Защита труда женщин в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности регулирования труда женщин и особенные отпуска в связи с репродуктивной функцией женщины.
Для достижения поставленной цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Охрана труда женщин» необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть общую характеристику охраны труда женщин.
 Проанализировать правовое регулирование труда женщин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
1.1. Понятие и значение охраны труда, положение женщин на рынке труда 9
1.2. Современное состояние охраны труда женщин в РК 16
1.3. Международные правовые нормы по охране труда в системе казахстанского законодательства ……………………………………………...20
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН
2.1. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин………30
2.2. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей и перерывы для кормле-ния ребенка 32
2.3. Иные гарантии, предоставляемые женщинам и лицам с семейными обязанностями …………………………………………………………………35
2.4. Правовое регулирование порядка приема женщин на государствен-ную гражданскую и муниципальную служ-бу……………………………………….37
2.5. Отпуск как один из видов гарантий защиты и охраны труда, виды отпусков предусмотренных законо-дательством РК………………..................38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
3.1. Проблемы условий и охраны труда женщин 43
3.2. Основные меры по обеспечению прав женщин в сфере труда 48
3.3. Направления совершенствования законодательства в области охраны труда женщин и детей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ГЛОССАРИЙ 64
ПРИЛОЖЕ-НИЯ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Файлы: 1 файл

Охрана труда женщин.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

Как и любые нормативные  правовые акты в системе законодательства РК, документы, регулирующие охрану труда, классифицируются по их юридической силе. Данная классификация необходима для разрешения противоречий в различных документах по одному и тому же вопросу.

Если международным  договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Далее наибольшей юридической силой (за исключением Конституции РК) обладает Трудовой кодекс РК.  

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Как правило, при заключении коллективного договора, условия, улучшающие положение работников в области охраны труда и дополнительные гарантии в этой сфере включаются в сам текст коллективного договора. Приложением к коллективному договору может быть Положение об охране труда. В этом нормативном акте не только конкретизируются отдельные дополнительные положения, установленные коллективным договором, но и определяющие конкретные льготы, например, перечень профессий рабочих, которым выдаются средства индивидуальной защиты и перечень указанных средств для каждой профессии, сроки выдачи и плановой замены средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п. [3 с.11].

Реформирование системы  экономических отношений в стране создает новую социальную среду  и требует выработки адекватной социальной политики. Ухудшение социально-экономической ситуации, обострение политических, демографических, межнациональных и иных процессов оказывают существенное влияние на качество жизни всех граждан, и в первую очередь женщин, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, одиноких родителей.

Смягчение негативных последствий  переходного периода в значительной степени зависит от того, насколько эффективны меры, призванные сдерживать процесс обеднения, содействовать адаптации к новым социально-экономическим условиям, то есть насколько экономическая политика государства социально ориентирована.

Осуществляемое сегодня реформирование социальной сферы носит прогрессивный характер и направлено на создание всем гражданам, независимо от пола, равных возможностей для реализации своих прав. Оно включает создание условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей, развитие активных форм социальной поддержки, ориентирующих население на самостоятельное решение своих проблем, развитие новой отрасли - социального обслуживания населения, помогающей гражданам адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и снимающей напряженность в обществе.

Женщины составляют 47% общей  численности занятых в экономике, из них в трудоспособном возрасте - 68%. Средний возраст занятых женщин - 38,8 года, мужчин - 39,2 года. При общем  снижении доли женщин среди занятого населения отмечается увеличение численности женщин, занятых предпринимательской деятельностью. Удельный вес женщин среди лиц не наемного труда в 2011г. составил 39%.

Работающие женщины  имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами. Так, среди занятых в экономике высшее профессиональное образование есть у более 20% женщин (у мужчин - 17%), среднее профессиональное образование - почти у 40% (27,7% - мужчин) [1].

Однако фактически женщины  крайне незначительно представлены на ответственных постах в органах  государственной власти, в производственной и финансовой сферах, 8 ассоциациях предпринимателей. В настоящее время в органах исполнительной власти женщины возглавляют Министерство труда и социального развития РК, Министерство культуры РК, Государственный антимонопольный комитет, Государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства. Женщины практически отсутствуют в руководстве влиятельных политических партий.

Социально-экономическое  положение женщин в Республики Казахстан сегодня вызывает серьезную озабоченность: сохраняются негативные тенденции прошлых лет, появляются новые проблемы. В ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношении женщин, падает их конкурентоспособность. Повышается риск потерять работу, ослабевает защищенность в трудовой сфере, сокращаются возможности получения нового места работы, профессиональной карьеры, повышения квалификации и переобучения.

Концентрация женщин в традиционных секторах экономики  на относительно низко оплачиваемой работе и продолжающаяся сегрегация в сфере труда ведут к сохранению, а в ряде случаев к увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин, В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин.

Анализ состояния трудовой занятости женщин в Республики Казахстан показал, что в 2010-2011 гг. наблюдалось повышение их экономической активности, росло число женщин, занятых в производственной и иной сферах деятельности. Однако и в эти годы не было обеспечено реальное равноправие женщин в сфере карьерного роста и возможности выбора жизненных стратегий. По этой причине в настоящее время, когда проявились последствия мирового финансово-экономического кризиса, среди уволенных трудовых кадров большинство составили женщины. В обществе наблюдается смещение ценностных ориентиров в общественном сознании, углубляется гендерное разделение в сфере социально-трудовых отношений. Эти утверждения подтверждаются анализом динамики изменений за последние десять лет в социально-экономическом и политическом развитии общества, общественных отношениях в контексте трудовой занятости женщин (см. табл.1) [1].

Таблица 1

Распределение численности, работающих, занятых в экономике

по половой принадлежности

Годы

Всего занятых в экономике

Мужчины, тыс.чел.

Женщины, тыс.чел.

Мужчины,

в %

Женщины,

в %

2005

65273

33754

31519

51,71

48,29

2006

66266

33709

32557

50,87

49,13

2007

67152

34199

32953

50,93

49,07

2008

67135

34177

32958

50,91

49,09

2009

68603

34710

33893

50,60

49,40

2010

69188

35012

34176

50,60

49,40

2011

70813

35702

35111

50,42

49,58


 

Проведенные социологические  исследования показали, что по уровню материального благополучия семьи безработных с несовершеннолетними детьми, особенно неполные, оказались в наиболее кризисном положении. В результате опроса выяснилось, что в неполных семьях, имеющих несовершеннолетних детей, 40,5% матерей до потери работы были, по существу, единственными кормильцами: их доход составлял 70-100% семейного бюджета (28% содержали семью полностью). Только 14,4% этих женщин указали, что их доходы составляли менее 10% семейного бюджета [1].

Женская рабочая сила, требующая дополнительных расходов на социальные цели, зачастую становится невыгодной для работодателя, В результате женщины оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда. Одним из основных направлений обеспечения занятости женщин является их профессиональное обучение.

Высокий уровень женской безработицы связан со многими причинами как объективного, так и субъективного характера. Значительно сократившиеся возможности бюджетного финансирования поставили многие отрасли непроизводственной сферы (в которых в основном и сосредоточены женщины-специалисты) перед необходимостью сокращать объем своей деятельности и увольнять часть занятых.

В этой ситуации женщины  оказались первыми кандидатами на увольнение: именно они составляли подавляющее большинство занятых в непроизводственной сфере, и многие из них, несмотря на наличие дипломов о высшем образовании, имели типично женские профессии: преподаватель младших классов, дошкольное образование, делопроизводитель и т.п. Практически все предприятия и организации начали активно сокращать численность административного и обслуживающего аппарата за счет женщин этих профессий.

Другим фактором, действующим  в этом направлении, стал процесс  конверсии военно-промышленного комплекса. Первыми из уволенных стали здесь женщины-инженеры, имеющие, как правило, высшее техническое образование и значительный опыт работы по своей специальности. В производственной сфере женщины тоже оказались в уязвимом положении: наиболее эффективный способ сокращения лишних затрат многие предприятия увидели в максимальном сокращении численности аппарата управления, причем в первую очередь за счет женщин, занимавших рабочие места инженеров, экономистов, плановиков и т.д.

Однако следует учитывать, что основные причины высокого уровня женской безработицы обусловлены не столько проблемами структурной перестройки, сколько проблемами экономического кризиса, когда происходит «вытеснение» работников из сферы труда при бездействии механизмов их повторного включения в эту сферу. Выполнение семейных обязанностей, воспитание детей традиционно лежат на женщине. Поэтому особую озабоченность вызывает разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работникам с семейными обязанностями совмещать профессиональную деятельность с обязанностями по дому.

Так, например, сокращается  строительство детских дошкольных учреждений и число детей, их посещающих. Возрастающие физические и психологические нагрузки, имеющиеся недостатки в лечебно-профилактической работе, неудовлетворительное состояние охраны труда женщин приводят к ухудшению состояния их здоровья, затрудняют реализацию репродуктивной функции, часто оказывают негативное влияние на здоровье детей.

Система управления трудовой занятостью женщин представляет собой комплексные механизмы институционального, организационного и информационного предназначения. Ее функционирование обеспечивается нормативной правовой базой. Система включает административные и аналитическо-информационные структуры. В своей деятельности она использует информацию институтов гражданского общества, согласует свою работу с органами законодательной, исполнительной, судебной власти государственного и регионального масштаба [2, с. 42].

Сильными сторонами  системы социального управления женской занятостью являются: нормативная правовая база, наличие женских институтов гражданского общества, профсоюзы, социально-психологические особенности  трудоспособного женского населения и другие.

Слабыми сторонами –  необходимость ухода за детьми, регламентация рабочего дня, физические и биологические особенности женщин, слабая степень объединения и солидарности, низкий уровень самозащиты, недостаточность профессионально-технического образования и другие.

Система социального  управления трудовой занятостью обеспечивает функционирование структур управления рынком труда. В этой связи, безусловно, ее задачами являются: регистрация безработных, трудоустройство, организация профессиональной переподготовки, психологическое консультирование и другое. Исследование показало, что эта система не в полной мере выполняет указанные функции. Подтверждают это такие факты: за 2010 – 2012 гг. обратились в службу занятости за помощью в трудоустройстве лишь 7,35% респондентов (см. рис.1).

Рис. 1. Источники информации о возможностях трудоустройства

 

Исследование показало, что некоторые  положения, направленные на защиту прав женщин, в ныне действующих правовых актах большей частью носят декларативный  характер. Например, в трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации женского труда. К ним относятся: запреты на работу в ночное время и на исполнение некоторых видов работ; ограничение рабочего времени (командировки, сверхурочные) и другие.

Политика государства в сфере  формирования трудового резерва негативным образом воздействует, прежде всего, на женщин. Например, отказ от системы гарантированного трудоустройства выпускников учебных заведений привел к росту безработицы среди молодежи, большую ее часть составили женщины.

Исследование показало, что государство мало внимания уделяет формированию гендерных аспектов общественного сознания граждан, созданию положительного образа работающей женщины [1].

Имеющиеся данные об уровне заболеваемости, материнской и младенческой смертности не могут не вызывать серьезной озабоченности, В настоящее время более половины всех родов - с патологией. По данным Минздрава РК, число нормальных родов снизилось до 31,8% в 2008 г. Более половины женщин репродуктивного возраста страдают гинекологическими заболеваниями.

На состояние здоровья женщин и их потомства определенным образом влияют опасные и вредные условия труда. В промышленности, строительстве, на предприятиях транспорта и связи на начало 2011 г. в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало 880,2 тыс. женщин, или 12% от численности всех женщин. занятых в этих отраслях. Физические нагрузки испытывали почти 74 тыс. женщин, занятых на предприятиях и в организациях этих отраслей. В связи с несоблюдением техники безопасности на производстве женщины часто получают увечья. Наиболее неблагополучное положение сложилось на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, где ежегодно травмируются до 20 тыс. женщин [1].

Информация о работе Защита труда женщин в РК