Формы, уровни и виды социальных коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.
Цель работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…..….….. 3
Глава I. Социальная коммуникация ……………………………………………… 4
1.1 Понятие социальной коммуникации……………………………...……… 4
1.2. Виды социальной коммуникации…………………………………….... 6
1.3. Уровни социальной коммуникации……………………………… …... 9
1.4 Формы социальной коммуникации…………………………………… 15
1.5. Задачи социальной коммуникации……………………………………. 18
Заключение ………………………………………………………………..…….. 24
Список использованной литературы ……………………………………..…… 25

Файлы: 1 файл

Формы, уровни и виды социальных коммуникаций..doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна»

 

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

КАФЕДРА  РЕКЛАМЫ  И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Контрольная  работа по дисциплине Основы теории коммуникации

 

На  тему Формы, уровни и виды социальных коммуникаций

Выполнила: студентка 

группа СЗ-42с

Белова Екатерина  Юрьевна 

Зачетная книжка №1235265

 

Руководитель:

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………...…..….…..   3  

Глава I. Социальная коммуникация ………………………………………………  4

1.1 Понятие социальной  коммуникации……………………………...………   4 
      1.2.    Виды социальной коммуникации……………………………………....  6 
      1.3.    Уровни социальной коммуникации……………………………… …...   9

      1.4    Формы социальной коммуникации……………………………………   15

      1.5.   Задачи социальной коммуникации…………………………………….   18

Заключение  ………………………………………………………………..……..   24

Список использованной литературы  ……………………………………..……   25


 

Введение

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать  отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникациям носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

Каждый шаг  – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Цель работы – ознакомить с природой и сложностями  коммуникаций, с потенциальными западнями  на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно  предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией. 
Глава I. Социальная коммуникация

1.1 Понятие социальной  коммуникации.

Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литературе. В первом словаре иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленом лично Петром I, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение». Встречается это слово в писаниях Петра и его сподвижников. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось. Современный «Большой энциклопедический словарь» (М., 1997) указывает два значения:

1) путь сообщения,  связь одного места с другим;

2) общение, передача  информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации. Коммуникант, он же отправитель (передатчик информации) передает сообщение (объект) реципиенту, он же адресат (приемник информации)[7]

Коммуникация - это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой  обмен происходит не обязательно  в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.

Коммуникационное  действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. В зависимости от цели участников коммуникационное действие может осуществляться в трех формах: подражание, управление, диалог. Коммуникационная деятельность складывается из коммуникационных действий. Преобладающая форма коммуникационных действий (подражание, либо управление, либо диалог) становится формой соответствующей коммуникационной деятельности.

Коммуникационная  деятельность не цепочка последовательных коммуникационных действий (операций), а единство коммуникационных и некоммуникационных актов; и наоборот, любая некоммуникационная деятельность (познание, труд) включает в свою структуру коммуникационные действия. [7]

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует  определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

1.2.     Виды  социальной коммуникации

Выделяют  несколько видов социальной коммуникации:

1. По характеру  аудитории: 

  • Межличностная(индивидуализированная) коммуникация представляет собой непосредственный, "лицом к лицу" контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова "коммуникация"), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова "интеракция" – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

    По  характеру взаимодействия можно  различать личностную и ролевую  межличностную коммуникацию. Первая  носит более экспрессивный характер, связанный с самовыражением "Я". Само участие в коммуникации имеет при личностной коммуникации самодовлеющую ценность. Как форма, так и содержание личностной коммуникации не связаны сколько-нибудь строгими нормами, а имеют индивидуализированный и ситуативный неформальный характер. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована в своих проявлениях, ее содержание и форма определены ролевыми отношениями партнеров, а процесс передачи информации нацелен на достижение определенного результата. Поэтому коммуникация носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер. Являясь наиболее древней формой, межличностная коммуникация сохраняет и в современном обществе ведущую роль в формировании личности и ее отношений с внешним миром. В сложных информационных процессах современного общества она выступает как противовес массовым формам коммуникации, опосредствуя их влияние на личность. Ролевая разновидность межличностной коммуникации наряду с групповой коммуникацией составляет основу системы коммуникации в организациях.[11]

  • Специализированная (групповая),  когда люди вступают в общение в малых группах. Количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.[11]

  • Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Эта форма коммуникации осуществляется специальными организациями, образующими социальный институт массовой коммуникации.

    Особенность  процессов массовой коммуникации  – в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением. Вследствие этого массовая коммуникация стала одним из наиболее эффективных способов социального контроля над массовым поведением. Исторические предпосылки возникновения и развития массовой коммуникации связаны с развитием капитализма: массовое производство и сбыт товаров потребовали формирования с помощью рекламы стандартизированных запросов массового потребителя; расширение рынка рабочей силы привело к повышению мобильности трудящихся масс и вместе с тем к расширению диапазона их информационных потребностей; необходимость в более квалифицированной рабочей силе способствовала всеобщей грамотности; политическая форма капиталистического общества предполагала распространение политического влияния институтов власти на широкие слои населения не только методами прямого подчинения, но и "обработкой умов"; повышение производительности труда создало предпосылки для уменьшения рабочей недели и вместе с тем породило новые потребности, связанные с проведением свободного времени.[11]

2. По источнику  сообщения: 

— официальная (формальная)

— неформальная

3. По каналу  передачи:

— вербальная

— невербальная[1]

1.3 Уровни социальной коммуникации

Внешний уровень

Повторим: действительные цели общественного бытия (как и  бытия любого индивида) неизвестны. Чаще всего мы ограничиваемся тем, что  лежит на поверхности вещей. В  своей же сущности проблема предназначения человечества, человека как биологического вида, да и человека как индивидуума еще далека от разрешения.

Но все  же и первые приближения — это  приближения к истине, поэтому  пренебрегать ими тоже нельзя. В  первом же приближении в ключевым ценностям на внешнеполитическом уровне могут быть отнесены такие, как суверенитет, свобода, безопасность, территориальная целостность. Все это формулируется социумом, государством как основная цель, осознается как высшая ценность. Интересно, что Макиавелли обосновывал этими материями право государства не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если последние вступают в противоречие с его основным интересом. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до середины XIX века. Впрочем, таким подходом не брезгуют и сегодня.

Ясно, что состояние, при котором возможности развития социума не сдерживаются ничем, само по себе не наступает, но даже, если каким-то чудом вдруг наступит, не может сохраняться вечно. Разное понимание этих ценностей означает, что единой стратегии их реализации не существует, и все же некая результирующая столкновения интересов складывается.

Традиционная  не только для европейского менталитета  форма их осознания сводится к  тому, чтобы за периметром государственных  границ не осталось никого, кто мог  бы угрожать суверенитету, свободе, целостности государства. Такое понимание зародилось в глубокой древности.[4]

Мы вынуждены  обращаться к давно истекшим временам и к не вполне строгому пониманию  высоких абстракций, сколь бы парадоксальным это ни показалось, по соображениям методологической строгости. Там, где речь идет об основном векторе развития социального организма, ценности, которые заполняют каналы социальной коммуникации и которые реализуются в статусных обязанностях и социальных ролях его структурных единиц, должны отвечать двум критериям: продолжительности и эффективности действия.

Согласно первому, прежде всего, должны приниматься во внимание те, которые господствовали над умами  людей, как минимум на протяжении нескольких поколений. Жизнь социума измеряется веками, часто тысячелетиями, поэтому все вносимое передовой мыслью каждой эпохи станет играть свою роль лишь в достаточно отдаленном будущем. Да и складывается она вовсе не из житий канонизируемых историей интеллигентов. А следовательно, современные представления, принимаемые сертифицированным экспертным сообществом, как бы дико это ни звучало, должны игнорироваться.

Согласно второму, в  расчет должны приниматься только те, которые овладевают обыденным сознанием. Это вызвано тем обстоятельством, что, только овладев массами, ценность становится действенной силой. Эта мысль принадлежит Марксу: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» . Между тем понимание вещей, которое доступно лишь передовому сознанию, на уровне массового принимает другую, нередко противоречащую истине, форму. Однако парадокс в том, что в жизнь воплощаются не высокие абстракции, порождаемые рафинированной мыслью, но именно бытовое понимание сложных общественных и природных явлений.

Так, прекраснодушная мечта  о всеобщем братстве воплощалась  в лозунге: «Аристократов на фонарь!», о равенстве — к призыву: «Грабь награбленное!» Так, взорвавшие сознание человечества физические теории начала прошлого столетия до сих пор далеки от сознания широких масс, вполне довольствующихся тем, что сегодня изучается в начальной школе. Так, учение Эпикура, говорившего о том, что цель жизни — это отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежного согласия человека с самим собой, до сих пор понимается в форме вульгарного гедонизма, который чаще всего вредит и телу, и духу. Впрочем, дело не только в интеллектуальном консерватизме масс, но еще и в неготовности их к нелегкому духовному труду.[7]

Таким образом, в жизни  социума значимы прежде всего  те, представления, которые овладели неразвитым сознанием масс и пережили не одно тысячелетие. Высказанное выше относится именно к ним.

Именно такое, внедрившееся в широкий обиход, понимание государственных ценностей имел в виду и Макиавелли, когда писал: «…необходимость вынуждает тебя к тому, что отвергает твой разум. Так что, когда республику, не приспособленную к территориальным расширениям, необходимость заставляет расшириться, она теряет свои основы и гибнет еще быстрее. Но, с другой стороны, если бы Небо оказалось к ней столь благосклонным, что ей не пришлось бы вести войну, праздность сделала бы ее либо изнеженной, либо раздробленной. То и другое вместе или порознь стало бы причиной ее падения» . Во многом оно не преодолено и сегодня, поэтому в обыденном представлении свобода, суверенитет понимаются как прямое противопоставление подчинению чужой силе и ассоциируются с борьбой. [1]

Кстати, в обыденном  сознании собственного определения, которое бы не включало в себя ни это противопоставление, ни контекст силового противостояния своему окружению, материи свободы, независимости, суверенитета попросту не имеют. Поэтому чаще всего традиция массового их понимания трансформируется в общегосударственную задачу обеспечения превосходства над окрестными народами. Иными словами, полная свобода, независимость, суверенитет видится массовым сознанием только там, где существует возможность продиктовать окружению свою волю.

Информация о работе Формы, уровни и виды социальных коммуникаций