делу, не является окончательным и бесповоротным,

оно может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности, главному

государственному инспектору труда РФ и (или) в суде. Решения главного государственного

инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ). Из текста этой статьи можно

сделать вывод, что законодатель предоставляет административный и (или) судебный порядок

обжалования решения государственных инспекторов труда. Следовательно, правовой основой при

регулировании данного вопроса являются нормы КоАП РФ и Гражданского процессуального

кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). На государственных инспекторах труда лежит

обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании руководителями или

иными должностными лицами организации, согласно ст. 11 Федерального закона "О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного

контроля (надзора)".

Следует начать с рассмотрения административного порядка обжалования решений

государственных инспекторов труда. Административное производство возбуждается посредством

подачи жалобы в вышестоящий орган. Исходя из текста ст. 361 ТК РФ, таким органом является

руководитель по подчиненности главному государственному инспектору труда РФ.

Наряду с административным способом обжалования решения государственного инспектора

труда, гражданам предоставляется право подачи жалобы на решение государственных

инспекторов труда непосредственно в суд. Жалоба в суд может быть подана, если руководитель,

25

Информация о работе Защита трудовых прав граждан