Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.

Файлы: 1 файл

вопр1.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

 

1.Уровни, формы и органы социального  партнерства в сфере труда.

Введение

 

Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально  учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров  по подготовке и выполнению комплекса  антикризисных мер в сфере  социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными  договорами и соглашениями. Более  тесное взаимодействие социальных партнеров  необходимо на всех уровнях регулирования  социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.

 

Основная часть

 

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда  в этих процессах участвуют работники  и их представители, работодатели и  их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно  взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой  регулярно, в получении социально-бытовых  и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован  в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким  образом, каждый участник производственного  процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы  социального партнерства - ведение  коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

Двусторонняя модель социального  партнерства возникает на уровне организации.

Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать  интересы работников и работодателей  на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим  участником рассматриваемых отношений  выступает государство в лице соответствующих органов.

Для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно  действующая Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители  общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах Российской Федерации  могут образовываться трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

На территориальном уровне могут  образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Государство занимает особое место  в системе социального партнерства:

1) именно государство принимает  законы и иные нормативные  правовые акты, определяющие правила  и процедуры форм социального  партнерства. Государство определяет  правовое положение социальных  партнеров - объединений работодателей  и объединений работников, формы  и методы представительства и  т.п.;

2) государство может выступать  в качестве посредника при  разрешении конфликтов между  социальными партнерами;

3) государство выступает в качестве  социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений  определенного уровня.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких  обязательств при заключении соглашений. Их задача - стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда  в данной местности, отрасли и  пр. Такое положение дает основание  говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге - к достижению необходимого для  успешного экономического развития социального мира.

Статья 25 ТК РФ предусматривает, что  стороны социального партнерства - работники и работодатели - участвуют  в системе социального партнерства  как непосредственно, так и через  своих представителей, которые действуют  от имени и в интересах сторон.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать  в качестве стороны социального  партнерства только в тех случаях, когда они прямо уполномочены на представительство или когда  это специально предусмотрено федеральным  законом.

Статья 26 ТК РФ выделяет уровни социального  партнерства. Они могут быть сгруппированы по территориальному признаку. Это означает, что социально-партнерские отношения складываются в целом на какой-либо территории (муниципального образования, региона, субъекта Российской Федерации и др.).

Однородность социально-трудовых проблем, возникающих в отраслях, позволяет выделить не только отраслевой уровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаются  основы регулирования труда в  двух и более субъектах Федерации.

Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

На этом же уровне действует и  Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Региональный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. Соответственно, на этом уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта Федерации.

Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Отраслевой уровень социального  партнерства может охватывать как  всю Российскую Федерацию в целом, так и отдельные ее регионы  или территории.

Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.

Заключаемое территориальное соглашение регулирует условия труда, а также  социальные гарантии и льготы, связанные  с территориальными особенностями  города, района, другого административно-территориального образования.

Заключение

 

В современном обществе работодатель - важная фигура, значение которой только возрастает в условиях общественно-политической нестабильности и постоянных экономических  спадов.

Что касается закрепления и нормативного оформления статуса таких объединений, то принятие соответствующего закона предусматривал Трудовой кодекс РФ, содержащий отсылочную норму (ст. 33) об определении  особенностей правового положения  объединения работодателей федеральным  законом.

Закон об объединениях работодателей  завершает формирование комплекса  нормативных актов, регулирующих институт социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений  между сторонами такого партнерства (работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления), направленная на согласование их интересов по вопросам регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Закрепление в Трудовом кодексе  РФ специального раздела II «Социальное  партнерство в сфере труда» (ст. ст. 23 - 55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником и работодателем в условиях противоречий их интересов.

Развитию института социального  партнерства способствует ослабление роли государства в трудовых отношениях, уменьшение централизованных норм и  увеличение локального регулирования. Таким образом, достигается разумный паритет правовых инструментов и  одновременно баланс централизации  и децентрализации в трудовом праве.

Между тем государство может  осуществлять государственную политику как опосредованно, т.е. через нормативное  регулирование, установление правил и  норм в сфере труда, так и непосредственно - через участие в соответствующих  отношениях государственных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления. Социальное партнерство предполагает сотрудничество между работодателями и работниками (сторонами трудовых отношений), а  также органами государственной  власти и местного самоуправления.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.

3. Трудовое право России: Учебник (2-е издание) / под ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.

                 Задача №1

Работники частного предприятия  объединились в профессиональный союз, избрали профсоюзный комитет, комиссию по охране труда и другие комиссии, а также доверенное лицо по охране труда.

Работодатель стал препятствовать деятельности профорганизации. В частности, не допускал ее представителей на рабочие  места, при возникновении несчастных случаев акт составлял единолично, не привлекал их к экспертизе безопасности условий труда. Когда же профком решил заслушать работодателя по вопросу об улучшении условий труда, он не явился на заседание.

Какие права профсоюзов и  формы их деятельности направлены на защиту коллективных социально-трудовых прав и интересов трудящихся?

Какими конкретными полномочиями обладают профсоюзы по контролю в  области охраны труда?

Какие гарантии закреплены в трудовом законодательстве для  работников, входящих в состав профорганов?

Решение:

1) Права профсоюзов и формы  их деятельности, направленные на  защиту коллективных социально-трудовых  прав и интересов трудящихся.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями)

Статья 11. Право профсоюзов на представительство  и защиту социально-трудовых прав и  интересов работников

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Проекты законодательных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются  и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих  профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями  о принятии соответствующими органами государственной власти законов  и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

2. Профсоюзы защищают право своих  членов свободно распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать род деятельности и  профессию, а также право на  вознаграждение за труд без  какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда.

3. Системы оплаты труда, формы  материального поощрения, размеры  тарифных ставок (окладов), а также  нормы труда устанавливаются  работодателями, их объединениями  (союзами, ассоциациями) по согласованию  с соответствующими профсоюзными  органами и закрепляются в  коллективных договорах, соглашениях.

Информация о работе Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда