Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 17:19, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблем, возникающих при реализации принципа свободы труда.
Для достижения основной цели работы, нам необходимо решить ряд промежуточных задач:
рассмотреть принцип свободы труда в его историко-правовом аспекте.
определить государственные гарантии реализации данного принципа.
рассмотреть механизм защиты права на труд.
выделить проблемы реализации принципа свободы труда в современной России и предложить свободы их решения на законодательном уровне.
Введение…………………………………………………………………….…3-4
Глава 1. Свобода труда: сущность, нормативно-правовые основы….……5
1.1 Принцип свободы труда в историко-правовом аспекте…………..….5-13
1.2 Общетеоретическая характеристика принципа свободы труда…….14-16
Глава 2. Механизм защиты права на труд……………………………….…17
2.1 Роль международных организаций труда в механизме защиты права и свобод в сфере трудовых отношений………………………………….....17-23
2.2 Проблемы повышения эффективности ответственности работодателя за нарушение принципа свободы труда………………………………….….23-29
Заключение……………………………………………………………….…30-32
Список использованной литературы………………………
1.1 Принцип свободы труда в историко-правовом аспекте…………..….5-13
2.2 Проблемы повышения эффективности ответственности работодателя за нарушение принципа свободы труда………………………………….….23-29
Важнейшим принципом трудового права
признается свобода труда. Этот принцип
провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и
признан международным сообществом. Свобода
труда проявляется, прежде всего, в предоставлении
возможности человеку свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию.
Конституцией РФ не предусмотрена обязанность
трудиться. Каждый гражданин может трудиться
в избранной им сфере деятельности или
отказаться от участия в труде. В соответствии
с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О
занятости населения в Российской Федерации"
незанятость граждан не может служить
основанием для привлечения их к административной
или иной ответственности. Гражданин может
свободно выбирать вид трудовой деятельности:
заниматься предпринимательством, работать
на основе гражданско-правовых договоров
(подряда, поручения, возмездного оказания
услуг, авторского договора) или по трудовому
договору.1
В настоящее время в российской экономике
сложилось два правовых режима регулирования
трудовых отношений - зафиксированное
в законодательстве трудовое право для
бюджетных организаций и "обыденное"
право для нового коммерческого сектора.
Если в бюджетных организациях трудовое
законодательство еще как-то соблюдается,
то в новом коммерческом секторе требования
Трудового кодекса РФ выполняются далеко
не всегда. В организациях малого и среднего
бизнеса распространены гражданско-правовые
отношения, потому что это удобно работодателю.
Право на труд относится именно к новому коммерческому сектору и находит закрепление лишь в международных пактах. Тем самым фактически законодательством РФ предусмотрена свобода выбора - трудится или нет, однако само право на труд остается как бы само собой разумеющимся понятием, однако остается вне нормативного урегулирования, а частью «обыденного» права.
Цель исследования заключается в изучении проблем, возникающих при реализации принципа свободы труда.
Для достижения основной цели работы, нам необходимо решить ряд промежуточных задач:
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие при реализации принципа свободы труда.
Предметом работы являются нормы российского трудового права и практика их применения.
Теоретической основой работы являются труды ученых-юристов в области трудового права. В работе были использованы труды С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова, В.Н. Толкуновой, Б. А. Горохова, В.И. Миронова и других. В научных работах были затронуты многие проблемные вопросы конституционного принципа права на труд.
Глава I. Свобода труда: сущность, нормативно-правовые основы
1.1 Принцип свободы труда в историко-правовом аспекте
Первый российский кодифицированный законодательный акт в сфере труда – Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. установил право на применение труда. Впоследствии, право на труд было включено в качестве первого основного права гражданина, в Конституция СССР 1936 г. и 1977 г., а также в принятых в соответствии с ними Конституции союзных и автономных республик. В них не только провозглашалось данное право, но и определялось его содержание и указывались меры, которые должны были гарантировать его осуществление.
Так в Конституции СССР 1936 г. провозглашалось, что «граждане СССР имеет право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством». В ней указывалось, что оно обеспечивается «социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы» (ст. 118).
В Конституции СССР 1977 г. Значительно расширялось содержание, и увеличивались меры по обеспечению права на труд. В ней указывалось: «Граждане СССР имеют право на труд, - то есть право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей». В ней отмечалось, что «это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением новым специальностям, развитием системы профессиональной ориентации и трудоустройстве» (ст. 41).
В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., провозглашалось, что «каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий» (п. 1 ст. 23), в этом виде право на труд было закреплено в КЗоТ РФ в 1992 г.
Признание права на труд в одной из крупнейших стран мира оказало значительное идеологическое воздействие на развитие зарубежного законодательства и международного права. В 1919 г. Была создана Международная организация труда, благодаря которой сформировалось международное трудовое право, ориентированное на признание, реализацию и защиту трудовых прав человека.
С середины ХХ в. право на труд становится общепризнанной международной нормой, получая закрепление в основных международных актах о правах человек.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозгласила ряд основных прав человека в сфере труда, указав, прежде всего, что «каждый человек имеет право на труд» (п. 1 ст. 23).
В главном европейском политико-правовом документе в социальной сфере – Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г., было закреплено первостепенное значение права на труд среди социальных прав человека, дано международно-правовое определение его содержания и указан перечень необходимых государственных гарантий его осуществления. При пересмотре этой Хартии Советом Европы в 1996 г. было сохранено данное право и подтверждена его приоритетная роль в социальном развитии Европы.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН и подписанный 19 декабря 1966 г., включил право на труд и указал на меры, которые должны быть приняты государствами для осуществления этого права.
Однако подходы к определению роли права на труд, его содержания и условий его осуществления принципиально различны в истории отечественной и международно-правовой практики.
Российское кодифицированное трудовое законодательство начинало свое развитие с установления приоритета трудовой повинности по отношении к праву на труд. В КЗоТ РСФСР 1918 г. устанавливалась трудовая повинность для всех граждан, лишь за некоторыми изъятиями (п. 1). В нем указывалось, что «право на применение своего труда имеют в первую очередь лица, обязанные трудовой повинностью» (п. 11). Первый раздел Кодекса был назван «О трудовой повинности, который предшествовал второму разделу «Право на применение труда».
В последующие годы и десятилетия право на труд в нашей стране прочно было связано с обязанностью трудиться.
В Конституции СССР 1936 г. Трудовая обязанность закреплялась как одна из принципиальных характеристик общественного устройства страны. Она была включена в первую главу в ст. 12, что намного предшествовало конституционному закреплению праву на труд, зафиксированному в ст. 118. среди принципиальных положений, характеризующих общественной устройство, лишь два правовых положения относились непосредственно к человеку: право личной собственности (ст. 10) и трудовая обязанность (ст. 12).
В Конституции указывалось: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест», в СССР осуществляется принцип социализма: «От каждого по его способностям, каждому – по его труду» (ст. 12).
В советском общесоюзном и республиканском трудовом законодательстве, принятом на рубеже 60-70 годов, провозглашалось наступление эпохи свободного труда, свободы труда от эксплуатации и в то же время указывалось, что в стране осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудиться. Эти положения отмечались в преамбулах Основ законодательства о труде СССР 1969 г. и Кодекса законов о труде РСФСР 1971 г.
Лишь в конце 70-х годов Конституция СССР 1977 г, а затем и республиканские Конституции изменили соотношение между трудовой обязанностью и правом на труд, установив приоритетность права на труд. Данное право было закреплено в ст. 41, а дополняющая его обязанность содержалась в ст. 60 Конституции сохранила обязательность труда в обществе, дополнив ее некоторой степенью свободы и указав на необходимость общественной полезности и добросовестности труда граждан. Конституционно устанавливалось, что «обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества» (ст. 60).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период право на труд впервые на конституционном уровне было закреплено в Конституции ССССР 1936 года (ст. 118) как право на получение гарантированной работы с оплатой по количеству и качеству и обязанность общества предоставить гражданину работу и справедливо ее оплатить. Конституция СССР 1977 г.
Расширила и конкретизировала это право, предусмотрев, что право на труд включает не только право гражданина на получение гарантированной работы, но и права на выбор профессии, родя занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Эта формулировка впоследствии была закреплена в КЗоТ (в ред. от 12 августа 1980 г.). И в том, и в другом случаях предусматривались социально-экономические гарантии права на труд. Конституционно закрепленная обязанность трудоспособных граждан трудиться и право на труд как таковое признавались как аксиома.
Но что касается сущности этого права, его содержания, то и в советский период их понимание не было единообразным. Анализируя указанную проблему, А.М. Лушиников и М.В. Лушиникова отмечали, что в советский период ученые рассматривали право на труд в основном либо в качестве субъективного права, которое должно подлежать защите, либо в качестве элемента трудовой правоспособности граждан.2
Отражая вторую из указанных точек зрения, Л. Ф. Гинцбург обоснованно считал неприемлемой конструкцию «право на труд – субъективное право», поскольку оно не предусматривало возможности гражданина требовать заключения трудового договора с конкретной организацией. В этом случае право на труд означало только возможность граждан реализовать свои способности к труду и не обладало таким необходимым элементом субъективного права, как свойство состязательности. Не случайно и Конституция СССР 1936 г., и Конституция СССР 1977 г. провозглашая право на труд, предусматривали общие социально-экономические гарантии реализации этого права, направленные на создание возможностей использования гражданином своих способностей к труду, но вовсе не дающие ему право требовать заключения трудового договора с конкретной организацией.
Таким образом, в советский период право на труд являлось элементом трудовой правоспособности, что означало обеспеченную определенными, в основном социально-экономическими, гарантиями его возможность реализовать свои способности к труду.
Конституция РФ (ст. 37), как правильно отмечается в литературе, отказалась от легального закрепления права на труд как такового и его гарантий, ограничившись провозглашением свободы труда как права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Такой вывод подтверждается анализом соответствующих норм важнейших международно-правовых актов.
В статье 23 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы и справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных прав 1966 г. в ст. 6 предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права.3 Европейская конвенция о защите прав человека, Европейская социальная хартия, отмечая, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности, призывают государства в целях обеспечения эффективного осуществления права на труд признать одной из своих основных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижения полной занятости.