Защита труда женщин в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности регулирования труда женщин и особенные отпуска в связи с репродуктивной функцией женщины.
Для достижения поставленной цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Охрана труда женщин» необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть общую характеристику охраны труда женщин.
 Проанализировать правовое регулирование труда женщин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
1.1. Понятие и значение охраны труда, положение женщин на рынке труда 9
1.2. Современное состояние охраны труда женщин в РК 16
1.3. Международные правовые нормы по охране труда в системе казахстанского законодательства ……………………………………………...20
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН
2.1. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин………30
2.2. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей и перерывы для кормле-ния ребенка 32
2.3. Иные гарантии, предоставляемые женщинам и лицам с семейными обязанностями …………………………………………………………………35
2.4. Правовое регулирование порядка приема женщин на государствен-ную гражданскую и муниципальную служ-бу……………………………………….37
2.5. Отпуск как один из видов гарантий защиты и охраны труда, виды отпусков предусмотренных законо-дательством РК………………..................38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
3.1. Проблемы условий и охраны труда женщин 43
3.2. Основные меры по обеспечению прав женщин в сфере труда 48
3.3. Направления совершенствования законодательства в области охраны труда женщин и детей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ГЛОССАРИЙ 64
ПРИЛОЖЕ-НИЯ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Файлы: 1 файл

Охрана труда женщин.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Современное состояние охраны труда женщин в Республики Казахстан

 

В настоящее время  в Трудовом кодексе РК (ст.185) четко прописаны ограничения на труд женщин в Республики Казахстан. В частности, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

В КазССР было законодательно закреплено, что не допускались к работе в выходные дни беременные женщины и матери, кормящие грудью, женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года, несовершеннолетние.

В действующем Трудовом кодексе РК, который вступил в силу с 15.05.2007 года эти права расширены. В частности, там записано (ст. 187): «работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускаются только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в эти дни».

Защищая труд женщин, государство  запретило их работу в ночное время. Ночным временем считался период суток с 22 часов вечера до 6 часов утра. Так, в КазССР к работе в ночное время не допускались беременные женщины и матери, кормящие грудью, женщины, имеющие детей в возрасте до одного года, лица моложе 18 лет и другие в соответствии с законодательством.

Привлечение женщин к  работе в ночное время не допускается, за исключением ряда отраслей народного хозяйства, где это вызвано особой необходимостью» [3, с.109].

Особое внимание проявляло государство  к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Им были предоставлены значительные льготы. Минимальный отпуск по беременности и родам для всех женщин составлял в КазССР 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов (раньше отпуск был короче). За отказ от приема на работу беременных или кормящих грудью женщин могло быть начато уголовное преследование. При наличии беременности или кормления ребенка грудью женщину должны были перевести на более легкую работу, ей мог быть предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, могли быть предоставлены дополнительные перерывы в работе и т.п.

Современное законодательство в виде Трудового кодекса РК также продолжило защиту труда женщин и расширение их прав. Например, в статье 193 указывается, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов. Многие статьи Трудового кодекса РК по защите прав женщин и защиты их труда были пересмотрены, многие сохранены. Все это привело к созданию целого комплекса защитных мероприятий по охране труда и здоровья женщин в настоящее время [4, с.272].

Оценивая в целом  действующее в Республике  Казахстан законодательство по охране труда женщин, можно его отнести к достаточно современным и прогрессивным.  Например, если рассмотреть зарубежное трудовое законодательство в области охраны труда женщин, то оно значительно уступает Казахстанскому законодательству. Так, например, в Бельгии и Люксембурге правовой раздел об охране труда женщин сокращен до критического минимума, и там остались практически только нормы об охране труда беременных женщин. Здесь надо отметить, что процессу исчезновения льготных норм для женщин в развитых странах способствуют феминистки [5, с.275].

Трудности переходного периода, кризисное состояние экономики, формирование рыночных механизмов регулирования рынка труда по-новому заостряют проблемы участия женщин в общественном производстве, усиливая дискриминационные тенденции. Именно эта категория населения в настоящее время наиболее уязвима в сфере занятости и трудовых отношений, наименее конкурентоспособна на рынке труда, имеет ряд законодательно установленных трудовых льгот, ставящих женщин в неравное положение с мужчинами и создающих прецедент возникновения неравных возможностей.

Законодательно установленные  запреты на направление женщин в  командировку, привлечение к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни женщин, вышедших на работу до достижения ребенком возраста трех лет, действуют вопреки их желаниям, Практика свидетельствует, что на работу ранее достижения ребенком трехлетнего возраста выходят именно те женщины, которые по материальным соображениям не имеют возможности не работать. Сегодня закон делает их неудобной и невыгодной рабочей силой для предпринимателя.

Дискриминационный характер данных норм снижается в том случае, если они из разряда льгот для женщин переходят в разряд гарантий, дающих женщине право выбора пользоваться или нет своими правами. Фактически имеют место нарушения законодательно установленного равенства при приеме на работу. Несмотря на наличие в законодательстве норм, определяющих недопустимость прямых или косвенных ограничений при приеме на работу, не связанных с деловыми качествами, такие нарушения имеют место. Около трети руководителей предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам (исследования Генеральной прокуратуры РК).

Имеет место и нарушение  законодательства о трудовых правах и льготах, установленных для женщин. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их труд применяется на рабочих местах с вредными условиями. Из 40 предприятий, проверенных Генеральной прокуратурой РК, на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время, незаконно увольнялись с работы [1].

В Казахстанском трудовом законодательстве содержатся определенные гарантии обеспечения выполнения женщинами репродуктивной функции. Установлен комплекс мер, направленных на защиту родительства, материнства, отцовства. Это защита беременных женщин от безработицы и обязательное их трудоустройство при возникновении ситуаций, когда сохранить рабочее место невозможно. Охрана труда беременных женщин и матерей, имеющих детей грудного возраста, предоставление перерывов в связи с кормлением грудного ребенка. Оплачиваемым отпуском по уходу за больным ребенком может воспользоваться любой член семьи.

Однако эти нормы не всегда соблюдаются. Проверки исполнения законодательства о трудовых правах и льготах женщин, позволили выявить факты дискриминации по признаку пола, в значительной степени касающиеся применения труда беременных женщин и многодетных матерей, Игнорировались их преимущественные права на сохранение работы при сокращении численности или штата работников, создавались различные препятствия при трудоустройстве.

За 9 мес. 2010 г. органы труд инспекции, осуществляя надзорно-контрольные  функции, провели более 206 тыс. проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено 1,7 млн. нарушений. Кроме того, госинспектора труда провели более 3,5 тыс. таких целевых проверок.

Для устранения выявленных нарушений госинспекторами труда  было выдано более 136 тыс. предписаний, большинство из которых уже исполнено. По результатам проверок более 25 тыс. руководителей и других ответственных работников предприятий и организаций привлечены к административной ответственности.

По всем выявленным нарушениям работодателям выданы предписания, органы исполнительной власти проинформированы, отдельные руководители привлечены к административной ответственности (штрафу).

За 10 мес. 2010 г. за нарушение  трудового законодательства, в первую очередь в отношении женщин, к  дисциплинарной ответственности привлечено 17,4 тыс. должностных лиц, в том числе 323 чел, уволено с занимаемой должности [1].

Распространенный характер получили правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускались при реорганизации предприятий или смене их собственника в ЮКО, Павлодарской и Карагандинских областях. Как правило, по требованию госинспектора труда незаконно уволенные работницы восстанавливались на работе, а руководители, допустившие нарушение законодательства, привлекались к административной ответственности.

Несмотря на закрепление  в законодательстве норм, направленных на ограничение применения труда женщин в неблагоприятных условиях труда, проблема работы женщин в опасных и вредных условиях труда остается достаточно актуальной.

Единовременный перевод женщин с этих видов работ, запрещение использования их труда имеют двоякое значение. С одной стороны - сохранение здоровья женщин. В связи с этим улучшение условий их труда является обязательным предметом специальной государственной программы, предусматривающей в числе прочего разработку мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе и женщин, а также программ по созданию средств малой механизации для облегчения труда работников промышленных, сельскохозяйственных предприятий и сферы обслуживания.

С другой стороны - необходимость  максимально сохранить социальные права и гарантии для женщин, связанных  с выполнением ими репродуктивной функции и участием в общественном производстве. Это актуально в условиях сложной экономической ситуации, складывающейся в РК с появлением таких новых явлений, как феминизация бедности и нищета.

Минтруд Республики Казахстан  совместно с научными организациями  и по согласованию с органами исполнительной власти разработал и подготовил к утверждений проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 пет). Однако при их утверждении возникли серьезные препятствия. Ужесточение требований возрастного ценза при регулировании запрещения на определенные виды работ для женщин, безусловно, повлекло бы за собой рост безработицы среди женщин. Принятию решения, предусматривающего снятие категорического запрета применения труда женщин детородного возраста на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, и законодательному его оформлению должна предшествовать серьезная подготовительная работа по уточнению характера воздействия на женский организм тяжелых, вредных и опасных условий труда с учетом специфики различных производств и последующего внесения соответствующих изменений в перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц до 21 года, а также организация опережающего профессионального обучения высвобождаемых женщин.

По всей видимости, целесообразно  не введение единовременного запрета на применение труда женщин детородного возраста в указанных видах работ, а разработка механизмов поэтапного вывода женщин с тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. В частности, на первом этапе осуществления этой работы можно было бы запретить прием на работу женщин в возрасте до 35 лет, а также начать освобождение с этих работ женщин, проработавших не более 2 лет, с гарантией последующего их трудоустройства.

Очередная насущная проблема - сочетание профессионального труда  с материнством, Наиболее уязвимыми являются женщины, которые фактически используют отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. При выходе на работу они подвержены риску быть сокращенными в первую очередь, т.к. объективно за время отпуска теряют профессиональные навыки, их знания устаревают. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что доля безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, почти в два раза выше, чем среди безработных мужчин.

В более чем 700 тыс. семей  при наличии в них несовершеннолетних детей один из родителей является безработным, а в 61 тыс. семей безработные родители ~ единственные кормильцы. У 70 тыс. безработных - по трое и более детей. Очевидно, в данной области также существует широкий простор для законодательных инициатив [8, с.109].

    1. Международные правовые нормы по охране труда в системе казахстанского законодательства

 

Специалисты в области  сравнительного трудового права  отмечают, что во многих странах  Западной Европы работодатели отказываются от предоставления работающим женщинам (за исключением беременных и матерей, воспитывающих малолетних детей) специальных льгот и особых преимуществ в сфере труда.

Так, д.ю.н., проф. И.Я. Киселев указывал: «Акты по специальной охране женского труда либо ослабляются исключениями и оговорками, либо прямо отменяются, либо объявляются судами противоречащими законам о запрещении дискриминации по признакам пола и лишенными юридической силы. Особенно далеко дело зашло в Скандинавских странах, где действующее законодательство характеризуется почти полным отсутствием специальных норм по охране труда женщин» [4, с.218].

Из бывших советских  республик, пишет он, по аналогичному пути дальше всех пошел Кыргыстан, где беременные женщины допущены к работе в ночное время (при наличии их письменного согласия).  
Основной аргумент в пользу отказа от льгот - их негативное воздействие на занятость женщин, а также «принципиальная неприемлемость… гендерной охраны труда, развивающей в женщинах чувство неполноценности» [6. с.20].

А в Республике  Казахстан законодатель пока не следует в русле мировых тенденций и не отказывается от установления развернутой системы специальных норм, предоставляющих работающим женщинам льготы и преимущества. 
Примечательно, но «прогендерное» законодательство все же не вполне согласуется с Рекомендацией Международной организации труда (МОТ) № 95 «Об охране материнства». Раздел 3 данного документа предусматривает, что перерывы в работе для кормления грудных детей должны (когда это осуществимо) составлять в общей сложности по меньшей мере полтора часа в течение рабочего дня. По представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кормления грудных детей должны соответствующим образом меняться.

Информация о работе Защита труда женщин в РК